Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Убийство из социальной розни

9 августа 2007 10:00

Суд отнес скинхедов и антифа к разным социальным группам


Двенадцать лет колонии строгого режима — такова будущая судьба молодого петербуржца Александра Шабалина, виновного в убийстве студента-антифашиста Тимура Качаравы и в действиях, направленных на разжигание розни между различными социальными группами. Остальные шестеро осужденных участников нападения, виновные лишь в разжигание социальной розни, отделались значительно более мягкими сроками.
Андрей Московкин осужден к трем годам колонии общего режима, Сергей Головлев и Сергей Панасков каждый к двум годам колонии общего режима, Дмитрий Кушаков и Кирилл Семенов получили по три года условного срока с испытательным сроком в три года, а Валерий Ефремов — два года условно с испытательным сроком в три года. Таким приговором скрепил 7 июля Городской суд Петербурга вынесенный несколькими днями ранее вердикт коллегии присяжных, признавших всех подсудимых виновными. Организатор же скинхедовской «акции», стоившей Тимуру Качараве жизни, а его приятелю Максиму Згибаю здоровья — некий Александр Зелин — до сих пор находится в бегах, хотя личность его установлена правоохранительными органами.
Из семи подсудимых лишь двое — Александр Шабалин и Андрей Московкин — недовольны вынесенным приговором и намерены обжаловать его в Верховном суде России.
Нападение на двух петербургских студентов-антифашистов Тимура Качараву и Максима Згибая было совершено по мотивам социальной вражды. К такому выводу почти единодушно пришла коллегия петербургских присяжных в результате двухмесячных судебных слушаний.
Последние заседания суда прошли в закрытом для посторонней публики режиме: после странного нападения месяц назад на одного из подсудимых, находившегося под подпиской (сам он утверждал, что стал жертвой «антифа», соратники же Тимура Качаравы высказывали предположения, что нападение было попросту инсценировано самим подсудимым, чтобы повлиять на суд) федеральный судья Ирина Туманова таким образом решила обеспечить безопасность участников процесса. Впрочем, на оглашение вердикта, а затем и на оглашение приговора журналистов и внушительную группу посторонней публики (в ней одновременно можно было видеть и молодых «антифа» с дредами на головах, постоянно прикрывающих лица шейными платками, и короткоостриженных молодчиков, лиц своих как раз не скрывавших) в зал все же запустили.
Недоказанным присяжные посчитали лишь обвинение подсудимых в хулиганстве и сговор нападавших на использование в драке с двумя антифашистами стеклянной бутылки. Все остальное: действия, направленные на разжигание социальной розни (суд счел «скинхедов» и «антифа» двумя разными социальными группами) и убийство студента философского факультета Петербургского государственного университета Тимура Качаравы, и покушение на Максима Згибая Андреем Шабалиным большинство присяжных подавляющим большинством голосов сочли доказанным. К слову, вину Шабалина присяжные признали единогласно, равно как единогласно признали его не заслуживающим снисхождения. Кроме Шабалина, присяжные признали и еще двух подсудимых не заслуживающими снисхождения. Четверо остальных подсудимых, по мнению присяжных, снисхождения все же достойны.
Нападение и расправа с Качаравой и Згибаем 13 ноября 2005 года потрясли своим цинизмом. Напомним, молодые студенты-антифашисты возвращались домой после участия в благотворительной акции по раздаче еды бездомным. Судя по материалам дела, их противники (в общей сложности восемь скинхедов) довольно долго следили за Качаравой и Згибаем, следуя в некотором отдалении за ними от станции метро «Владимирская» до самого центра города — площади Восстания. Здесь у входа в книжный магазин «Буквоед», расположенного в здании гостиницы «Октябрьская» на Лиговском проспекте, и произошло нападение. Нападавшие, нанося своим жертвам удары (они вчетверо превосходили антифашистов численностью), с криками «Анти антифа!» и, срывая с жертв антифашистские значки, сбили Качараву и Згибая на землю (Московкин при этом нанес Качараве удар пустой стеклянной бутылкой по голове), стали избивать их, а затем Шабалин и Зелин (тот самый, что до сих пор бегает от правосудия) стали наносить им удары ножами. Каждой из жертв досталось по семь ударов — при этом скинхеды метили в лицо и горло жертвам. Для Тимура Качаравы эти ранения оказались смертельны. Он скончался прямо на месте — недалеко от обелиска Победы советского народа над германским фашизмом. Згибаю повезло больше — врачи успели спасти его жизнь.
На этот раз надежды прокуратуры города, что «работа коллегии присяжных заседателей будет плодотворной, а вердикт справедливым», оправдались вполне. Хотя такая уверенность ранее не раз подводила государственных обвинителей: например, по делу об убийстве Хуршеды Султоновой или по делу об убийстве вьетнамского студента Ву Ань Туана.

Александр САМОЙЛОВ