Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Наш ответ чайке

17 сентября 2007 10:00

Владимира Кумарина принесли в жертву московским олигополиям


Дольше всего, по признанию заместителя начальника петербургского УБОП Владимира Сыча, «ловили» Владимира Барсукова-Кумарина. Хотя известного предпринимателя, бывшего вице-президента Петербургской топливной компании (ПТК), и искать вроде бы не было необходимости. Мало того, что сотни людей ежедневно его видели на Владимирском проспекте северной столицы, так он еще и сам ходил давать показания о том, как участвовал в освобождении похищенных детей. Тем не менее для захвата инвалида I группы Владимира Барсукова потребовалось два самолета из Москвы с тремя сотнями боевиков из различных силовых ведомств, включая Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Как уже громогласно заявил генеральный прокурор Юрий Чайка, войсковая операция по захвату «бандита» завершилась успешно. Владимир Сергеевич был благополучно препровожден в «Матросскую Тишину». Где и пребывает поныне, лишенный возможности получать лекарства, прописанные после перенесенного в этом году очередного инфаркта.
Напомним, что Кумарин-Барсуков обвиняется в организации неудачного покушения на совладельца Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Сергея Васильева, который сам заявил, что претензий к арестованному не имеет. Даже, говорят, плечами пожал, с чего, дескать? И тут, кстати, ничего особенно удивительного нет.
Во-первых, дело в том, что Васильев — далеко не единственный владелец ПНТ. Его устранение, даже если оно кому-то требовалось для внедрения на терминал, отнюдь не решало всей проблемы. Пожалуй, в большей степени в нем были заинтересованы другие крупные партнеры Васильева. Это так, теоретически. Не будем следовать примеру г-на Чайки и на основании умозрительных предположений кого-то в чем-то обвинять.
Во-вторых, в Вырице Сергей Васильевич возводит особняк — копию царской резиденции. Поговаривают, что незадолго до покушения некие москвичи предложили владельцу за это великолепие сумму, едва ли не сравнимую со стоимостью ПНТ. Васильев отказал. В прессе неоднократно высказывалось предположение: этот отказ до того разгневал столичных покупателей, что в Питер была отряжена банда автоматчиков…
В-третьих, и Васильев не первый год владеет акциями ПНТ, а Кумарин-Барсуков связан с ПТК более десятилетия. Зачем было столько тянуть, если терминал был так уж необходим «тамбовской бизнес-империи»? Сильно ли требовалась лишняя проблематика «авторитетному бизнесмену», вышедшему на пенсию, взявшемуся помогать церкви, инвалидам…
И наконец, в-четвертых. Все «авторитетные» деятели Петербурга так или иначе друг друга знают. В свое время Васильев и Кумарин, случалось, пересекались. Но их дороги давно разошлись, конкретного пересечения интересов с тех пор никем не отмечалось. По крайней мере, об этом неизвестно. Зато хорошо известно, какие взаимные интересы связывали Владимира Барсукова и Валентину Матвиенко.
«Тамбовская бизнес-группа», давно воспринимаемая как некий структурный фактор петербургской жизни, все же не является юридическим лицом. Она представляет собой конгломерат предпринимательских систем и проявлений, объединенный неформальными, иногда чисто персональными связями.
Любой администрации приходится считаться с такими экономическими партнерами, заключать договоренности и соблюдать их… если не идти напролом, расчищая поляну и зачищая конкурентов для каких-то других партнеров, договоренности с которыми важнее стабильного жизнеобеспечения в Петербурге. Методом такой зачистки является 210-я статья УК («организация преступного сообщества»), представляющая собой не юриспруденцию, а чистую идеологию в духе соответствующего пункта 58-й — «больше трех не собираться!».
Кто же эти партнеры? Тут можно предполагать куда увереннее, нежели строить версии покушения на Сергея Васильева: сдача города федеральным олигополиям есть визитная карточка правления Матвиенко. Что не Газпрому, то «Лукойлу», что не «Лукойлу», то «Рос-» либо «Руснефти»… Есть основания считать, что решение вопроса о принадлежности ПТК являлось постоянным условием, на котором нынешние энергетические олигархи соглашались осчастливить своим присутствием управляемую Матвиенко территорию. За официальными же олигархами маячат олигархи «ночные» — из круга Деда Хасана, давно недовольного питерской «тамбовской» вольницей, не признававшей «сходняка» московских и кавказских воров в законе. Теперь для криминальной гонки прозвучал стартовый выстрел.
Всерьез пошли разговоры о том, что губернатор Петербурга может возглавить список «Единой России». А то и войти в новый кабинет министров или вовсе претендовать в преемницы. Ей необходимо стать белее белого. Ради этого она, вероятно, готова идти на любые жертвы. Вплоть до отказа от помощи «ночного губернатора», совсем недавно организовывавшего жесткое теневое давление на петербургскую оппозицию. Вплоть до сдачи купчинского партнера, тоже немало помогавшего стабилизации административной и законодательной сфер и, кстати, по некоторым данным, поспособствовавшего акции в отношении Барсукова. Только много ли найдется желающих повторять их опыт? Несокрушимая верность деловому сотрудничеству и обязательствам продемонстрирована в полной мере.

Мария МАРТЕНС