Тайны следствия
Оперативника питерского ОРБ Леонида Кораблева попытались убить. К счастью, он выжил. Да и вообще в кино по-настоящему не убивают. Так что на съемках известного сериала «Тайны следствия» петербургский актер и режиссер Игорь Николаев, исполнитель роли Кораблева, ничуть не рисковал. Но самого Игоря Николаева недавно попытались убить вполне по-настоящему. И выжил он действительно чудом.
Киллер метил в голову
Месяц назад, 6 августа, Николаев возвращался домой после работы. Из Театра Сатиры, где он работает последний год после ухода из Малого драматического, в котором отслужил полтора десятка лет, актер заехал в магазин «О`кей», а затем с покупками отправился домой на Камышовую улицу. У подъезда его уже ждали. Крепкий мужчина средних лет с аккуратной довольно короткой стрижкой, в темно-серой куртке и светлой рубашке, с небольшим свертком в руках безуспешно колдовал с клавишами домофона. Камера наблюдения неплохо зафиксировала лицо этого незнакомца. Мужчина вошел следом за Николаевым в подъезд. Актер нажал кнопку лифта, но войти в открывшиеся двери кабины не успел. Незнакомец неожиданно нанес Николаеву удар свертком по затылку. Жертва попыталась оказать сопротивление — примерно полтора десятка секунд противники боролись, пока нападавшему все же удалось несколькими ударами свертка (судя по всему, это был обычный молоток, завернутый в полиэтиленовый пакет) свалить актера на пол. Еще секунд десять противник жестоко избивал поверженного Николаева, стараясь попасть в голову жертве, после чего поспешил ретироваться, даже не попытавшись завладеть ни мобильным телефоном, ни кошельком, ни каким-либо еще имуществом своей жертвы. Как рассказывает сам Николаев, в ходе схватки нападавший не произнес ни слова. Все это бесстрастно фиксировала вторая камера наблюдения, установленная на лифтовой площадке.
Очнувшийся Николаев в крови и с пробитой головой (позже в Мариинской больнице врачи обнаружили, что череп актера в результате нападения был пробит в девяти местах), сумел все же добраться до своей квартиры на последнем, 14-м этаже дома. Медики совершили чудо. Месяц спустя после происшествия актер и режиссер снова выходит на сцену и съемочную площадку, хотя с такими травмами максимум, на что он мог рассчитывать, так это на вторую группу инвалидности. А вот от правоохранительных органов особых чудес в виде раскрытия преступления пока ждать не приходится. Шестерни правоохранительных механизмов вертятся споро лишь на телевизионных экранах, а в реальной жизни — как правило, когда дело касается значимых фигур или, скажем там, разнообразных «несогласных». В «рядовых» случаях эти шестерни вращаются медленно и со скрипом.
В Приморском РУВД уголовное дело по факту нападения даже на достаточно известного артиста (помимо «Тайн следствия», Игорь Николаев снимался в таких сериалах, как «Агентство НЛС», «Улицы разбитых фонарей» (в ряде серий про популярных «Ментов» он выступил и в качестве режиссера), «Столыпин. Уроки истории») возбудили далеко не сразу, а когда возбудили, то по статье «хулиганство». Лишь в самое последнее время, когда история получила достаточно широкую огласку, дело все же переквалифицировали на «нанесение тяжких телесных повреждений» и взяли на контроль в районной и городской прокуратурах. По словам Игоря Николаева, несмотря на наличие вполне качественных видеозаписей со сценой нападения на него, где лицо преступника прекрасно видно, подозреваемый пока не задержан, а сам мотив нападения для правоохранительных органов выглядит «неясно». «Вы, должно быть, кому-то серьезно перешли дорогу», — заявил артисту один из беседовавших с ним оперативников.
«Теперь вы попали»
А вот у самого Николаева практически нет сомнений, кто именно стоит за этим преступлением. Мы, впрочем, не будем пока делать скороспелых выводов и обозначим этого «недоброжелателя» в изложенной Игорем Николаевым версии событий литерой Л. Сами хитросплетения человеческих отношений в рассказе Николаева вполне тянут на целый роман, однако лавры романиста меня не слишком прельщают, да и объемы газетной статьи не идут ни в какое сравнение с многостраничным литературным произведением. А потому постараюсь изложить покороче.
Хозяин небольшого, но вполне доходного автосервиса в центре Петербурга, Л. одно время был мужем первой супруги Николаева (с которой актер расстался уже довольно давно). Впрочем, и брак с Л. в конце концов распался. Женщина переехала в Финляндию, однако ее с Николаевым сын, 22-летний Иван, остался в Петербурге, где в силу сложившихся обстоятельств делил квартиру матери с Л. Отношения у бывшего отчима с бывшим пасынком не сложились.
Как рассказывает сам Николаев, в ночь с 30 на 31 августа прошлого года ему позвонил Иван. Сын рассказал, что только что, среди ночи в квартиру ворвались двое каких-то громил (по словам сына, их совершенно спокойно впустил Л.), которые избили его, чтобы «заставить уважать Л.». Николаев сорвался из дома, приехал на квартиру сына и… «по-мужски разобрался» с Л.
«Ну, теперь вы попали, — заявил, по словам Николаева, ему побитый Л. — Попали по-настоящему».
Примерно через месяц, в конце сентября прошлого года, Л. вызвонил Игоря Николаева на встречу. Сам он на нее не пришел, разговор вели некие люди, обеспечивающие «безопасность» авторемонтного бизнеса Л. Уже тогда собеседник Николаева проговорился, что «артиста, мол, «заказали»…
После этого разговора Николаев несколько раз обнаруживал, что колеса его машины проколоты неизвестными. Потом нынешняя его супруга, главный художник Театра Сатиры Елена Дмитракова, обнаружила за собой навязчивое наружное наблюдение. Следили за ней, по словам Николаева, из автомобиля, зарегистрированного на той самой структуре, что обеспечивает безопасность делового предприятия Л.
В начале уже нынешнего лета, как рассказывает Игорь Николаев, в его доме раздался странный телефонный звонок: некто, представившись адвокатом Л., интересовался, не собирается ли Николаев выплатить его клиенту 5 тысяч долларов, которые он якобы задолжал. На предложение актера обратиться в суд «адвокат» мягко, но настойчиво предложил решить все «без суда — полюбовно». Договариваться Николаев не захотел, поскольку денег никаких Л. не был должен.
Ну а потом были удары молотком в подъезде.
Александр САМОЙЛОВ