Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Вычеркнутый город

20 сентября 2007 10:00

Так выглядит газоскреб из Новой Зеландии

В Париже и Новой Зеландии говорят о том, о чем в России молчат

Петербургский газоскреб будоражит умы даже в Новой Зеландии. Летом этого года в Крайсчтерче прошла 31-я сессия Комитета Всемирного наследия, в ходе которой в числе прочих вопросов обсуждалась и проблема строительства в Петербурге четырехсотметровой башни под офис Газпрома.
В России новозеландские прения предпочли не заметить. Хотя решения Комитета всегда доступны: отчеты и документы по всем результатам его работы открыто висят на веб-сайте этой организации, и любой, кто владеет английским или французским языком, в состоянии их прочесть. И теперь в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже искренне недоумевают: почему некоторые российские чиновники и журналисты, заинтересованные в судьбе газоскреба, до сих пор не знакомы с официальными результатами июльской сессии, посвященной Петербургу. Может, просто не умеют читать?


Так выглядит газоскреб из Новой Зеландии


Хотя при чем тут сайты, когда официальные итоги сессии были направлены в российское правительство через делегацию 27 августа сего года. Копии ушли в Национальную комиссию РФ и бюро ЮНЕСКО в Москве. При этом еще в августе при попытке выяснить у властей Петербурга, какова же будет реакция, мы получали удивительные ответы: это же просто просьба — представить дальнейшие документы, никакого жесткого требования. Когда представить? …Потом. Некоторые специалисты, владеющие официальными языками ЮНЕСКО — английским и французским, — подумали, что они, видимо, начинают сходить с ума: в документе отчетливо прописана самая жесткая форма требования, какая только возможна в рамках дипломатического языка: передать весь объем планов, карт и разработок по спорному проекту не позднее 1 февраля 2008 года.
Сомнения окончательно развеял ответственный по связям в секции Европы и Северной Америки Андрей Шевелев:
— Написано: strongly urges (настоятельно требует)! Это достаточно жесткая формулировка позиции. Как еще? Ласково просит?
Тем более беспокоит представителей ЮНЕСКО то, как эта ситуация освещается в российской прессе. Андрей Шевелев, просматривая опусы некоторых наших СМИ, пришел в ужас:
— Вот, смотрите: «Великобритания покинула ЮНЕСКО как раз из-за попыток организации повлиять на высотное строительство в Лондоне». Сколько надо выпить виски, сидя в Лондоне, чтобы такое сказать? Англичане сами объяснили причину своего поступка: по их версии, речь идет о чрезмерной политизации ЮНЕСКО, которая на определенном этапе действительно была. Но при чем тут высотное строительство?!
Господин Шевелев, впрочем, полагает, что СМИ здесь играют далеко не первую скрипку. По его мнению, ситуацию, которая складывается вокруг заявлений ЮНЕСКО и их вольной трактовки в России, можно поставить в вину Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО. Хотя именно Нацкомиссия должна быть абсолютным партнером организации в своей стране; кроме того, в большинстве государств — членов ЮНЕСКО (и в России тоже) она является частью Министерства иностранных дел.
— Получается, что наши эксперты более озабочены судьбами сохранения российского исторического наследия, чем представители в России! — возмущен Шевелев. — Однако ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе говорит, что ничего страшного не происходит. Слава богу, что секретарь комиссии — наполовину техническая должность. У нас есть председатель комиссии, министр иностранных дел Российской Федерации Лавров. Его позиция, насколько я знаю, абсолютно противоположна.
Тот же Орджоникидзе на вопрос о возможном исключении Петербурга из Списка Всемирного наследия заявил буквально следующее: «Это нереально. Если проект «Охта -центр» начнет строиться, будет реализован, только тогда могут быть какие-то действия. Да и то только при условии, что его оценят негативно…»
ЮНЕСКО, кстати, уже давно пытается оценить проект, только соответствующих документов все нет. Хотя должны они быть представлены не после начала строительства, а до него. «Комитет призывает приостановить все возможные действия, пока не будет пересмотрен проект и не будет доказано, что какое-либо строительство на этом месте не приведет к утрате ценности», — говорит ассистирующий специалист по программам секции Европы и Северной Америки Анна Сидоренко-Дюлом.
— Исключение из списка — процесс небыстрый, но стране уже не первый раз дают понять, что переход в другой, черный список — не за горами, утверждает Сидоренко-Дюлом. — А оттуда до окончательного вычеркивания рукой подать. И если «сотрудничество» будет продолжаться в том же духе, что и сейчас, этот момент наступит очень скоро.
«Мне прискорбна позиция российской Комиссии по делам ЮНЕСКО и позиция секретаря, — сказал напоследок Андрей Шевелев. — Это откровенные подлоги и вранье, которые ширятся и процветают в национальном масштабе. Это скандал». Скандалы, конечно, добавляют популярности, и в СМИ об этом хорошо знают. Только популярность эта — недолгая. И очень дешевая.

Елена МИНЧЕНОК