Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Путешественник эпохи суши

21 июня 2007 10:00

На своем велосипеде Кетов проехал уже 144 тысячи км

В России нет спроса на национальных героев. Хотя герои, наверное, есть

В нашей стране есть деньги на множество важных вещей. Например, на строительство небоскребов, на оплату иностранного агентства, занимающегося улучшением имиджа страны, или на прогулку главы ФСБ на Южный полюс. На всякие пустяки денег не остается. Например, на лекарства, на бездомных, на ученых, на уникальные проекты, способные изменить наше представление о мире.
С 1991 года осуществляет свой абсолютно уникальный проект путешественник Владислав Кетов. Смысл его проекта прост — объехать вокруг земли, но не как Магеллан, прочертивший свои диагонали через океаны, а буквально. Вокруг земли — это значит вокруг суши, по береговой линии основных континентов — Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Путешествуя таким образом, Кетов преодолел семь пустынь, восемь зон боевых действий, горы и зоны наводнений. Не преодолел только порогов российских чиновничьих ведомств, что и не удивительно — эти ледяные вершины давно славятся своей неприступностью.


Владислав Кетов
Владислав Кетов


Вокруг света за 10 долларов
Свое первое путешествие в мае 1991 года Кетов предпринял, имея при себе 10 долларов и 260 рублей. С тех пор его капиталы как путешественника если и выросли, то не настолько, чтобы завершить начатый проект.
Когда где-нибудь за рубежом Владислав Кетов демонстрирует карту с пунктиром своего маршрута, готового сомкнуться вокруг земных материков, иностранцы восхищенно ахают: «Это гениально! Должно быть, в России вы национальный герой?»
Да, в любой цивилизованной стране мира Кетов давно бы стал национальным героем. Но он живет в России, где государство с высоты своей гордой вертикали решительно не замечает маленького человека, колесящего на своем велосипеде по странам и континентам. А если и замечает, то думает, наверное, с недоумением: «О какой помощи он просит? Пусть катится на все четыре стороны!»
И Кетов катится. В одиночку, без малейшей поддержки государства, изредка получая помощь от таких же чудаков, как он сам, Владислав уже проехал на велосипеде 144 тысячи километров. В 2003 году он первым в стране получил звание «Выдающийся путешественник России».
Владислав Кетов — путешественник эпохи суши не только по причине особенностей своего маршрута, но и в силу примет времени. Отношение к романтикам сегодня суше, настороженнее, прагматичнее, чем когда-либо. Если из чудаков нельзя извлечь сиюминутной прибыли, их предпочитают не замечать. Простите за невольный каламбур, но открытие нового ресторана-суши сегодня приоритетнее, чем кругосветное путешествие вокруг суши.
Нельзя сказать, что бюрократия — исключительно российская беда. Больше половины времени в пути уходит у Кетова на получение виз. Пока путешественник ждет визы, он рисует портреты, зарабатывая на странствия и на жизнь жены и детей в Петербурге.
На некоторых участках в Африке возможность погибнуть была более чем вероятной. Но Владислав сохранил уверенность в том, что человек способен преодолеть любые границы. Нужно только ясно сознавать цель, последовательно к ней стремиться и не «покорять» природу, а вписываться в общую гармонию, частью которой мы все являемся.

