В тисках чеченского следа
Второй месяц продолжается расследование по делу о крушении поезда «Невский экспресс». И если питерских анархистов Андрея Каленова и Дениса Зеленюка, ранее подозревавшихся в причастности к теракту, похоже, оставили в покое, то новгородский чеченец Хасан Дидигов по-прежнему остается под арестом.
На прошлой неделе истекли 30 суток с момента ареста Андрея и Дениса. А раз обвинение им так и не предъявлено, по закону они автоматически исключаются из числа подозреваемых. Правда, подтверждать это какими-либо бумагами органы следствия не торопятся.
— Теперь мы будем подавать в суд иск с требованием, чтобы снятие подозрений с моего клиента было закреплено документально, — заявляет Ринат Гусманов, адвокат Каленова. — Хотя фактически он уже не подозреваемый: например, подписка о невыезде больше не имеет юридической силы.
По словам адвоката, во время пребывания в СИЗО Андрей получил значительный стресс, страдает бессонницей, и даже вынужден был обратиться к невропатологу.
Дмитрий Фисюк, адвокат второго анархиста, также будет добиваться постановления о снятии подозрений со своего подопечного. Кроме того, он сообщил, что Денис Зеленюк прошел медицинское обследование, результаты которого пока не разглашаются.
Ну а Хасану Дидигову — чеченцу, проживающему в Новгородской области и также заподозренному в теракте, — похоже, не удастся легко распрощаться с российским правосудием. У Дидигова есть алиби, подтвержденное десятком человек, поэтому обвинений ему не предъявляли. 18 сентября, на исходе 30-дневного срока ареста, его выпустили из СИЗО под подписку о невыезде — и меньше чем через минуту вновь задержали. Основание — подозрение в причастности к грабежам с нанесением телесных повреждений, в связи с которыми Дидигов уже подвергался следственным действиям.
— Следователи Генпрокуратуры и ФСБ просто хотят оставить Хасана под рукой, — полагает Мурад Юнусов, адвокат задержанного. — Хотя и пользуются для этого руками обыкновенной милиции. Что касается нового задержания, то могу сказать, что в прошлый раз подтверждений причастности моего клиента к этим преступлениям не нашли, притом что сам он охотно сотрудничал со следствием, не пытался скрываться. Так или иначе, если в течение 10 дней ему не предъявят обвинение, он должен быть выпущен на свободу.
Тем временем в Новгородской области прошла новая волна обысков в домах у местных чеченцев: Мурад Юнусов точно уверен в двух случаях, еще два под вопросом. Искали, видимо, оружие, взрывчатку или иные доказательства причастности Хасана Дидигова (или всей местной чеченской диаспоры сразу?) к крушению поезда. По предварительным данным, обыски результата не дали.
Анджей БЕЛОВРАНИН