Синдром миллера
В Петербурге появится еще один Сити — дан старт международному архитектурному конкурсу на проект делового комплекса «Невская ратуша». В отличие от охтинского первопроходца, Сити-2 разместится уже не вблизи исторического центра, а непосредственно в нем самом (на участке, ограниченном улицами Моисеенко, Новгородской и Дегтярным переулком). И хотя последователи Газпрома пока не претендуют на покорение 400-метровой высоты, у двух этих прожектов удивительно много схожего.
Метастазы 400-метрового новообразования распространяются с Охты на исторический центр
По газпромовской колее
Во-первых, речь тоже идет об амбициях так называемого стратегического инвестора — Внешторгбанка (ВТБ), чья перерегистрация в Петербурге будто бы и есть то долгожданное счастье, за которое городу платить и платить. Поистине золотая территория в центре Петербурга площадью в 6,7 га досталась «стратегическому партнеру» практически на халяву и без таких унизительных для столь серьезного клиента процедур, как торги или конкурсы: в августе 2005 года участок передали никому не известному ЗАО «М» (как выяснилось впоследствии — аффилированному с ВТБ). Заявляется, что за это часть возведенных здесь офисных площадей и парковок (а именно треть — то есть около 100 тысяч квадратных метров) отойдет нашей администрации и будет использована для размещения тех комитетов и ведомств Смольного, что нынче разбросаны по разным дворцам и особнякам. (Помнится, и на начальной стадии «Газпром-Сити» тоже представлялся как административно-деловой комплекс, куда будто бы переедут некие структуры исполнительной власти,
однако в дальнейшем эта идея как-то сошла на нет). Но на прошлой неделе правительство города решило передать освобождаемые «Горэлектротрансом» помещения на улице Зодчего Росси, 1–3, Комитету по градостроительству и архитектуре (КГА) и Службе госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Такое приращение площадей смольнинских ведомств (почти на 2000 квадратных метров) по нынешнему адресу их прописки едва ли доказывает серьезность заявленных администрацией намерений перебазировать свои структуры в «Невскую ратушу».
По аналогии с газпромовской предлагается выстраивать и схему взаиморасчетов с ВТБ: мы им — территории и многочисленные льготы, вытекающие из очень вовремя придуманного регионального закона о стратегических инвесторах, а они нам — некие налоговые поступления. При этом, как и в случае с Газпромом, инвестору фактически возвращается существенная часть отчисляемых им в городской бюджет налогов.
Примечательно, что в марте этого года губернатор Матвиенко подписала контракт на строительство комплекса «Невская ратуша» не с самим ВТБ, а с ЗАО «М» (напомним, что и появлению проекта «Газпром-Сити» предшествовала постановка на налоговый учет в Петербурге вовсе не «компании № 1», а ее куда более скромной дочки — «Газпром нефти»). При этом, как сообщали некоторые СМИ, именно Валентина Матвиенко заставила городских чиновников «умерить аппетиты» и согласиться выкупить в «Невской ратуше» не половину офисных площадей по себестоимости (как предполагалось изначально), а «не более трети» (до 100 тысяч кв. метров) — причем исходя из фактически понесенных инвестором затрат. За то, что он получил участок задарма, инвестор обещает передать городу 40 тысяч «квадратов» на сумму в 6 миллионов долларов. Цена для территории в 6 с лишком га просто удивительная. Для сравнения: многострадальный объект на набережной Робеспьера, 32, с земельным участком площадью в 1349 кв.метров выставляется администрацией на торги со стартовой ценой в 20 миллионов долларов, при этом эксперты прогнозируют, что конечная цена превысит ее в несколько раз.
Паразитируя на культурном наследии
Дыша в затылок Газпрому, ВТБ следует тем же курсом — и его, как магнит, притягивает творение Растрелли. Первоначальный проект, предложенный мастерской Евгения Герасимова, предполагал «раскрыть панораму» на Смольный собор, осуществив пробивку магистрали между нынешней и будущей резиденциями исполнительной власти. Торговля видами на классический Петербург обещала быть бойкой — планировалось разместить офисы в двух башнях высотой по 65 метров. Градостроительный совет, рассмотревший эту концепцию в августе прошлого года, пришел в ужас. Тогда, помнится, его председатель и главный архитектор Петербурга Александр Викторов демонстрировал очень жесткую позицию: «Разрешенных высотным регламентом 47 метров будет вполне достаточно, чтобы сделать необходимый архитектурный акцент», — заявил он, потребовав срезать обе башни. А начальник управления застройки КГА Александр Кошарный призвал «забыть об исторической части города с точки зрения высотных доминант», потому что «ни к чему хорошему это не приводит».