На своем велосипеде Кетов проехал уже 144 тысячи км


Другие берега
В чем же смысл проекта Владислава Кетова?
В обретении нового представления о мире и о роли человека в нем. В донесении этого понимания до каждого из нас.
Вот что говорит сам путешественник:
«Самое поразительное в этом путешествии — маршрут. Его даже не надо рисовать на карте. Он обозначен на всех картах мира. За многие века совершены сотни кругосветных путешествий, то есть путешествий вокруг земного шара, но путешествия буквально вокруг земли, то есть вокруг суши — не было. Понимание, что за всю историю человечества такое путешествие не было даже предложено, привело меня к подозрению, что мы живем не столько в реальном мире, сколько в пространстве мнимой реальности. А все путешествие стало важнейшим этапом длинного пути познания реальной картины мира и отказа от иллюзорных представлений и стереотипов.
Самые простые из них касаются нашего восприятия понятий географических. Большинством из нас мир воспринимается раздробленно, как набор континентов, стран, морей, океанов, существующих обособленно друг от друга. Многие считают существующие государственные границы необходимыми, а расовые, национальные, религиозные различия — непреодолимыми.
Мы считаем, что мир почти полностью освоен, и в то же время мир природы кажется нам огромным, сложным, опасным, дикие звери — многочисленными и агрессивными. Пустыня воспринимается безжизненным пространством, заполненным песком и страхом. Отсюда распространенное заблуждение, что прогресс — это покорение и исправление природы. Человек — по природе своей часть этого мира, такое же живое существо, как все остальные. Если он ведет себя по законам этого мира, все нормально.
С самого начала мне было очевидно, что путешествие возможно ровно настолько, насколько я смогу в своих действиях руководствоваться объективными законами реального мира, а не навязывать этому миру какие-то придуманные предрассудки.
Для меня главное в проекте — то понимание жизни, отношений человека с миром, законов реального мира, которое пришло или укрепилось за время странствий. Завершить проект и донести до людей это понимание — основной мой долг. С самого появления идеи в 1983 году проект осознавался мною именно как долг, который надо выполнять. Я ощущаю себя не более чем почтальоном, чья задача — донести некое сообщение до людей».

Первобытное племя в Анголе. У сидящего спиной туземца пробита голова
Первобытное племя в Анголе. У сидящего спиной туземца пробита голова


Безответные чиновники
И вот, пройдя непроходимые пустыни, найдя общий язык с не знающими никаких языков, вооруженными калашниковым туземцами, путешественник вернулся в Россию. Вернулся и пять лет искал поддержки и понимания у государства или предпринимателей, чтобы завершить свое путешествие. Искал тщетно. Вы спросите, почему раньше поддержка ему не требовалась, а теперь требуется? Сам он отвечает так: «Все, что можно было сделать без поддержки, с 1991 по 2000 год я сделал. То, что осталось, без поддержки пройти нереально. Потому что осталась береговая линия Северного Ледовитого океана, для прохождения которой необходимо сменить транспортное средство. Нужно проехать на экологически чистом транспорте более 25 тысяч километров за максимально короткое время. Во-первых, сезон для путешествия на Крайнем Севере очень короток. А во-вторых, возможностей зарабатывать в пути на этом этапе нет».
В 2005 году друзья Кетова, оценив идею и проделанное уже путешествие, попытались помочь. Владислав с их помощью проехал еще 12500 км. Профинансировав летом 2005 года путешествие вокруг Скандинавского полуострова, а в 2006 году — вдоль береговой линии Аляски, они рассчитывали привлечь к проекту внимание более состоятельных бизнесменов и властей.
Но попытки найти спонсора снова не увенчались успехом. Недавно было написано очередное письмо губернатору. Предыдущие (первое из них еще Владимиру Яковлеву) затерялись в Смольном. В Спорткомитете, куда письмо было направлено из Смольного с резолюцией «Разобраться», через месяц устно ответили, что проект городу в настоящее время не интересен. Письменного ответа так и не последовало.



Государство закрытого типа
«В чем корень человеческих проблем?» — спрашивает Кетов и отвечает: «Мир гармоничен, но человек — часть этого мира — ведет себя абсолютно неадекватно. В чем причина? Ответ пришел в Сахаре. Давно сформулировано, что жизнь — это хорошо организованная материя. Формулировка в основном верная, но как минимум неполная. Принципиально важен способ организации. Можно пытаться противостоять любым внешним воздействиям за счет очень жесткой организации — это закрытая система, как кристалл.
Живое противостоит энтропии не за счет жесткости и противостояния, а за счет гибкости и развития, адаптации и размножения, это открытая система. Жизнь — это организация вещества, энергии, информации, на принципах гармонии. Если человек, осознавая себя частью огромной системы Жизни, старается жить в гармонии с ее объективно существующими законами, его жизнь имеет смысл. Смысл жизни отдельного человека исчезает, если не сохраняется смысл Жизни как явления. Отсюда следует личная ответственность каждого за все происходящее.
Необходим поиск, предложение, обсуждение и проверка различных моделей организации человеческого общества. При этом любая модель может иметь в основе только естественные, объективно существующие законы и принципы самоорганизации жизни.
Такими базовыми принципами и законами я считаю:
Максимальное разнообразие составляющих систему элементов как основное условие жизнеспособности открытой системы.
Естественный (снизу вверх) способ формирования элитных групп в открытой системе.
Приоритет интересов человечества в целом и отдельной личности, как его основного элемента, перед интересами каких бы то ни было временных групп.
Ответственность личности за все и значимость усилий каждого для сохранения и развития жизни в целом.
Поиск путей сохранения и развития жизни и есть миссия человека в мире».
Равнодушие власти к проекту Кетова, наверное, свидетельствует о том, что его ценностей она не разделяет. Для российских политиков более привычной моделью общества является закрытая система, пресловутый кристалл — твердый, холодный и бесчеловечный.

Кого интересует приоритет России
Завершающий этап проекта состоит из двух участков: североамериканский и российский, примерно по 13 тысяч км каждый. Для сохранения основного условия — экологической чистоты — прохождение тундры предполагается осуществить на специально подготовленном транспортном средстве. Предположительно это будет вездеход на пневматиках низкого давления, с двигателем на экологически чистом топливе (газ, спирт, соевое масло и т. п.), или другой экологически чистый транспорт, обеспечивающий скорость движения в условиях полярного бездорожья не менее 150–200 км в день. Использование собачьих упряжек, по словам путешественника, для него недопустимо из этических соображений. Основная проблема в варианте с вездеходом — замена топлива на экологически чистое и заброска его вперед по маршруту. Российскую часть Арктики в минимальном варианте можно попытаться пройти на перекладных, используя оленьи упряжки.
Кетов — художник-портретист, в пути он сделал сотни портретов, отсюда идея создать за время путешествия вдоль берегов Ледовитого океана галерею портретов представителей коренных народов севера России и Северной Америки.
Но все это может не состояться без поддержки государства или серьезного частного спонсора. Владислав не слишком молод, и долго ждать, пока отечественные чиновники прозреют, не может, не имеет права. Придется обращаться к зарубежному телевидению или солидной страховой компании, хотя все эти годы Кетов добивался сохранения российского приоритета в столь небывалом проекте.

Игорь ВОЕВОДСКИЙ
Фото из архива В. КЕТОВА


Cправка Новой
Художник, путешественник Владислав Кетов родился 10 февраля 1949 года на Южном Урале в селе Карлыханово в Башкирии. Окончил Уральский государственный университет.
В 1983-м, совершая одиночное велопутешествие из Ленинграда в Свердловск, впервые задумал путешествие на экологически чистом транспорте вдоль береговой линии материков. В 1988 году зарегистрировал приоритет в Фонде социальных изобретений (№?3101 от 30.09.1988).

