Под парусом номер тринадцать
«Караул! У нас липовое ТСЖ, всем рулит какой-то ворюга, деньги уходят налево... Круговая порука, ничего не можем сделать... завтра окажемся на улице!» Сколько последнее время раздается таких воплей — страшно сказать. Но на днях пришла и радостная весточка: в Рыбацком жителям удалось постоять за себя и (редчайший случай!) довести до финала разборки вокруг подставного товарищества. Нет-нет, не пугайтесь — все произошло в правовом поле: иск — гражданское судопроизводство — победа всухую. Регистрация ТСЖ «Парус» признана незаконной. Впрочем, праздновать свой выигрыш «соскочившие с лодки» не спешат, и вот почему...
Лже-ТСЖ
Началось все еще в 2004 году. Одна из жительниц дома № 3 по улице Дмитрия Устинова — а тогда это был полноценный жилищный кооператив, ЖК № 13 Балтийского морского пароходства — блокадница, ветеран, обратилась в прокуратуру с вопросами. Точнее, с просьбой: помочь разъяснить председателю ЖК, что нехорошо не утверждать сметы доходов и расходов кооператива, не создавать ревизионную комиссию и т. д.
Прокуратура провела проверку и действительно выявила многочисленные нарушения, допущенные органами управления ЖК. И, разумеется, потребовала их устранить.
А тем временем — наступила уже осень 2005-го — общее собрание (на котором присутствовало, по утверждению обитателей дома, всего человек 25 — из 83 квартир) решает создавать ТСЖ. Тех жильцов, кто сомневался в успешности работы новой структуры под старым добрым началом, успокаивают: мол, в феврале 2006-го проведем еще одно собрание, на нем доложим о результатах.
— Пролетел и февраль, и март, — рассказывает одна из активисток дома Светлана Василевская, — но никаких подвижек в плане отчетности замечено не было. Зато управление общедолевой собственностью шло с недюжинным размахом. Например, на крыше здания воздвигли две базовые станции сотовой связи, за что операторы перечисляли кооперативу, согласно банковским документам, аж 12 тысяч рублей в месяц. Притом что средний тариф по городу за одну установленную станцию колеблется от 3 до 5 тысяч у. е. Помещение на первом этаже сдали в аренду под обувную мастерскую, опять же, судя по документам, за целых 500 (!) рублей в месяц. А площади на техническом этаже и вовсе отдали сыну члена правления, который захотел организовать там фирму — интернет-провайдер, просто в качестве бонуса. То есть даром!
Теперь уже около сорока жильцов передают главе ЖК Татьяне Тетерюковой письменное требование немедленно провести собрание и отчитаться... Убедившись, что ТСЖ создается лишь для того, чтобы обрубить концы, в апреле 2006 года считающие себя обманутыми граждане обращаются в ОБЭП и настойчиво собирают материалы, подтверждающие увод денег со счета ЖК в неизвестном направлении. Дело продвигается ни шатко ни валко...
На созванном все-таки с огромным трудом собрании старожилы дома, числом более сорок человек, выносят вердикт: притормозить с товариществом, оставив форму кооператива до ноября 2006 года — с тем чтобы как следует разобраться в финансово-хозяйственной деятельности ЖК. Разгневанные «не товарищи» увольняют по недоверию г-жу Тетерюкову и выбирают новое правление.
Завтра ветер переменится
Если вы думаете, что это хеппи-энд, то отнюдь.
Сколько ни пытался свежеиспеченный глава ЖК добиться передачи ему документации по дому, свергнутое правление стояло насмерть. К осени 2006-го выяснилось, что методы борьбы («это наш дом, и мы его никому не отдадим!») избраны не оригинальные, но верные.
Жильцы звонили во все колокола. О том, что протокол собрания от 19 апреля 2006 года, на котором якобы принято решение о создании в доме ТСЖ «Парус», — фальшивый и мероприятия такого вообще не проводилось, — извещены были и милиция, и прокуратура, и налоговые органы. Однако 12 июля 2006 года межрайонная налоговая инспекция № 15 спокойно регистрирует товарищество, невзирая на предупреждения и даже на фактические ошибки непосредственно в «паленом» протоколе и сопровождающих его документах.
Граждане — опять в ОБЭП, в прокуратуру: «Куда вы смотрите, у нас уже не только деньги — вот-вот квартиры оттяпают!..» Наконец, 9 октября 2006 года в отношении Тетерюковой Т. В. возбуждается уголовное дело по статье УК «Присвоение». Настрадавшиеся жильцы узнают об этом спустя месяц, из письма первого зампрокурора города. А прокуратура Невского района, которой городская инстанция в очередной раз дала поручение разобраться с тем, что же происходит в лже-ТСЖ, нимало не смущаясь, отвечает: дескать, ЖК ликвидирован, товарищество зарегистрировано, и «принятие каких-либо мер в отношении должностного лица — председателя ЖК № 13, прекратившего свою деятельность, Тетерюковой Т. В. — не представляется возможным».
Почти обезумевшие от такой логики пассажиры поневоле, отчаявшись сойти на берег, подают в суд и на налоговую инспекцию, и на зарвавшегося капитана липового «парусника»... Давно, конечно, надо было это сделать.
А что же следствие?
— За первые четыре месяца, — разводит руками Светлана Василевская, — ничего! Кассу — не проверили, выемку первичной бухгалтерской документации — не произвели. Фирмы, на счета которых переводились деньги кооператива, — не нашли. Жители просили временно отстранить Тетерюкову от исполнения обязанностей председателя товарищества и, соответственно, распорядителя денежных средств — хотя бы до окончания следствия — их ходатайства игнорировались. Люди сообщали, что их принуждают вступать в ТСЖ в обмен, скажем, на справку о выплате пая, необходимую для оформления права собственности, — ноль внимания...
А в апреле 2007 года дело — уже по другой статье УК: «Злоупотребление полномочиями» — видимо, было переквалифицировано — прекращается. С редкой, можно сказать, экзотической формулировкой: «За отсутствием события преступления» (именно события, не состава).
При этом с полным текстом постановления жильцов-заявителей, по их словам, знакомить отказываются наотрез. Прислали лишь лапидарную записку в три строки.
Тем временем федеральный суд Невского района разобрался в том, что собрания не было, протоколы подложные, информация, предъявленная на регистрацию ТСЖ, не соответствует действительности. И, несмотря на пророчества скептиков, что, мол, один государственный орган (суд) другой госорган (налоговую инспекцию) никогда не обидит, в конце июня было вынесено знаменательное решение.
Можно торжествовать?
Да — потому что есть прецедент — Фемида все-таки бывает объективной и беспристрастной. Вооружившись терпением и деньгами на оплату услуг адвоката, защитить свои права в гражданском процессе истцам блестяще удалось.
Нет — потому что а как быть с деньгами, которые мы, налогоплательщики, тратим на оплату услуг надзорных и правоохранительных органов?
Активные (несмотря на еженощные угрозы по телефону) жильцы с таким легким и непринужденным закрытием уголовного дела не смирились. И снова постучались в горпрокуратуру. Там традиционно, «поставив на контроль», отписали бумагу районным прокурорам, те — перенаправили ее в Невское РУВД. А в итоге — догадайтесь от кого пришел ответ? Правильно, от следователя Комаровой, на которую и была подана жалоба.
Вот вам пример, как применяется на практике разрекламированный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Кстати, категорически запрещающий подобного рода пасы.
И что же все-таки означает эта фраза: «Поставить дело на контроль»?..
В общем, героям нашей «саги о паруснике» успокаиваться рано. Всем остальным хозяевам своих квадратных метров — тем более.
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА
Тем временем
В том же Невском районе в понедельник прошли общественные слушания по коррективам в генплан. Местная газета под названием «Славянка сегодня» (в выходных данных совершенно потрясающая запись: «Независимая газета издается общественной организацией «Невская сторона» в сотрудничестве с пресс-службой Администрации Невского района и пресс-службой Законодательного Собрания») оповестила, как положено, о слушаниях 2 июля — спасибо ей за это, вот только номер вышел... как раз 2 июля. А когда этот вопрос возник в ходе дискуссии, гражданам дали совет читать «Строительный еженедельник»: там информация появилась несколько раньше... в апреле.
Вел мероприятие сам глава района Сергей Ситдиков — вел нервно, срывался, обличал невесть откуда взявшихся провокаторов. Потом, правда, немного успокоился и дал выступить всем желающим. Среди которых было как никогда много героев публикаций «Новой»: руководители инициативных групп из этого района Юлия Александрова, Ирина Михалева, Наталья Высоцкая; адвокат Евгений Баклагин; активисты ДГИ, «Охтинской дуги» и т. д. Ораторствовали — по очень частным вопросам — также депутат ЗакСа, недавно потерявший пост главы исполкома питерского «ЕдРа», Константин Серов и экс-глава строительного ведомства (еще при Собчаке), бывший какое-то время банкиром, а теперь успешный бизнесмен бумажной отрасли Владимир Желиостов. Похоже, оба имеют в этом районе какой-то свой интерес.
Обсуждение длилось почти четыре часа. Ситдиков трижды заявлял, что ни ему, ни губернатору не нужны, дескать, никакие скандалы с протестами по поводу уплотнительной застройки и что все решения по спорным адресам будут приниматься с учетом мнения граждан. Неужто на чиновников подействовал урок площади Мужества?
Впервые жители потребовали от администрации инициировать дополнение в генеральный план, с тем чтобы создать в районе еще одну новую зеленую зону. Правда, уверенности в том, что наказ будет выполнен, конечно, нет.
Под занавес лидерами ДГИ был проанонсирован общегородской митинг, который пройдет в пятницу, 6 июля, возле здания КГА — против нарушений прав граждан при обсуждении пресловутых поправок. Что ж, если глава архитектурно-градостроительного ведомства не считает нужным приходить на публичные обсуждения, дабы выслушать возмущенных петербуржцев, — они придут к нему сами.