Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Болдырев: третье пришествие

27 сентября 2007 10:00

Юрий Болдырев войдет в первую тройку питерского списка «Справедливой России». Что стоит за его «третьим пришествием» в большую политику?
Первый взлет Болдырева был стремительным и ярким. В 1989 году на выборах народных депутатов СССР его выдвинули против первого секретаря горкома КПСС, и он, разумеется, победил, потому что в те времена большинство ленинградцев голосовало против номенклатуры. Болдырев вошел в состав Межрегиональной депутатской группы. Это было время, когда слово приравнивалось к делу — петербуржцы с неизменной симпатией слушали дерзкие выступления молодого парламентария. Но уже к концу 90-го года интерес к дискуссиям на союзном съезде ослаб, а в 91-м он и вовсе канул в небытие вместе с Советским Союзом. Но Болдырев не потерялся — его назначили главой Контрольного управления при президенте РФ. Спустя недолгое время в СМИ начали появляться его выступления, связанные с разоблачением коррупции, — в частности, в Западной группе войск. А потом Болдырева отправили в отставку, как были уверены многие, «за то, что говорил правду»…
Юрий Юрьевич ушел в тень, но ненадолго. Его триумфальное возвращение в политику состоялось в конце 93-го — он стал одним из лидеров предвыборного блока «Явлинский-Болдырев-Лукин», позднее ставшим партией «Яблоко», и одновременно баллотировался в Совет Федерации, снова одержав убедительную победу. Чуть больше года спустя Юрий Юрьевич назначен заместителем председателя Счетной Палаты. В 1996-м он баллотировался в губернаторы Петербурга — почетное третье место показало, что многие петербуржцы продолжают верить экс-парламентарию.
Казалось, его время еще настанет, во всяком случае после выборов 1998 года, когда созданный Болдыревым блок провел 16 депутатов в Законодательное собрание, о нем заговорили как о наиболее реальном преемнике Владимира Яковлева. Однако блок развалился, Болдырев проиграл выборы в Госдарственную Думу по одномандатному округу, а в 2000-м с треском провалился на губернаторских выборах. После этого Юрий Юрьевич заявил, что уходит из политики. Такова внешняя канва событий. А за ней…
…Начну с лирического отступления. Году в 1994-м я мечтала взять интервью у Болдырева. Начальство в конце концов дало отмашку. Разговор получился интересным: никаких сенсационных заявлений Юрий Юрьевич не сделал, но речь его была живой и эмоциональной. Выполняя обещание, я послала Болдыреву подготовленный к печати материал — текст вернулся ко мне лишь через месяц. Юрий Юрьевич полностью переписал свои ответы — в новом варианте они были сухими и абсолютно бесцветными. Перед публикацией секретариат подрезал текст — в ответ Болдырев пригрозил подать в суд на газету за то, что она исказила его позицию… Позднее выяснилось, что практически все пишущие журналисты, бравшие интервью у Болдырева, попадали в подобную ситуацию. Предположить, что они настолько глупы, что не могут даже расшифровать диктофонную запись, достаточно трудно. Более правдоподобно предположение о том, что Юрий Юрьевич журналистам не доверяет и предпочитает все делать сам.
В принципе, в этом не было бы ничего плохого — если бы не одно но. В 1994-м слова уже были малоинтересны: от Федерального Собрания ждали конкретных дел. Но провести в одиночку не то что законопроект — даже поправку к нему, совершенно невозможно: необходимо договариваться, идти на компромиссы. Болдырев же почти любой компромисс приравнивал к предательству.
Его отношения с «Яблоком» разладились весьма быстро: он вышел из партии осенью 1995 года, громко хлопнув дверью и объявив бывших соратников врагами. И в этом опять же не было бы ничего дурного — в жизни случается всякое. Но стоит заметить, что с теми, кто организовывал кампанию Болдырева на губернаторских выборах 96-го года, он также расстался весьма недружественно, и тех, кого вел на выборы 98-го года, сегодня большей частью клеймит как предателей. Представляется, что Юрий Юрьевич в принципе не способен играть в команде — вероятно, именно поэтому КПД его парламентской работы был невысок. Деятельность по «искоренению коррупции» также вызывает вопросы. Когда журналисты достали материалы проверки Западной группы войск, которую проводило возглавляемое Болдыревым Контрольное управление, то выяснилось, что там не упоминается ни один военнослужащий чином выше майора.
Зачем же Сергею Миронову потребовалось вызывать Болдырева из «политического небытия»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, опять же нелишне вспомнить историю «Блока Болдырева» образца 1998 года. Его создавали при очевидной поддержке администрации, для того чтобы максимально осложнить жизнь кандидатам от «Яблока». Расчет оправдался: агитационные материалы блока были переполнены антияблочной риторикой, которая принесла свои плоды. А сама структура оказалась нежизнеспособна. По сути дела, Юрий Юрьевич хотел, чтобы по всем важным вопросам его фракция голосовала так, как он ей прикажет, — но далеко не все депутаты готовы были отказаться от возможности самостоятельно принимать решения. С другой стороны, Болдырев был настолько ослеплен ненавистью к недавним соратникам, что принимал к себе любого кандидата, который вышел во второй тур вместе с представителем «Яблока», — неудивительно, что часть из них кинули его, едва получив мандаты, а остальные разбежались немного погодя. Имена известны: Вадим Тюльпанов, Игорь Михайлов, Виктор Евтухов, Игорь Риммер, Владимир Белозерских…
Складывается впечатление, что Миронов решил пройти проторенным путем — в конце концов, новую партию создавали не для того, чтобы она конкурировала с «Единой Россией». Предполагалось, что «Справедливая Россия» подгребет протестный электорат. В этом смысле и третье пришествие Болдырева, и активные попытки переманить людей из «Яблока» вполне логичны.

Виктория РАБОТНОВА