Из дневника путешественника
В пустынях Анголы
В пустыне есть трудности и даже опасности, но они вызваны прежде всего неправильными действиями самого человека. Если же вы не валяете дурака, а способны принять необходимые меры предосторожности, то путешествие будет успешным, в какой бы зоне оно ни проходило. Пустыня — не исключение. Надо лишь понимать и соблюдать ее законы.
Основная проблема в пустыне — вода.
Чем больше воды с собой, тем больше у вас времени и, значит, длиннее расстояние, которое вы способны преодолеть. На велосипеде вес и объем перевозимого груза сильно ограничен. Поэтому пришлось выбросить из багажа все что можно, а освободившееся место занять емкостями для воды. В результате я мог залить по максимуму 17 литров воды, а значит прожить в пустыне автономно 4–5 дней. За это время в пустыне надо было найти воду, чему, когда потребовалось, я научился довольно быстро. Пришлось, можно сказать, стать следопытом.
Все живое в тех местах стремится к воде. В сухой сезон источников остается мало, и по концентрации звериных следов можно этот последний водопой найти.
…В тот день все началось с того, что я увидел понуро стоящую в жидкой тени колючего кустарника козу. К тому моменту воды у меня оставалось граммов 250, и уже несколько дней как кончились продукты. Пару раз за предыдущие дни мне удавалось поймать сомиков, которые умеют выживать буквально в грязи. Один раз повезло убить змею, и у меня был змеиный супчик.
Неудивительно, что, увидев козу, я решил поймать ее, напиться крови и запастись мясом.
Поймал, привязал к деревцу и… решил подоить. Тут выяснилось, что у козы больное вымя. Мне стало ее жалко. Я отдал ей свою последнюю воду и отпустил, а сам отправился на поиски источника. Следы животных неожиданно шли не вниз, а вверх и обрывались на камнях. Дважды я хотел уйти оттуда — следов на камнях не видно, и какая может быть наверху вода?
Но внутренний голос говорил — ищи! Вдруг я услышал птичий щебет. Я пошел на звук и чуть не рухнул в… колодец. Больше метра диаметром, абсолютно круглого сечения, глубиной метров восемь, он был непонятным образом выдолблен или вырезан прямо в скале. Вода была сказочно чистой, холодной и вкусной. Заметить его можно было, только подойдя вплотную. Найти его случайно просто не было шансов.
Такие необъяснимые события, чудесным образом разрешавшие безнадежные, казалось бы, ситуации, происходили неоднократно.
И каждый эпизод подтверждал, что если действия человека соответствуют гармонии мира, мир содействует человеку.
…Когда я второй раз потерял в Анголе всякие следы дороги, то наткнулся на самое что ни на есть первобытное племя. Они огонь добывали трением... Естественно, никаких европейских языков они не знали. Однако с помощью интонации можно объяснить все, и я таки объяснил им, что ищу дорогу. Они мне дали понять, что дорогу покажут, но им тоже нужна помощь. И привели негра с приличной дыркой в черепе (примерно в половину спичечного коробка).
Из их довольно веселых жестов я понял, что они ухитрились как-то пробить ему голову. Рана сильно гноилась. Я дал ему две таблетки антибиотика и оставил еще, объяснив, когда и как их съесть. Затем я как-то очистил рану от гноя и посыпал порошком из караката (сваренная кость караката сушится на солнце и растирается в порошок). Мне дали его наши моряки. Присыпал рану этим порошком и оставил еще. После этого двое туземцев довели меня до дороги…
Ни у них, ни у меня не возникло какого-то дискомфорта от этой встречи. Да и потом, встречая одиночных туземцев с копьями, я замечал, что они не боятся чужого, и у меня не было основания бояться их. Я ощущал издали: идет человек с чувством собственного достоинства, спокойно, уверенно. Реальный человек в реальном мире.
А вот если у человека вместо чувства собственного достоинства есть комплекс неполноценности (или комплекс сверхполноценности), он становится источником проблем для окружающих.
В пустыне замечательно думается. Условия для размышлений о смысле жизни идеальные — тишина, покой, одиночество — и никакой суеты. Пустынники были абсолютно правы, уходя туда во имя постижения вечных истин.
А еще там совершенно фантастические звезды! Огромные, неправдоподобно близкие. Ночью, в полной тишине, они мерцают, как будто переговариваясь, и в памяти всплывает лермонтовское: «Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит…»

Однажды в Индии
Однажды в Индии остановился днем на короткий отдых. Жара немыслимая, пью под навесом сок со льдом.
Подходит полицейский. Просит документы. Посмотрел и что-то ему не понравилось…
— Пройдемте!
— Не пойду, у меня все документы в порядке.
Нет, пойдемте.
Собрался народ, а я не трогаюсь с места. Полицейский пошумел и ушел. Вернулся с тремя другими.
— Пойдемте!
— Далеко?
— Нет…
Оказалось, действительно недалеко.
Поднимаюсь на крыльцо полицейского участка, и какой-то старший чин с ходу начинает на меня орать .
Достаю диктофон и говорю ему по-русски:
— Не ори, не дома! И дома не ори!
Он слегка утих и повел меня к начальнику участка. Тот повежливее, но тоже орет: интересуется, что я у них делаю. Я достал карту маршрута, достал вырезки из газет, удостоверение посланца ЮНЕП.
— А что вы у нас делаете?
Объяснил еще раз, а он опять:
— А почему у нас…
Я говорю:
— Я вам уже трижды объяснил. Виза у меня в порядке. Мне пора двигаться. Я не могу терять время.
И пошел. Он бежит за мной. Я спускаюсь с крылечка, сажусь на велосипед, а он бежит следом и… извиняется. И тут толпа, что ждала меня у выхода, разразилась аплодисментами…