Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Выселение эмбрионов

9 августа 2007 10:00

Два объявления противоречат друг другу. Одно, во дворе института акушерства и гинекологии имени Отта, гласит, что с 1 августа Международный центр репродуктивной медицины (МЦРМ) прекращает прием пациентов. Другое, в самом центре, сообщает, что супружеские пары, страдающие от бесплодия, с 1 августа по 20 ноября могут пройти лечение за счет бюджетных средств…

Известному центру репродуктивной медицины указали на дверь





В этом году город впервые выделил деньги на ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение, и Центр выиграл конкурс на получение городского заказа. Прежде всего, за счет качества: конечно, не каждая попытка ЭКО завершается беременностью, но процент удач здесь выше среднероссийского и среднеевропейского. Впрочем, парадокс состоит в том, что сегодня выполнение заказа зависит уже не только от специалистов центра, сколько от … решения арбитражного суда…
Центр появился в начале девяностых — как филиал Чикагского института репродуктивной генетики. Его медицинский руководитель, профессор Владислав Корсак, вспоминает, как приехавшие в институт имени Отта американцы, открывши рты, осматривали гинекологические кресла, казавшиеся им музейными экспонатами. Сотрудничество сохранилось по сию пору — по словам Корсака, эмбриологи центра постоянно выезжают на работу в Чикаго и на Кипр, где реализуется совершенно фантастическая программа по лечению детей, больных одной из форм рака крови.
Суть метода, разработанного одним из учредителей питерского центра, профессором Юрием Верлинским, состоит в следующем. Матери предлагают пройти процедуру ЭКО — при этом проводится генетическое исследование эмбрионов, чтобы убедиться, что ребенок родится здоровым. В момент рождения у него берется пуповинная кровь, из которой выделяют стволовые клетки — их пересаживают старшему брату или сестре малыша вместо костного мозга, пораженного при химеотерапии. Кстати, в начале девяностых Верлинский предлагал запустить подобную программу в Петербурге, но тогда все уперлось в отсутствие финансирования. «Работа в зарубежных лабораториях позволяет нашим специалистам знакомиться с самыми современными методами лечения», — говорит Корсак.
Еще не так давно директор института имени Отта, академик Эдуард Айламазян придерживался того же мнения и с гордостью рассказывал журналистам об операциях, которые проводят «его сотрудники». И они действительно были «своими»: издавали научные статьи и защищали диссертации в НИИ имени Отта, многих пациенток «вели» вместе с коллегами из академического института и сообща предполагали вести работы со стволовыми клетками… Теперь оборудование для их хранения, закупленное международным центром репродуктивной медицины, простаивает, и сам центр отгорожен от НИИ металлическими решетками — как написано в приказе Айламазяна, для «предотвращения террористических актов». Институт имени Отта не намерен продлевать договор аренды с МЦРМ и требует, чтобы он освободил занимаемые помещения…
По утверждению руководителей института, срок договора закончился 1 августа. «Договор был зарегистрирован 28 апреля 2005 года, следовательно, его срок истекает в апреле 2008 года», — говорит Корсак. Кроме того, медицинский руководитель МЦРМ ссылается на инвестиционный договор с институтом: в соответствии с ним, центр имеет право использовать отреставрированный им флигель в течение 49 лет. По словам Корсака, реконструкция обошлась в 2,3 миллиона долларов — была проведена замена кровли флигеля и мощение двора, не говоря уже о дорогой косметике. «Начиная с 2001 года мы заплатили институту 1,6 миллиона долларов за коммунальные услуги, плюс еще 895 тысяч долларов за результаты анализов. С 1993 по 2001 год выплаты по этим статьям действительно не проводились — просто по просьбе руководства НИИ мы закупали необходимое оборудование, оплачивали ремонтные работы».
Разбираться в споре двух хозяйствующих субъектов будет арбитражный суд. Пока он вынес решение, запрещающее институту имени Отта прекращать водоснабжение и теплоснабжение помещений, занимаемых центром. И это — принципиально, потому что МЦРМ продолжает работу, а эмбрионы, хранящиеся в специальных термостатах, не вынесут принудительного выселения. А вместе с ними погибнет и чья-то надежда на рождение долгожданного — выстраданного — малыша. А в ближайшее время сюда должны прийти новые пациентки. Город оплачивает лечение 400 женщин: 250 из них получат направления в МЦРМ. По статистике более 40 процентов проводимых здесь ЭКО оказываются удачными…
Выступая в программе «Вести», академик Айламазян сказал, что корпус необходим НИИ для развития новых технологий, «в том числе, и нанотехнологий, о которых сейчас так много говорят». Но очевидно, что до их практического применения еще очень далеко, и женщины, которые сегодня страдают из-за того, что у них нет детей, не могут ждать так долго.
По другой версии, озвученной на общем собрании сотрудников института имени Отта, отказ от соседства с центром связан с необходимостью увеличения числа койко-мест. Но в отремонтированном флигеле лишь 12 коек, для того, чтобы увеличить их число, требуется новый дорогостоящий ремонт. Предположить, что руководители НИИ захотят тратить деньги на перепланировку родильных залов и палат повышенной комфортности в общие, достаточно трудно. Скорее, постараются использовать их в прежнем качестве, ведь спрос на платные услуги в области родовспоможения постоянно растет.
Кроме того, в НИИ обсуждаются планы по созданию собственного подразделения ЭКО, и, по большому счету, эти планы можно было бы лишь приветствовать — если бы для этого не пытались уничтожить уже действующий — и успешно действующий — центр… Впрочем, от каких-либо комментариев на эту тему руководство института имени Отта отказалось. В приемной академика Айламазяна обозревателю «Новой газеты» сказали, что он в отпуске, а никто больше комментариев давать не будет.
…Владиславу Корсаку быстро надоедает говорить о деньгах. Он показывает слайды, запечатлевшие процесс родов и операцию кесарева сечения, и фотографии детей, родившихся в результате ЭКО. Он с удовольствием показывает установленное в МЦРМ оборудование и рассуждает о том, есть ли душа у эмбриона. Потом с явной неохотой возвращается на землю — к вопросу о том, что будет с центром. Корсак много лет проработал в институте имени Отта, тяжело переживает возникший разлад и понимает, что в таких условиях работа МЦРМ существенно осложнится. «Нам обещали подыскать новое помещение. Вопрос в том, где взять средства на ремонт», — говорит Владислав Станиславович. Впрочем, он надеется, что центр выиграет арбитражный суд, а значит, времени на выполнение городского заказа хватит с лихвой. И число маленьких петербуржцев, появившихся на свет благодаря усилиям его специалистов, увеличится еще на несколько десятков…

Виктория РАБОТНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА