Дочерний бизнес
В культурно-досуговом центре «Московский» прошли общественные слушания о возможном строительстве подземного паркинга на 168 мест. Строить его предполагалось около дома 25 по улице Фрунзе — внутри тихого и зеленого квартала, одного из самых удобных в Московском районе (пять-семь минут пешком до Московского проспекта и до метро «Парк Победы»). Граждане выступили резко против — по множеству причин, в том числе по причине нарушения федерального законодательства и Генплана развития Петербурга. Администрация, однако, поддерживает инвестора. И у нее для этого есть очень веские причины…
Попытку что-то в этом месте построить инвестор — ООО «Евротекс» предпринимает уже второй раз. В июле 2005 года фирма получала разрешение на проведение изыскательских работ на этом участке, в целях «определения возможности проектирования и строительства подземного паркинга — в соответствии с постановлением правительства Петербурга № 1099. Но затем, поскольку в течение года так и не начали никаких работ, а договор аренды истек, — в сентябре 2006 года постановление было отменено. И вот теперь — второй круг: в январе 2007 года издается точно такое же постановление о проведении изыскательских работ — за номером 54.
Заметим: участок, о котором идет речь, включен в перечень внутриквартальных скверов, составленный в качестве приложения к закону «О зеленых насаждениях общего пользования». Тот самый, который губернатор завернула, предложив считать перечень лишь рекомендательным. Видимо, чтобы можно было застроить все «рекомендательные» зоны?
Представители «Евротекса» уверяли жителей, что строительство вовсе не затронет их интересы, напротив — решит проблему с автостоянками. Что касается зеленых насаждений, то, по их мнению, «Петербург — мегаполис, и все горожане не могут жить в парке».
Жители тем не менее к этим аргументам не прислушались, а к слушаниям — как это бывает все чаще и чаще, к ярости администрации, — подготовились основательно, усмотрев целый ряд нарушений.
По их мнению, проект строительства «пожароопасного, токсичного и создающего грузопотоки объекта», каким является паркинг, нарушает генплан, запрещающий размещение таких объектов в зоне регулируемой застройки ЗРЗ-1.
Комитет по энергетике прислал документ, указав, что в этой зоне «отсутствуют резервы для обеспечения работы планируемого объекта по электроэнергии, водоснабжению, канализации». В процессе санитарно-эпидемиологического обследования выяснилось (это подтвердила экспертиза), что в почвах на этом участке есть «опасное заражение стафилококком, кишечной палочкой, синегнойной палочкой», и норма превышена в 100 раз. В итоге экспертиза отказывает в строительстве, рекомендуя «санацию и рекультивацию грунтов». Предпроектные предложения сделаны «без учета находящихся на этой территории зданий и сооружений», объемно-пространственное решение «спроектировано без учета реального масштаба местности и окружающих объектов» (на сей счет есть замечания КГА). Вентиляционные шахты и въезды-выезды из подземного гаража оказываются ближе чем в 15 метрах от жилых домов — что запрещено…
Кроме этого, по мнению граждан, почва на этом месте слабая, а грунты при строительстве могут потерять прочность (финское название этой местности Каниярви переводится как «лягушачье болото»). Застройщикам предложили застраховать дома и имущество жителей — но это не вызвало у них восторга.
В общем, граждане дружно отклонили проект, потребовали отменить все решения о «проектно-изыскательских работах» и включить в расходную часть бюджета расходы на санацию и озеленение сквера по указанному адресу. И понесли свою резолюцию в администрацию района — поскольку на собрании представители исполнительной власти отказались взять ее с собой.
Их встретили опять же без всякой радости, но резолюцию взяли. А что будет дальше и как будут учитывать мнение жителей — неизвестно. Потому что во всей этой истории есть один весьма специфический момент: гендиректор «Евротекса» Елена Плотникова — дочь вице-губернатора Петербурга Александра Полукеева (чью фамилию она носила до 1998 года). Характерно, что папа в тот момент, когда «Евротекс» получал первое разрешение на изыскательские работы на данном участке — в июле 2005 года, — был главой администрации Московского района. А в январе 2007 года — уже вице-губернатором, курирующим все вопросы городского хозяйства, жилкомхоза, благоустройства, транспорта…
Возможно, конечно, что это чисто случайное совпадение — получение фирмой дочери разрешения на «изыскания» по поводу строительства, которому противятся жители и в котором, как они полагают, нарушено все, что можно. Но это совпадение крайне беспокоит граждан, которые не без основания полагают происходящее ярким примером семейственности и протекционизма.
Елена Плотникова, конечно, не Елена Батурина, а Александр Полукеев — не Юрий Лужков со своей бессмертной фразой об источниках личного благосостояния «У меня жена предприниматель». Так и Батурина когда-то не сразу с больших масштабов начинала…
Борис ВИШНЕВСКИЙ
P. S. Когда Елену Плотникову на слушаниях в упор спросили, кем ей приходится Александр Полукеев, она отреагировала весьма нервно и потребовала «не вмешиваться в ее личную жизнь».