Бизнес — и ничего личного
Война за выход к Балтийскому морю в Петербурге по-прежнему актуальна
Акционеры одной из крупнейших транспортных компаний Северо-Запада судятся с ее генеральным директором, утверждая, что он превратил компанию в «пустышку»
Дружба врозь
Осенью прошлого года в автокатастрофе погибли учредители одной из крупнейших на Северо-Западе транспортных компаний — ЗАО «БТС» — Леонид Андреев и Алексей Тимофеев. Компанию на тот момент тринадцатый год возглавлял Алексей Шуклецов, которого пригласили сами учредители, передав ему через некоторое время 20% акций. По словам родственников погибших, тогда Шуклецов с Андреевым и Тимофеевым были друзьями.
Как говорят наследники основателей БТС, получившие 80% акций, сразу после похорон Шуклецов предложил им продать свою долю. Как утверждается, по сильно заниженной цене.
— Он сразу нам заявил: мне не нужны лишние дольщики, ни перед кем отчитываться я не буду, — говорит Сергей Андреев, сын одного из покойных акционеров.
Также, по словам родственников, г-н Шуклецов пригрозил, что если ему не продадут акции, то он уведет все активы компании в другую фирму. Вдовы погибших предложение отвергли.
33 несчастья на одну компанию
С того времени на успешную компанию обрушилась череда неприятностей. Сначала арендодатель офисных помещений БТС на площади Морской Славы — ЗАО «Морской вокзал» заключило договор с доселе неизвестным ООО «Транспорт и логистика» (фирма была создана через 2 месяца после гибели владельцев БТС — в ноябре 2006 г., а позднее ее возглавила бывший финансовый директор ЗАО «БТС» Ольга Чернобривец). Затем БТС внезапно составляет договор субаренды с новым арендатором — то есть непонятно зачем ставит себя в зависимость от ООО «Транспорт и логистика». Хотя договор аренды БТС с Морским вокзалом действовал до 2008 года.
Следующим ударом для компании стал уход крупнейших партнеров. Так, 14 марта одним из ключевых партнеров компании TEAM LINES Deutschland GmbH & Co.KG стало все то же ООО «Транспорт и логистика». Вскоре к услугам «Транспорта и логистики» прибегла и финская компания Finnlines Deutschland GmbH, давний партнер компании «БТС», имевший с ней эксклюзивное соглашение. Позднее в суде юристы контрагента заявили, что были вынуждены заключить договор с другой организацией, так как знали о том, что большинство сотрудников БТС переведены в ООО «Транспорт и логистика» и не могли ставить под угрозу налаженную систему перевозок.
А в марте этого года «Балтийские транспортные системы» лишаются постоянной зоны таможенного контроля в Морском порту. Приказ об этом подписал начальник Балтийской таможни Сергей Чижиков. Как несложно догадаться, территорию отдали все той же компании «Транспорт и логистика», а оба приказа появились в один и тот же день — 30 марта.
Еще интересный момент — в приказе о создании «новой» ПЗТК для ООО «Транспорт и логистика» г-н Чижиков ссылается на договоры, заключенные компанией со сторонними организациями (бывшими партнерами БТС) лишь 1 апреля. Между тем, напомним, сам приказ датируется 30 марта. Интересно, как мог Чижиков знать о договорах за день до их подписания?
Раздвоение директората
Видя гибельное положение компании, 16 марта акционеры ЗАО «БТС» провели внеочередное собрание. Алексей Шуклецов на него не явился — несмотря на то что уведомление ему прислали еще 14 февраля. Позднее он объяснил свое отсутствие тем, что был за городом. На собрании акционеры приняли решение о сложении полномочий Шуклецова и назначили нового гендиректора — Константина Соколова. А предыдущему предложили отчитаться перед новым директором по результатам финансовой деятельности и сдать ему бухгалтерскую отчетность. Но новому директору не удалось даже попасть в свой кабинет — на территорию БТС его не пустила охрана.
Между тем Шуклецов посылает генерал-майору Чижикову письмо, в котором уверяет, что внеочередное собрание акционеров было незаконным, что оно организовано «некой группой лиц», лелеющих планы по «рейдерскому захвату» «успешно работающего предприятия». А Константин Соколов называется в письме «новоявленным руководителем», не имеющим никакого отношения к ЗАО «БТС».
19 марта Соколов подал заявление в Северо-Западное управление транспортной милиции с требованием о возбуждении уголовного дела. В нем он утверждает, что Шуклецов «реализовал… комплекс мероприятий, направленных на умышленное хищение… имущественного комплекса, принадлежащего ЗАО «БТС» — посредством… схемы перевода активов общества на подконтрольные Шуклецову структуры».
Транспортная милиция провела проверку хозяйственной и финансовой деятельности компании. И отказала в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отсутствие состава преступления. Как следует из постановления об отказе, «визуальным осмотром зафиксировано, что данное имущество находится в помещениях, арендуемых ЗАО «БТС». То есть дознаватель увидел своими глазами, что все имущество на месте. А значит, никакого хищения и не было.
Сейчас акционеров не пускают в главный офис «Балтийских транспортных систем», ссылаясь на то, что здесь находится совершенно другая организация. Получается, сотрудники ООО «Транспорт и логистика», сидящие в этих же помещениях, пользуются имуществом БТС?
«Человек, которому мы доверяли, отнял у нас все…»
Одним из тех, кто пытался спасти компанию от краха, был сын покойного Леонида Андреева Сергей. После гибели отца он на время оставил свой бизнес (занимался экспедированием фруктов и овощей) и устроился в БТС обычным менеджером по продажам. Но проработать ему там долго не удалось. В конце прошлого года его должность сократили и перестали пускать на территорию компании. Хотя официальный приказ об увольнении вышел лишь в марте этого года.
— Я несколько раз пытался поговорить с Шуклецовым после гибели отца, — говорит Сергей. — Но пообщаться с ним удалось лишь однажды — сразу после похорон. Тогда он пообещал, что будет ежемесячно перечислять вдовам погибших определенную сумму от компании. Через три месяца выплаты прекратились безо всяких объяснений. Больше мы с ним не общались — никого из нас в офис БТС не пускали.
Также, по словам Сергея, наследники долго добивались, чтобы в реестр включили всех родственников, унаследовавших акции. Но в итоге гендиректор вписал в реестр лишь вдов погибших. Хотя по условиям завещания остальные родственники также были полноправными акционерами. Получилось, что законные акционеры (а ими могут быть лишь те лица, которые занесены в реестр) владеют не 80, а лишь 40 процентами акций. Остальные 40 процентов оказались распыленными между оставшимися семью родственниками покойных Андреева и Тимофеева. Что потом и дало Шуклецову повод утверждать, что собрание акционеров 16 марта было незаконным — не было необходимого кворума в 51 процент. Кстати, 24 июля это подтвердил и Арбитражный суд.
Сейчас Сергей сожалеет, что наследники спохватились так поздно. Как говорят юристы, родственники имели право на владение акциями (а также на включение в реестр акционеров) уже на следующий день после гибели Тимофеева и Андреева. Но упустили момент.
— Думаю, Шуклецов до сих пор считает, будто мы собирались отстранить его от дел, — говорит Андреев-младший. — На самом деле никто этого делать не собирался. Наоборот, мы хотели ему помочь с выполнением обязанностей. Но все повернулось так внезапно…
Как вспоминает Сергей, всего за десять дней до трагедии Шуклецов сидел на дне рождения Людмилы Викторовны — ныне вдовы покойного Андреева-старшего. И благодарил собравшихся за то, что помогли ему достигнуть столь высокого положения.
— Самое обидное во всей истории, что в ее центре — человек, которому наши семьи полностью доверяли, — говорит Андреев-младший. — Воспользовавшись шоковой ситуацией, в которой мы были, он отнял у нас все, что сделали погибшие.
Сейчас Сергей Андреев твердо намерен добиваться возбуждения уголовного дела против Шуклецова.
— Его действия подпадают под статью «Хищение чужого имущества», — убежден сын погибшего. — Еще год назад БТС была одной из крупнейших транспортных компаний с годовым оборотом около 50 миллионов долларов. Сегодня же от нее осталось лишь название.
Разрушенного не восстановишь?
Корреспонденту «Новой» удалось пообщаться и с противоположной стороной конфликта. Впрочем, сам Алексей Шуклецов разговаривать с журналистами не пожелал, однако передал свою позицию через адвоката, Максима Косова.
— Пока суды не вынесут окончательного решения по всем искам, генеральный директор хотел бы воздержаться от всяческих комментариев в прессе, — сообщил Максим Косов в телефонном разговоре. — Но с удовольствием сделает это после вынесения соответствующих решений. Без сомнения, Алексей Эдуардович был потрясен гибелью главных акционеров — своих друзей, которые были для него очень дороги.
По словам Косова, пока Шуклецов не может прокомментировать всю подоплеку конфликта. Но, как сообщили нам, гендиректор БТС не имеет ни малейшего отношения к деятельности пресловутого ООО «Транспорт и логистика». Этот момент вызывает большие сомнения у юристов истцов.
— Непонятно, почему солидные западные фирмы в одночасье начали пользоваться услугами едва созданного и никому не известного ООО «Транспорт и логистика» — притом что у них еще были заключены договоры с ЗАО «БТС», — говорит адвокат Никита Федоров, защищающий права наследников. — Мы считаем, что здесь причинно-следственная связь очевидна. И доказать умысел со стороны гендиректора БТС вполне реально.
Сейчас в Арбитражном суде находится около 20 исков от родственников погибших акционеров. На этой неделе состоится очередное заседание. Юристы, отстаивающие в судах их позицию, настроены оптимистично.
— Все наши иски мы оцениваем как достаточно перспективные, — говорит адвокат Федоров. — Один из главных моментов — требование признать незаконными прекращение договоров с крупнейшими контрагентами БТС и их заключение с ООО «Транспорт и логистика». Но даже если мы добьемся полного удовлетворения наших исков — разрушенную компанию «БТС» уже не восстановишь…
Впрочем, даже если отбросить в сторону юридический аспект этого крайне запутанного дела, с точки зрения общечеловеческой морали действия Шуклецова не совсем понятны.
«Новая» будет следить за развитием событий.
В начале сентября Арбитражный суд Петербурга вновь рассмотрит иск группы акционеров ЗАО «Балтийские транспортные системы» к генеральному директору компании Алексею Шуклецову. По версии истцов, гендиректор без их ведома перевел все активы компании в подконтрольную ему структуру, тем самым фактически обанкротив БТС. Сам Шуклецов утверждает, что ничего подобного не было.
Накануне очередного судебного заседания «Новая» сочла нужным напомнить подробности этого дела.
Дружба врозь
Осенью прошлого года в автокатастрофе погибли учредители одной из крупнейших на Северо-Западе транспортных компаний — ЗАО «БТС» — Леонид Андреев и Алексей Тимофеев. Компанию на тот момент тринадцатый год возглавлял Алексей Шуклецов, которого пригласили сами учредители, передав ему через некоторое время 20% акций. По словам родственников погибших, тогда Шуклецов с Андреевым и Тимофеевым были друзьями.
Как говорят наследники основателей БТС, получившие 80% акций, сразу после похорон Шуклецов предложил им продать свою долю. Как утверждается, по сильно заниженной цене.
— Он сразу нам заявил: мне не нужны лишние дольщики, ни перед кем отчитываться я не буду, — говорит Сергей Андреев, сын одного из покойных акционеров.
Также, по словам родственников, г-н Шуклецов пригрозил, что если ему не продадут акции, то он уведет все активы компании в другую фирму. Вдовы погибших предложение отвергли.
33 несчастья на одну компанию
С того времени на успешную компанию обрушилась череда неприятностей. Сначала арендодатель офисных помещений БТС на площади Морской Славы — ЗАО «Морской вокзал» заключило договор с доселе неизвестным ООО «Транспорт и логистика» (фирма была создана через 2 месяца после гибели владельцев БТС — в ноябре 2006 г., а позднее ее возглавила бывший финансовый директор ЗАО «БТС» Ольга Чернобривец). Затем БТС внезапно составляет договор субаренды с новым арендатором — то есть непонятно зачем ставит себя в зависимость от ООО «Транспорт и логистика». Хотя договор аренды БТС с Морским вокзалом действовал до 2008 года.
