Доброе утро, ночной губернатор
Владимир Барсуков-Кумарин. 1999
Авторитетный петербургский бизнесмен Владимир Барсуков (не менее, а то и более известный под прежней своей фамилией — Кумарин) — формально пенсионер, а неформально — «ночной губернатор», один из наиболее влиятельных людей в деловых кругах Петербурга — на прошлой неделе был арестован и водворен в тюремную камеру.
— Такие задержания не становятся ни случайными, ни показными, — говорят люди, не один десяток лет отслужившие в структуре МВД. — С вероятностью 99% из ста Кумарина ждет суд, — считают они. — И максимум, что могут сделать для него адвокаты, — смягчить наказание или уменьшить срок, но в Петербург (а тем более на прежние позиции) тамбовский бизнесмен вернется едва ли.
— Он явно и сильно встал кому-то поперек дороги, — комментируют знающие источники. — Не будем показывать пальцем. Но только не то это шило, которое можно утаить в мешке: скоро заинтересованные лица сами выйдут из тени. Они однозначно сильнее. Хотя бы потому, что рычагами их воздействия выступили Генеральная прокуратура и МВД России…
Незваные гости «Золотой страны»
До сегодняшнего дня лидер так называемого тамбовского бизнес-сообщества считался в северной столице весьма влиятельным человеком, в руках которого сосредоточилась большая экономическая и политическая власть. О нем злословили: «В городе на Неве два губернатора: один дневной — Валентина Матвиенко, другой ночной — Владимир Кумарин».
Его и задерживали по-королевски. С размахом и полной засекреченностью (даже с адвокатов взяли подписки о неразглашении сведений, составляющих следственную тайну). Обыски начались накануне ареста. Сначала в офисах тех петербургских фирм, которые связывают с именем Барсукова-Кумарина (главные из них: Петербургская топливная компания и торгово-развлекательный центр «Золотая страна»), затем — на даче бизнесмена в поселке Тарховка.
В ночь с 22 на 23 августа был задержан Владимир Кумарин и несколько его помощников и знакомых (в их числе еще один близкий Кумарину предприниматель — Василий Владыковский).
Для обысков и операции по задержанию тамбовских бизнесменов в Петербург из Москвы прибыли несколько десятков следователей Генеральной прокуратуры и МВД, а также сотрудники столичного ОМОНа (спецподразделение «Зубр»). По некоторым данным, представители петербургских правоохранительных органов привлекались лишь на последнем этапе операции, и лишь для обеспечения второстепенных мероприятий. «Грубо говоря, нам сказали постоять в сторонке», — с некоторой обидой поведали «Новой» сотрудники Управления внутренних дел Центрального района города. Так было сделано во избежание утечки информации, чтобы обеспечить операции максимальную секретность. Само решение о ее проведении принималось в руководстве Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры России.
В момент задержания Кумарина поблизости — в Александринском театре — находился глава МВД Рашид Нургалиев. Примечательно, что именно этому петербургскому театру с 2003 года покровительствовал Кумарин. Ничего личного: просто главный милиционер страны со своим таджикским коллегой приехали сюда посмотреть балет, пока в нескольких кварталах от них разворачивалась постановка совсем другого рода...
— По протоколу Владимир Барсуков задержан 23 августа около пяти часов утра, после допроса в кабинете следователя, — рассказал «Новой» Сергей Афанасьев, адвокат Барсукова. — Фактически же задержание произошло на даче Барсукова в Тарховке под Петербургом. Активные обыски прошли не только там, но и в его квартире на Таврической улице, и в офисах фирм. Во время этих обысков никаких предметов, имеющих отношение к делу, следователи не обнаружили. Тем не менее часть вещей изъяли. Визит многочисленных представителей правоохранительных органов в частные владения господина Барсукова стал настоящим сюрпризом для его супруги Марины и дочери Марии, вернувшихся с отдыха на юге как раз в разгар обыска. Моему подзащитному (ему, кстати, сразу дали возможность связаться со мной) предъявлено обвинение в организации покушения на убийство, — сообщил Афанасьев. — Сам он это обвинение не признает.
Спустя сутки, 24 августа, Петроградский федеральный суд вынес постановление об аресте (пока сроком на два месяца) Владимира Барсукова. Из межрайонного изолятора временного содержания задержанного перевели в Кресты, а оттуда — в московский следственный изолятор «Лефортово».
После оглашения судебного решения, в пятницу вечером, на сайте Генеральной прокуратуры появился первый официальный комментарий происходящего. Выяснилось, что Владимир Барсуков-Кумарин подозревается «в совершении ряда преступлений, в том числе убийства, и покушении на организацию заказного убийства Сергея Васильева с целью последующего завладения Петербургским нефтяным терминалом». Следствием также проверяется «причастность Барсукова к захватам объектов недвижимости в Петербурге, другим заказным убийствам и иным тяжким и особо тяжким преступлениям». В настоящее время Генпрокуратурой России, по данным вышеназванного ведомства, расследуется 15 уголовных дел о незаконном завладении 30 предприятиями. К уголовной ответственности за совершение этих преступлений уже привлечено 76 участников ОПС, из них 32 человека арестованы, 13 объявлены в международный розыск.
В ближайшее время, выражает уверенность Генпрокуратура РФ, арестованному Барсукову будет предъявлено обвинение.
Из этого автомата стреляли в бизнесмена Васильева. Как полагает следствие — по заказу Кумарина. Май 2006
Чужие нефтедоллары
Похоже, что тучи над Барсуковым-Кумариным начали сгущаться еще со времени раскрутки так называемого «рейдерского дела», когда по обвинению в попытке захвата ряда петербургских предприятий были арестованы такие «авторитетные» петербургские деятели, как Бадри Шенгелия, Вячеслав Дроков, Андрей Леухин и ряд других. Однако тогда дело ограничилось для Барсукова лишь допросами в качестве свидетеля.
Впрочем, дело, в рамках которого допрашивался Кумарин, уже тогда напрямую связывалось с покушением на крупного предпринимателя Сергея Васильева, которого многие считают фактическим владельцем Петербургского нефтеналивного терминала. Само покушение было предпринято в мае 2006 года и было охарактеризовано местной прокуратурой как крайне дерзкое: в центре города автомобильный кортеж предпринимателя обстреляли из двух автоматов. При этом один из охранников Васильева был убит, а сам предприниматель с тяжелыми ранениями доставлен в больницу.
Почерк преступления, совершенного днем на многолюдном проспекте, недалеко от школы и детского сада, был действительно вызывающим и живо напомнил о нравах девяностых годов, которые уже считались ушедшими в прошлое. Да и сам Петербургский нефтеналивной терминал стоимостью по меньшей мере в несколько сот миллионов «нефтедолларов», имеет слишком важное стратегическое значение, чтобы оставлять уличную стрельбу безнаказанной. Возможно, поэтому расследование покушения на Васильева велось довольно бодрыми темпами. Первые аресты начались ровно год назад: осенью 2006-го были задержаны братья Михалевы, жители Рязани, которых следствие посчитало исполнителями преступления. А несколько дней назад в тюремной камере оказался и тот, кого следствие рассматривает как заказчика покушения на Васильева: Владимир Барсуков-Кумарин.
Александр САМОЙЛОВ, Нина ПЕТЛЯНОВА, Валерий БЕРЕСНЕВ
Фото ИТАР-ТАСС и ИНТЕРПРЕСС
Прямая речь
«Я уже сажал его в тюрьму»
Аркадий КРАМАРЕВ, депутат и председатель Комиссии по правопорядку и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член правления организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD), с 1991 по 1994 год начальник ГУВД Петербурга и Ленобласти:
— Если работала московская следственная группа — значит, имелись достаточные основания для ареста. Я не знаю, что конкретно сейчас предъявят Барсукову-Кумарину. Но, думаю, ему есть что предъявить. Разумеется, Владимир Кумарин не участвовал как исполнитель в организации покушения, в частности, на Сергея Васильева, но к организации преступления вполне мог быть причастен.
Еще в конце наших — безбашенных и кровавых — 90-х у Кумарина были противоречия с другими влиятельными лицами в городе. Но с начала 2000-х, как мне казалось, Владимир Кумарин встал на легальный путь. Если не исправился, то изменился.
В последнее время он много и часто помогал Русской православной церкви. Отлил колокол для Казанского собора. Жертвовал средства монастырям. Выкупал и возвращал в храмы иконы. Строил колокольни. Поставил церковь в родном селе, где похоронены его родители. Получил личное благословение патриарха Алексия.
Когда наша организация («Европейские города против наркотиков». — Н. П.) нуждалась в дополнительном финансировании, Кумарин также предложил свою помощь. Но я отказался от денег. Товарищи на меня обиделись: как же так? Я даже рассердился. Разве непонятно: если в свое время я сажал его в тюрьму, как же я могу взять у него деньги?
Многие из сегодняшних питерских коммерсантов, как и Барсуков, всего лишь несколько дет назад перешли к легальной деятельности. Однако не стоит переоценивать кумаринское влияние, в том числе и в Петербургской топливной компании. Если последуют другие задержания, то компания, скорее всего, поменяет собственников. Но ожидать большого передела собственности в Петербурге не следует.
«Прошлое не отпускает»
Владимир ЕРЕМЕНКО, экс-депутат Законодательного собрания Петербурга, с 1992 по 1997 год — прокурор города:
— Барсуков — личность в Петербурге известная. Он успешный крупный предприниматель, но у него сложное прошлое. Такое прошлое, как у него, не отпускает никогда. И сложно сказать, когда оно снова выстрелит. Безусловно, этот арест — серьезный шаг следственной группы, для которого должны быть веские основания. Потому что Барсуков — один из немногих людей, которые реально влияют на экономическую и политическую жизнь Петербурга.
«Людовик исключительной доброты»
Александр НЕВЗОРОВ, депутат Государственной Думы, тележурналист:
— Я близко познакомился с Кумариным во время съемок многосерийного фильма «Лошадиная энциклопедия» (в киноленте, которая вышла на экраны в 2004 году, Кумарин сыграл роль Людовика XIV). С тех пор мы постоянно и часто с ним общались.
В 2005 году Владимир Кумарин был назначен моим помощником как депутата Госдумы РФ, и до сегодняшнего дня им является.
Для нас обыски и задержание Кумарина стали большой неожиданностью. Я знаю Владимира Сергеевича как человека исключительной честности, справедливости, мужества и доброты. Я совершенно уверен в том, что ничего плохого он совершить не мог.
«Власть сама преступна»
Ольга КУРНОСОВА, лидер петербургского Объединенного гражданского фронта:
— Только обывателю кажется, что арест авторитетного предпринимателя, лидера одной из самых влиятельных петербургских группировок — это хорошо. Но мы прекрасно понимаем, что произошедшее не более чем смена персонажей. Подходы не изменятся. К тому же, скорее всего, подобные меры спровоцируют усиление московских группировок на территории Петербурга.
Лично мне видится здесь аналогия с арестом Ходорковского. Власть не устраивало то, что глава ЮКОСа делал свой бизнес более прозрачным. С Барсуковым сложилась похожая ситуация: он устраивал власть лишь в полулегальном положении.
Вступившись за похищенных детей, тем самым выйдя в публичное пространство, этот человек стал фигурой в Петербурге не только для тех, кто, так или иначе, соприкасался с ним в бизнесе. Он сделался известен в разных и больших кругах, и потому стал неугоден и опасен власти.
Мы располагаем фактами, что несколько месяцев назад чиновники нашего города заказывали тамбовскому бизнес-сообществу «грязную работу» по противодействию оппозиции на Маршах несогласных. А теперь власть разбирается с ними самими. Наверное, пришло время понять: эта власть не остановится ни перед чем, потому что она сама преступна.