Однако те, кого так строго одернули на прошлогоднем Градостроительном совете, расстроились ненадолго — сегодня, когда Смольный заявляет о готовности отменить высотный регламент, их надежды на то, что башня Миллера пробьет дыру в законодательстве и даст ход прочим небоскребостроителям, начинают сбываться.
Как и «Охта-центру», деловому комплексу «Невская ратуша» с готовностью приносятся в жертву объекты культурного наследия. Проект «Сити-2» будет реализовываться на территории бывшего трамвайного парка — одного из старейших в России. Именно отсюда, с пересечения Дегтярного переулка и улицы Моисеенко (тогда — Болотной), в сентябре 1880 года пошел первый в мире электрический трамвай, переоборудованный из обыкновенного коночного вагона инженером Федором Пироцким. В начале ХХ века по проекту гражданского инженера А. Ламагина здесь возвели здание Городской конной железной дороги, позднее рядом появился корпус петербургского общества электрических сооружений (инженер В. Рейс, арх. Л. Каменский, Н. Троцкий).
— Под определенным нажимом наш комитет согласился снять комплекс депо с охраны, — признает заместитель председателя КГИОП Борис Кириков. И, будто оправдывая сговорчивость своего ведомства, добавляет: — Вопрос рассматривался не сам по себе, а с тем, что у нас примерно четыре таких комплекса трампарков начала ХХ века.
Подобный подход считает не приемлемым доктор экономических наук, член комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева:
— Я не согласна с позицией — три трамвайных парка сохраняем, а один можно разрушить. Это не для Петербурга, потому что его преимущество, важнейший элемент конкурентоспособности — уникальная атмосфера исторического города, сохранившего свою целостность. И уничтожать эту «фишку» непростительно во всех отношениях, в том числе с экономической точки зрения. В Петербург не будут приезжать, чтобы созерцать новоделы вместо исторического архитектурного ансамбля: для этого в мире достаточно городов с более приятным климатом.
Перекрестное опыление
Председатель КГИОП Вера Дементьева не раз упрекала наших архитекторов в том, что они-де из зависти критикуют мега-проекты, представляемые зарубежными мастерами, хотя сами зачастую выступают в роли «адапторов» или «проводников», за определенное вознаграждение помогающих добыть требуемые согласования в известных кабинетах.
В случае с «Невской ратушей» лоббисты проекта, похоже, решили как бы узаконить критикуемую Верой Анатольевной практику: условием участия в закрытом международном конкурсе стал обязательный симбиоз российских архитекторов с отобранными заказчиком иностранными проектировщиками. В итоге образовалось пять пар, в которых петербургская сторона представлена Евгением Герасимовым, Юрием Земцовым, Михаилом Мамошиным, Сергеем Орешкиным и Александром Супоницким.
Результаты произведенной селекции едва ли обнадежат ревнителей старого Петербурга. Земцов уже зарекомендовал себя как «адаптор» финского проекта строительства универмага на месте снесенных домов на углу Невского и Восстания (предполагающего существенное отступление от предписанного воссоздания исторических фасадов и ощутимое превышение дозволенной регламентом высоты). Орешкин известен как доработчик пресловутого «Монблана», Мамошин — как создатель отеля «Новый Колизей» вблизи Невского, Герасимов прославился разрушающей ансамбль Росси гостиницей на площади Островского и «усовершенствованием» творения Монферрана (реконструкция и надстройка знаменитого Дома со львами подле Исаакиевского собора), Супоницкий отметился торговым комплексом ПИК на Сенной.
Как и в случае с «Газпром-Сити», председательствовать в жюри конкурса «Невской ратуши» будет лично губернатор Матвиенко. Тот факт, что управляющее проектом ЗАО «ВТБ-капитал» возглавляет ее сын, Сергей Матвиенко, Валентину Ивановну не смутил.
Внешторгбанк успешно воплощает в жизнь свой девиз: «Расширяя горизонты».
За испещренными этим слоганом панелями, опоясавшими набережную Европы, скоро вырастут высотки другого офисного комплекса ВТБ — под стать «Монблану», который так возмущает губернатора и председателя КГИОП.
Вид на Смольный собор уже безнадежно испорчен
По газпромовской колее
Во-первых, речь тоже идет об амбициях так называемого стратегического инвестора — Внешторгбанка (ВТБ), чья перерегистрация в Петербурге будто бы и есть то долгожданное счастье, за которое городу платить и платить. Поистине золотая территория в центре Петербурга площадью в 6,7 га досталась «стратегическому партнеру» практически на халяву и без таких унизительных для столь серьезного клиента процедур, как торги или конкурсы: в августе 2005 года участок передали никому не известному ЗАО «М» (как выяснилось впоследствии — аффилированному с ВТБ). Заявляется, что за это часть возведенных здесь офисных площадей и парковок (а именно треть — то есть около 100 тысяч квадратных метров) отойдет нашей администрации и будет использована для размещения тех комитетов и ведомств Смольного, что нынче разбросаны по разным дворцам и особнякам. (Помнится, и на начальной стадии «Газпром-Сити» тоже представлялся как административно-деловой комплекс, куда будто бы переедут некие структуры исполнительной власти,
однако в дальнейшем эта идея как-то сошла на нет). Но на прошлой неделе правительство города решило передать освобождаемые «Горэлектротрансом» помещения на улице Зодчего Росси, 1–3, Комитету по градостроительству и архитектуре (КГА) и Службе госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Такое приращение площадей смольнинских ведомств (почти на 2000 квадратных метров) по нынешнему адресу их прописки едва ли доказывает серьезность заявленных администрацией намерений перебазировать свои структуры в «Невскую ратушу».
По аналогии с газпромовской предлагается выстраивать и схему взаиморасчетов с ВТБ: мы им — территории и многочисленные льготы, вытекающие из очень вовремя придуманного регионального закона о стратегических инвесторах, а они нам — некие налоговые поступления. При этом, как и в случае с Газпромом, инвестору фактически возвращается существенная часть отчисляемых им в городской бюджет налогов.
Примечательно, что в марте этого года губернатор Матвиенко подписала контракт на строительство комплекса «Невская ратуша» не с самим ВТБ, а с ЗАО «М» (напомним, что и появлению проекта «Газпром-Сити» предшествовала постановка на налоговый учет в Петербурге вовсе не «компании № 1», а ее куда более скромной дочки — «Газпром нефти»). При этом, как сообщали некоторые СМИ, именно Валентина Матвиенко заставила городских чиновников «умерить аппетиты» и согласиться выкупить в «Невской ратуше» не половину офисных площадей по себестоимости (как предполагалось изначально), а «не более трети» (до 100 тысяч кв. метров) — причем исходя из фактически понесенных инвестором затрат. За то, что он получил участок задарма, инвестор обещает передать городу 40 тысяч «квадратов» на сумму в 6 миллионов долларов. Цена для территории в 6 с лишком га просто удивительная. Для сравнения: многострадальный объект на набережной Робеспьера, 32, с земельным участком площадью в 1349 кв.метров выставляется администрацией на торги со стартовой ценой в 20 миллионов долларов, при этом эксперты прогнозируют, что конечная цена превысит ее в несколько раз.
Паразитируя на культурном наследии
Дыша в затылок Газпрому, ВТБ следует тем же курсом — и его, как магнит, притягивает творение Растрелли. Первоначальный проект, предложенный мастерской Евгения Герасимова, предполагал «раскрыть панораму» на Смольный собор, осуществив пробивку магистрали между нынешней и будущей резиденциями исполнительной власти. Торговля видами на классический Петербург обещала быть бойкой — планировалось разместить офисы в двух башнях высотой по 65 метров. Градостроительный совет, рассмотревший эту концепцию в августе прошлого года, пришел в ужас. Тогда, помнится, его председатель и главный архитектор Петербурга Александр Викторов демонстрировал очень жесткую позицию: «Разрешенных высотным регламентом 47 метров будет вполне достаточно, чтобы сделать необходимый архитектурный акцент», — заявил он, потребовав срезать обе башни. А начальник управления застройки КГА Александр Кошарный призвал «забыть об исторической части города с точки зрения высотных доминант», потому что «ни к чему хорошему это не приводит».
Однако те, кого так строго одернули на прошлогоднем Градостроительном совете, расстроились ненадолго — сегодня, когда Смольный заявляет о готовности отменить высотный регламент, их надежды на то, что башня Миллера пробьет дыру в законодательстве и даст ход прочим небоскребостроителям, начинают сбываться.
Как и «Охта-центру», деловому комплексу «Невская ратуша» с готовностью приносятся в жертву объекты культурного наследия. Проект «Сити-2» будет реализовываться на территории бывшего трамвайного парка — одного из старейших в России. Именно отсюда, с пересечения Дегтярного переулка и улицы Моисеенко (тогда — Болотной), в сентябре 1880 года пошел первый в мире электрический трамвай, переоборудованный из обыкновенного коночного вагона инженером Федором Пироцким. В начале ХХ века по проекту гражданского инженера А. Ламагина здесь возвели здание Городской конной железной дороги, позднее рядом появился корпус петербургского общества электрических сооружений (инженер В. Рейс, арх. Л. Каменский, Н. Троцкий).
— Под определенным нажимом наш комитет согласился снять комплекс депо с охраны, — признает заместитель председателя КГИОП Борис Кириков. И, будто оправдывая сговорчивость своего ведомства, добавляет: — Вопрос рассматривался не сам по себе, а с тем, что у нас примерно четыре таких комплекса трампарков начала ХХ века.
Подобный подход считает не приемлемым доктор экономических наук, член комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева:
— Я не согласна с позицией — три трамвайных парка сохраняем, а один можно разрушить. Это не для Петербурга, потому что его преимущество, важнейший элемент конкурентоспособности — уникальная атмосфера исторического города, сохранившего свою целостность. И уничтожать эту «фишку» непростительно во всех отношениях, в том числе с экономической точки зрения. В Петербург не будут приезжать, чтобы созерцать новоделы вместо исторического архитектурного ансамбля: для этого в мире достаточно городов с более приятным климатом.
Перекрестное опыление
Председатель КГИОП Вера Дементьева не раз упрекала наших архитекторов в том, что они-де из зависти критикуют мега-проекты, представляемые зарубежными мастерами, хотя сами зачастую выступают в роли «адапторов» или «проводников», за определенное вознаграждение помогающих добыть требуемые согласования в известных кабинетах.
В случае с «Невской ратушей» лоббисты проекта, похоже, решили как бы узаконить критикуемую Верой Анатольевной практику: условием участия в закрытом международном конкурсе стал обязательный симбиоз российских архитекторов с отобранными заказчиком иностранными проектировщиками. В итоге образовалось пять пар, в которых петербургская сторона представлена Евгением Герасимовым, Юрием Земцовым, Михаилом Мамошиным, Сергеем Орешкиным и Александром Супоницким.
Результаты произведенной селекции едва ли обнадежат ревнителей старого Петербурга. Земцов уже зарекомендовал себя как «адаптор» финского проекта строительства универмага на месте снесенных домов на углу Невского и Восстания (предполагающего существенное отступление от предписанного воссоздания исторических фасадов и ощутимое превышение дозволенной регламентом высоты). Орешкин известен как доработчик пресловутого «Монблана», Мамошин — как создатель отеля «Новый Колизей» вблизи Невского, Герасимов прославился разрушающей ансамбль Росси гостиницей на площади Островского и «усовершенствованием» творения Монферрана (реконструкция и надстройка знаменитого Дома со львами подле Исаакиевского собора), Супоницкий отметился торговым комплексом ПИК на Сенной.
Как и в случае с «Газпром-Сити», председательствовать в жюри конкурса «Невской ратуши» будет лично губернатор Матвиенко. Тот факт, что управляющее проектом ЗАО «ВТБ-капитал» возглавляет ее сын, Сергей Матвиенко, Валентину Ивановну не смутил.
Внешторгбанк успешно воплощает в жизнь свой девиз: «Расширяя горизонты».
За испещренными этим слоганом панелями, опоясавшими набережную Европы, скоро вырастут высотки другого офисного комплекса ВТБ — под стать «Монблану», который так возмущает губернатора и председателя КГИОП.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА