Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Бизнес — и ничего личного

27 августа 2007 10:00

Война за выход к Балтийскому морю в Петербурге по-прежнему актуальна

Акционеры одной из крупнейших транспортных компаний Северо-Запада судятся с ее генеральным директором, утверждая, что он превратил компанию в «пустышку»

В начале сентября Арбитражный суд Петербурга вновь рассмотрит иск группы акционеров ЗАО «Балтийские транспортные системы» к генеральному директору компании Алексею Шуклецову. По версии истцов, гендиректор без их ведома перевел все активы компании в подконтрольную ему структуру, тем самым фактически обанкротив БТС. Сам Шуклецов утверждает, что ничего подобного не было.
Накануне очередного судебного заседания «Новая» сочла нужным напомнить подробности этого дела.


Война за выход к Балтийскому морю в Петербурге по-прежнему актуальна


Дружба врозь
Осенью прошлого года в автокатастрофе погибли учредители одной из крупнейших на Северо-Западе транспортных компаний — ЗАО «БТС» — Леонид Андреев и Алексей Тимофеев. Компанию на тот момент тринадцатый год возглавлял Алексей Шуклецов, которого пригласили сами учредители, передав ему через некоторое время 20% акций. По словам родственников погибших, тогда Шуклецов с Андреевым и Тимофеевым были друзьями.
Как говорят наследники основателей БТС, получившие 80% акций, сразу после похорон Шуклецов предложил им продать свою долю. Как утверждается, по сильно заниженной цене.
— Он сразу нам заявил: мне не нужны лишние дольщики, ни перед кем отчитываться я не буду, — говорит Сергей Андреев, сын одного из покойных акционеров.
Также, по словам родственников, г-н Шуклецов пригрозил, что если ему не продадут акции, то он уведет все активы компании в другую фирму. Вдовы погибших предложение отвергли.

33 несчастья на одну компанию
С того времени на успешную компанию обрушилась череда неприятностей. Сначала арендодатель офисных помещений БТС на площади Морской Славы — ЗАО «Морской вокзал» заключило договор с доселе неизвестным ООО «Транспорт и логистика» (фирма была создана через 2 месяца после гибели владельцев БТС — в ноябре 2006 г., а позднее ее возглавила бывший финансовый директор ЗАО «БТС» Ольга Чернобривец). Затем БТС внезапно составляет договор субаренды с новым арендатором — то есть непонятно зачем ставит себя в зависимость от ООО «Транспорт и логистика». Хотя договор аренды БТС с Морским вокзалом действовал до 2008 года.
Следующим ударом для компании стал уход крупнейших партнеров. Так, 14 марта одним из ключевых партнеров компании TEAM LINES Deutschland GmbH & Co.KG стало все то же ООО «Транспорт и логистика». Вскоре к услугам «Транспорта и логистики» прибегла и финская компания Finnlines Deutschland GmbH, давний партнер компании «БТС», имевший с ней эксклюзивное соглашение. Позднее в суде юристы контрагента заявили, что были вынуждены заключить договор с другой организацией, так как знали о том, что большинство сотрудников БТС переведены в ООО «Транспорт и логистика» и не могли ставить под угрозу налаженную систему перевозок.
А в марте этого года «Балтийские транспортные системы» лишаются постоянной зоны таможенного контроля в Морском порту. Приказ об этом подписал начальник Балтийской таможни Сергей Чижиков. Как несложно догадаться, территорию отдали все той же компании «Транспорт и логистика», а оба приказа появились в один и тот же день — 30 марта.
Еще интересный момент — в приказе о создании «новой» ПЗТК для ООО «Транспорт и логистика» г-н Чижиков ссылается на договоры, заключенные компанией со сторонними организациями (бывшими партнерами БТС) лишь 1 апреля. Между тем, напомним, сам приказ датируется 30 марта. Интересно, как мог Чижиков знать о договорах за день до их подписания?

Раздвоение директората
Видя гибельное положение компании, 16 марта акционеры ЗАО «БТС» провели внеочередное собрание. Алексей Шуклецов на него не явился — несмотря на то что уведомление ему прислали еще 14 февраля. Позднее он объяснил свое отсутствие тем, что был за городом. На собрании акционеры приняли решение о сложении полномочий Шуклецова и назначили нового гендиректора — Константина Соколова. А предыдущему предложили отчитаться перед новым директором по результатам финансовой деятельности и сдать ему бухгалтерскую отчетность. Но новому директору не удалось даже попасть в свой кабинет — на территорию БТС его не пустила охрана.
Между тем Шуклецов посылает генерал-майору Чижикову письмо, в котором уверяет, что внеочередное собрание акционеров было незаконным, что оно организовано «некой группой лиц», лелеющих планы по «рейдерскому захвату» «успешно работающего предприятия». А Константин Соколов называется в письме «новоявленным руководителем», не имеющим никакого отношения к ЗАО «БТС».
19 марта Соколов подал заявление в Северо-Западное управление транспортной милиции с требованием о возбуждении уголовного дела. В нем он утверждает, что Шуклецов «реализовал… комплекс мероприятий, направленных на умышленное хищение… имущественного комплекса, принадлежащего ЗАО «БТС» — посредством… схемы перевода активов общества на подконтрольные Шуклецову структуры».
Транспортная милиция провела проверку хозяйственной и финансовой деятельности компании. И отказала в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отсутствие состава преступления. Как следует из постановления об отказе, «визуальным осмотром зафиксировано, что данное имущество находится в помещениях, арендуемых ЗАО «БТС». То есть дознаватель увидел своими глазами, что все имущество на месте. А значит, никакого хищения и не было.
Сейчас акционеров не пускают в главный офис «Балтийских транспортных систем», ссылаясь на то, что здесь находится совершенно другая организация. Получается, сотрудники ООО «Транспорт и логистика», сидящие в этих же помещениях, пользуются имуществом БТС?