Следующим ударом для компании стал уход крупнейших партнеров. Так, 14 марта одним из ключевых партнеров компании TEAM LINES Deutschland GmbH & Co.KG стало все то же ООО «Транспорт и логистика». Вскоре к услугам «Транспорта и логистики» прибегла и финская компания Finnlines Deutschland GmbH, давний партнер компании «БТС», имевший с ней эксклюзивное соглашение. Позднее в суде юристы контрагента заявили, что были вынуждены заключить договор с другой организацией, так как знали о том, что большинство сотрудников БТС переведены в ООО «Транспорт и логистика» и не могли ставить под угрозу налаженную систему перевозок.
А в марте этого года «Балтийские транспортные системы» лишаются постоянной зоны таможенного контроля в Морском порту. Приказ об этом подписал начальник Балтийской таможни Сергей Чижиков. Как несложно догадаться, территорию отдали все той же компании «Транспорт и логистика», а оба приказа появились в один и тот же день — 30 марта.
Еще интересный момент — в приказе о создании «новой» ПЗТК для ООО «Транспорт и логистика» г-н Чижиков ссылается на договоры, заключенные компанией со сторонними организациями (бывшими партнерами БТС) лишь 1 апреля. Между тем, напомним, сам приказ датируется 30 марта. Интересно, как мог Чижиков знать о договорах за день до их подписания?
Раздвоение директората
Видя гибельное положение компании, 16 марта акционеры ЗАО «БТС» провели внеочередное собрание. Алексей Шуклецов на него не явился — несмотря на то что уведомление ему прислали еще 14 февраля. Позднее он объяснил свое отсутствие тем, что был за городом. На собрании акционеры приняли решение о сложении полномочий Шуклецова и назначили нового гендиректора — Константина Соколова. А предыдущему предложили отчитаться перед новым директором по результатам финансовой деятельности и сдать ему бухгалтерскую отчетность. Но новому директору не удалось даже попасть в свой кабинет — на территорию БТС его не пустила охрана.
Между тем Шуклецов посылает генерал-майору Чижикову письмо, в котором уверяет, что внеочередное собрание акционеров было незаконным, что оно организовано «некой группой лиц», лелеющих планы по «рейдерскому захвату» «успешно работающего предприятия». А Константин Соколов называется в письме «новоявленным руководителем», не имеющим никакого отношения к ЗАО «БТС».
19 марта Соколов подал заявление в Северо-Западное управление транспортной милиции с требованием о возбуждении уголовного дела. В нем он утверждает, что Шуклецов «реализовал… комплекс мероприятий, направленных на умышленное хищение… имущественного комплекса, принадлежащего ЗАО «БТС» — посредством… схемы перевода активов общества на подконтрольные Шуклецову структуры».
Транспортная милиция провела проверку хозяйственной и финансовой деятельности компании. И отказала в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отсутствие состава преступления. Как следует из постановления об отказе, «визуальным осмотром зафиксировано, что данное имущество находится в помещениях, арендуемых ЗАО «БТС». То есть дознаватель увидел своими глазами, что все имущество на месте. А значит, никакого хищения и не было.
Сейчас акционеров не пускают в главный офис «Балтийских транспортных систем», ссылаясь на то, что здесь находится совершенно другая организация. Получается, сотрудники ООО «Транспорт и логистика», сидящие в этих же помещениях, пользуются имуществом БТС?
«Человек, которому мы доверяли, отнял у нас все…»
Одним из тех, кто пытался спасти компанию от краха, был сын покойного Леонида Андреева Сергей. После гибели отца он на время оставил свой бизнес (занимался экспедированием фруктов и овощей) и устроился в БТС обычным менеджером по продажам. Но проработать ему там долго не удалось. В конце прошлого года его должность сократили и перестали пускать на территорию компании. Хотя официальный приказ об увольнении вышел лишь в марте этого года.
— Я несколько раз пытался поговорить с Шуклецовым после гибели отца, — говорит Сергей. — Но пообщаться с ним удалось лишь однажды — сразу после похорон. Тогда он пообещал, что будет ежемесячно перечислять вдовам погибших определенную сумму от компании. Через три месяца выплаты прекратились безо всяких объяснений. Больше мы с ним не общались — никого из нас в офис БТС не пускали.
Также, по словам Сергея, наследники долго добивались, чтобы в реестр включили всех родственников, унаследовавших акции. Но в итоге гендиректор вписал в реестр лишь вдов погибших. Хотя по условиям завещания остальные родственники также были полноправными акционерами. Получилось, что законные акционеры (а ими могут быть лишь те лица, которые занесены в реестр) владеют не 80, а лишь 40 процентами акций. Остальные 40 процентов оказались распыленными между оставшимися семью родственниками покойных Андреева и Тимофеева. Что потом и дало Шуклецову повод утверждать, что собрание акционеров 16 марта было незаконным — не было необходимого кворума в 51 процент. Кстати, 24 июля это подтвердил и Арбитражный суд.
Сейчас Сергей сожалеет, что наследники спохватились так поздно. Как говорят юристы, родственники имели право на владение акциями (а также на включение в реестр акционеров) уже на следующий день после гибели Тимофеева и Андреева. Но упустили момент.
— Думаю, Шуклецов до сих пор считает, будто мы собирались отстранить его от дел, — говорит Андреев-младший. — На самом деле никто этого делать не собирался. Наоборот, мы хотели ему помочь с выполнением обязанностей. Но все повернулось так внезапно…
Как вспоминает Сергей, всего за десять дней до трагедии Шуклецов сидел на дне рождения Людмилы Викторовны — ныне вдовы покойного Андреева-старшего. И благодарил собравшихся за то, что помогли ему достигнуть столь высокого положения.
— Самое обидное во всей истории, что в ее центре — человек, которому наши семьи полностью доверяли, — говорит Андреев-младший. — Воспользовавшись шоковой ситуацией, в которой мы были, он отнял у нас все, что сделали погибшие.
Сейчас Сергей Андреев твердо намерен добиваться возбуждения уголовного дела против Шуклецова.
— Его действия подпадают под статью «Хищение чужого имущества», — убежден сын погибшего. — Еще год назад БТС была одной из крупнейших транспортных компаний с годовым оборотом около 50 миллионов долларов. Сегодня же от нее осталось лишь название.
Разрушенного не восстановишь?
Корреспонденту «Новой» удалось пообщаться и с противоположной стороной конфликта. Впрочем, сам Алексей Шуклецов разговаривать с журналистами не пожелал, однако передал свою позицию через адвоката, Максима Косова.
— Пока суды не вынесут окончательного решения по всем искам, генеральный директор хотел бы воздержаться от всяческих комментариев в прессе, — сообщил Максим Косов в телефонном разговоре. — Но с удовольствием сделает это после вынесения соответствующих решений. Без сомнения, Алексей Эдуардович был потрясен гибелью главных акционеров — своих друзей, которые были для него очень дороги.
По словам Косова, пока Шуклецов не может прокомментировать всю подоплеку конфликта. Но, как сообщили нам, гендиректор БТС не имеет ни малейшего отношения к деятельности пресловутого ООО «Транспорт и логистика». Этот момент вызывает большие сомнения у юристов истцов.
— Непонятно, почему солидные западные фирмы в одночасье начали пользоваться услугами едва созданного и никому не известного ООО «Транспорт и логистика» — притом что у них еще были заключены договоры с ЗАО «БТС», — говорит адвокат Никита Федоров, защищающий права наследников. — Мы считаем, что здесь причинно-следственная связь очевидна. И доказать умысел со стороны гендиректора БТС вполне реально.
Сейчас в Арбитражном суде находится около 20 исков от родственников погибших акционеров. На этой неделе состоится очередное заседание. Юристы, отстаивающие в судах их позицию, настроены оптимистично.
— Все наши иски мы оцениваем как достаточно перспективные, — говорит адвокат Федоров. — Один из главных моментов — требование признать незаконными прекращение договоров с крупнейшими контрагентами БТС и их заключение с ООО «Транспорт и логистика». Но даже если мы добьемся полного удовлетворения наших исков — разрушенную компанию «БТС» уже не восстановишь…
Впрочем, даже если отбросить в сторону юридический аспект этого крайне запутанного дела, с точки зрения общечеловеческой морали действия Шуклецова не совсем понятны.
«Новая» будет следить за развитием событий.
Артем ПИРОГОВСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС