А васька слушает да намывает
Формально администрация Василеостровского района поступила абсолютно правильно: объявление, гласящее о том, что 1 октября состоятся общественные слушания с обсуждением временного регламента застройки и первого этапа планировки намывных территорий, было опубликовано в газете. Но газета эта называлась «Строительный вестник», и очевидно, что попасться на глаза жителям она могла лишь по чистой случайности. Неудивительно, что сами жители восприняли подобное «информирование» как чистой воды издевательство.
Впрочем, зал был полон — значительную часть аудитории составляли молодые люди, как выяснилось, обитатели студенческого городка. По словам представителей организации «Защитим остров Васильевский», перед началом мероприятия ребята собрались перед зданием администрации и отмечались в каких-то списках. А потом, приняв активисток ЗОВа за лидеров совсем другой организации, кто-то самый нетерпеливый спросил: «А когда деньги будут?» Потом, уже на слушаниях, лидер василеостровского «Яблока» Ольга Галкина опознала в координаторе студенческой группы одного из руководителей «Наших». Впрочем, сами ребята связь с какой-либо организацией, равно как и факт получения денег, категорически отрицали. На вопрос о том, почему они пришли на слушания, некоторые отвечали, что «попросила девочка из нашего общежития». Другие говорили, что хотят купить квартиру в Петербурге, поэтому для них вопросы развития города не менее важны, чем для аборигенов. А может, и важнее.
«К тому времени, когда все это построят, пожилых людей, пришедших на слушания, уже не будет в живых», — заметила одна из девушек. Студенты произносили правильные слова о том, что городу нужен достойный порт, и задавали инвестору «хорошие» вопросы о том, когда же он заработает и начнет принимать паромы и океанские лайнеры. Жители, напротив, говорили абсолютно неправильно — сбивчиво, зачастую не о том, о чем нужно было бы сказать. В отличие от «временщиков», они волновались — и надо признать, что повод для волнений у них есть.
Тот же вопрос о сроках строительства порта не так прост, как кажется. В ходе слушания на него отвечали дважды — и ответы весьма разнились. Представитель инвестора бодро отрапортовал, что первый причал будет готов уже в 2008 году. А проектировщики сделали акцент на том, что это будет лишь ПЕРВЫЙ причал, который не будет использоваться слишком активно до тех пор, пока строительство всего комплекса сооружений не завершится.
Причина подобной разноголосицы очевидна. Ведь в 2008-м еще не будет ни Западного скоростного диаметра (ЗСД), ни нового моста черед Неву в районе Горного института, ни продолжения набережной Макарова — весь поток туристов пойдет по и без того перегруженной дорожной сети Васильевского острова, через мост Лейтенанта Шмидта (теперь уже Благовещенский). И если этот поток, как обещают инвесторы, будет большим, то обитателям Васильевского острова мало не покажется…
Что касается ЗСД, то, согласно проекту планировки, он должен пройти в 75 метрах от жилых домов на Морской набережной. Правда, жителям обещают, что трассу проложат в полутоннеле, оградят шумозащитными щитами, и что ее строительство будет вестись исключительно со стороны залива. То есть жители не почувствуют никаких неудобств. Но жители не верят в обещания — просто потому, что их обманывали уже не раз.
Стоит напомнить, что два с половиной года назад, на таких же общественных слушаниях, людям говорили, что зона намыва составит всего 49 га — взамен инвестор поклялся, что обустроит Морскую набережную и соорудит новый пляж, а туристов станет катать на корабликах по реке Смоленке. Два года назад неожиданно заявили, что зона намыва будет расширена раз этак в десять, но заверили, что намыв будет производиться абсолютно бесшумно, а все материалы для нового строительства доставят исключительно морским путем. В прошлом году работы начались: по дамбе снуют самосвалы, а над заливом стоит непрекращающийся гул. В ночные часы установки продолжают работать — по словам уважаемых инвесторов, замеры уровня шума производятся постоянно, и всякий раз оказывается, что они находятся в пределах нормы. Вот только людям этот шум мешает спать по ночам, но добиться исполнения городского закона, запрещающего производство строительных работ в ночное время, жители Морской набережной не могут. Еще им обещали, что рабо
ты по намыву не нарушат хрупкий экологический баланс в Невской губе — исследования, проводимые учеными в последнее время, свидетельствуют об обратном. Столь же эфемерным оказались и разговоры об использовании исключительно экологически чистых материалов — активисты ЗОВа многократно проводили фотофиксацию фактов использования строительного мусора взамен песка. Именно поэтому многие выступления на слушаниях касались вовсе не временного градостроительного регламента и не первого этапа планировки — люди говорили о том, что наболело, и зачастую эмоции перехлестывали через край.
Что же до самих документов, то первый этап планировки относится исключительно к портовой зоне. Никакого масштабного строительства в ней вести не предполагается, поэтому практически все вопросы, связанные с этим документом, касались транспортной схемы — уже упоминавшегося ЗСД и развязок на Мичманской улице. В этом отношении куда более интересными будут следующие слушания, которые состоятся 31 октября — речь пойдет о застройке жилых и деловых кварталов на намываемых территориях.
Стоит отметить, что в соответствии с временным градостроительным регламентом там можно возводить здания любой высоты. Инвестор предлагает выстроить несколько небоскребов, в том числе 300-метровую башню-доминанту.
Год назад, когда проект планировки обсуждался на Градостроительном совете, специалисты весьма настороженно отнеслись к этим планам. В частности, представитель Комитета по охране памятников истории и культуры сказал, что необходимо оценить визуальное воздействие таких башен на историческую застройку. В том, что они будут видны из центра и неизбежно исказят существующую панораму Васильевского острова, сомнений нет. Впрочем, судя по всему, сегодня это уже никого не волнует. По словам представителей инвестора, у них есть заключение Комитета по охране памятников о том, что новые территории не граничат с исторической застройкой, поэтому никаких высотных ограничений там не будет…
Виктория РАБОТНОВА