«Человек, которому мы доверяли, отнял у нас все…»
Одним из тех, кто пытался спасти компанию от краха, был сын покойного Леонида Андреева Сергей. После гибели отца он на время оставил свой бизнес (занимался экспедированием фруктов и овощей) и устроился в БТС обычным менеджером по продажам. Но проработать ему там долго не удалось. В конце прошлого года его должность сократили и перестали пускать на территорию компании. Хотя официальный приказ об увольнении вышел лишь в марте этого года.
— Я несколько раз пытался поговорить с Шуклецовым после гибели отца, — говорит Сергей. — Но пообщаться с ним удалось лишь однажды — сразу после похорон. Тогда он пообещал, что будет ежемесячно перечислять вдовам погибших определенную сумму от компании. Через три месяца выплаты прекратились безо всяких объяснений. Больше мы с ним не общались — никого из нас в офис БТС не пускали.
Также, по словам Сергея, наследники долго добивались, чтобы в реестр включили всех родственников, унаследовавших акции. Но в итоге гендиректор вписал в реестр лишь вдов погибших. Хотя по условиям завещания остальные родственники также были полноправными акционерами. Получилось, что законные акционеры (а ими могут быть лишь те лица, которые занесены в реестр) владеют не 80, а лишь 40 процентами акций. Остальные 40 процентов оказались распыленными между оставшимися семью родственниками покойных Андреева и Тимофеева. Что потом и дало Шуклецову повод утверждать, что собрание акционеров 16 марта было незаконным — не было необходимого кворума в 51 процент. Кстати, 24 июля это подтвердил и Арбитражный суд.
Сейчас Сергей сожалеет, что наследники спохватились так поздно. Как говорят юристы, родственники имели право на владение акциями (а также на включение в реестр акционеров) уже на следующий день после гибели Тимофеева и Андреева. Но упустили момент.
— Думаю, Шуклецов до сих пор считает, будто мы собирались отстранить его от дел, — говорит Андреев-младший. — На самом деле никто этого делать не собирался. Наоборот, мы хотели ему помочь с выполнением обязанностей. Но все повернулось так внезапно…
Как вспоминает Сергей, всего за десять дней до трагедии Шуклецов сидел на дне рождения Людмилы Викторовны — ныне вдовы покойного Андреева-старшего. И благодарил собравшихся за то, что помогли ему достигнуть столь высокого положения.
— Самое обидное во всей истории, что в ее центре — человек, которому наши семьи полностью доверяли, — говорит Андреев-младший. — Воспользовавшись шоковой ситуацией, в которой мы были, он отнял у нас все, что сделали погибшие.
Сейчас Сергей Андреев твердо намерен добиваться возбуждения уголовного дела против Шуклецова.
— Его действия подпадают под статью «Хищение чужого имущества», — убежден сын погибшего. — Еще год назад БТС была одной из крупнейших транспортных компаний с годовым оборотом около 50 миллионов долларов. Сегодня же от нее осталось лишь название.

Разрушенного не восстановишь?
Корреспонденту «Новой» удалось пообщаться и с противоположной стороной конфликта. Впрочем, сам Алексей Шуклецов разговаривать с журналистами не пожелал, однако передал свою позицию через адвоката, Максима Косова.
— Пока суды не вынесут окончательного решения по всем искам, генеральный директор хотел бы воздержаться от всяческих комментариев в прессе, — сообщил Максим Косов в телефонном разговоре. — Но с удовольствием сделает это после вынесения соответствующих решений. Без сомнения, Алексей Эдуардович был потрясен гибелью главных акционеров — своих друзей, которые были для него очень дороги.
По словам Косова, пока Шуклецов не может прокомментировать всю подоплеку конфликта. Но, как сообщили нам, гендиректор БТС не имеет ни малейшего отношения к деятельности пресловутого ООО «Транспорт и логистика». Этот момент вызывает большие сомнения у юристов истцов.
— Непонятно, почему солидные западные фирмы в одночасье начали пользоваться услугами едва созданного и никому не известного ООО «Транспорт и логистика» — притом что у них еще были заключены договоры с ЗАО «БТС», — говорит адвокат Никита Федоров, защищающий права наследников. — Мы считаем, что здесь причинно-следственная связь очевидна. И доказать умысел со стороны гендиректора БТС вполне реально.
Сейчас в Арбитражном суде находится около 20 исков от родственников погибших акционеров. На этой неделе состоится очередное заседание. Юристы, отстаивающие в судах их позицию, настроены оптимистично.
— Все наши иски мы оцениваем как достаточно перспективные, — говорит адвокат Федоров. — Один из главных моментов — требование признать незаконными прекращение договоров с крупнейшими контрагентами БТС и их заключение с ООО «Транспорт и логистика». Но даже если мы добьемся полного удовлетворения наших исков — разрушенную компанию «БТС» уже не восстановишь…
Впрочем, даже если отбросить в сторону юридический аспект этого крайне запутанного дела, с точки зрения общечеловеческой морали действия Шуклецова не совсем понятны.
«Новая» будет следить за развитием событий.

Артем ПИРОГОВСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС