Поколение фастфуд
Без перерывов, разве что с рекламными паузами, продолжается захватывающее реалити-шоу в окрестностях Светлановской площади (см. «Новую» № 54, 60). Заказчик — застройщик ресторана «БлинДональтс», запланированного по соседству с домом № 28, несмотря на все методы прокурорского реагирования, предписания, предупреждения и штрафы, не сдается и не уходит со съемочной — то бишь строительной — площадки. Стражи порядка вершат правосудие в пределах своей компетенции. А жители ведут собственные расследования, перманентный эпистолярный роман со всеми инстанциями и одновременно — сетевой дневник, где описывают и показывают «удивительное рядом».
Жители Светалановской площади демонтируют забор вокруг стройплощадки
Тайны следствия по-светлановски
Прокуратура и правоохранительные органы в свете этой истории — как зенит и надир.
«19-й отдел милиции УВД по Выборгскому району Санкт-Петербурга сообщает, что по Вашему заявлению о законности производства строительных работ напротив д. 28 пр-та Энгельса проведена проверка. Проверкой установлено, что производство строительных работ осуществлялось на основании разрешительных документов, выданных государственным органом, уполномоченным на это», — привычно отписывают милиционеры назойливым гражданам, которые к ним то и дело обращаются с требованием принять меры.
Характерно, что с такой трактовкой событий даже районная исполнительная власть (редчайший случай!) активно не соглашается.
Выше процитирован документ от 3 сентября. А вот что говорит по тому же самому поводу районная прокуратура (документ от 27.08):
«Заместителю Главы Администрации района Данилову А.А.
Ваше обращение, поступившее в прокуратуру района из прокуратуры города 03.08.2007 года по поводу возможных нарушений закона при осуществлении строительной деятельности ООО «Светлановское» на Светлановской площади (северо-западнее пересечения пр. Энгельса и Светлановской площади), рассмотрено.
В ходе проведенной проверки доводы, изложенные в Вашем обращении, нашли свое подтверждение.
Установлено, что ООО «Светлановское», в нарушение требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, осуществляет по указанному адресу строительные работы в отсутствие разрешения на строительство.
По проекту строительства реестра (так в оригинале. — Авт.) быстрого питания по вышеуказанному адресу положительное заключение вневедомственной экспертизы отсутствует».
А вот еще одна прокурорская депеша, датированная 21 августа:
«27.07.07 ООО «Светлановское» Службой государственного строительного надзора и экспертизы привлечено к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ с наложением штрафа. 23.07.07 Службой застройщику выдано предписание об остановке строительно-монтажных работ.
10.08.07 по факту вывоза грунта с территории пятна строительства в отсутствие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение прокуратурой города возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, материал проверки для административного расследования направлен в МТУ Ростехнадзора по СЗФО».
Но представителям доблестной и самой гуманной в мире милиции, надо полагать, прокуратура не указ — по их информации, все законно — и точка.
Охотники за липой, или Засохните все!
Загадкой для жителей до сих пор остается, почему же в порубочном билете, выданном УСПХ (на уничтожение зеленых насаждений в районе стройки), значится: «Экспертное заключение Лесотехнической Академии от 24.05.2007 п/п № 36 от 17.04.2007».
— Платежное поручительство в бухгалтерии ЛТА не значится, мы проверяли, — разводит руками лидер общественного движения Swetlpl («Светлановская площадь») Марина Трофимова. — Официально заключение не выдавалось...
Это правда: «...данное экспертное заключение в официальном порядке от имени ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова» не выдавалось», — охотно подтверждает проректор по научной работе Уткин письмом от 7 сентября.
Выходит, сотрудники вуза — в данном случае выступающие как частные лица — свободно оформляют свои заключения на бланке государственной академии? В документе, кстати, отсутствуют: исходящие номера и дата в грифе, гербовая печать ЛТА (печать канцелярии лишь удостоверяет подписи данных лиц), ссылка на запрос на проведение экспертизы...
Впечатляет должность одного (из двух) членов экспертной комиссии по проблемам состояния флоры: доцент кафедры зоологии и охотоведения. Но в любом варианте, биологи — понятное дело, не математики, точный счет знать не обязаны. Обследовали 19 деревьев — заключение дали по 6+ 1+ 14 (в сумме 21). Однако жителей больше всего обескуражил глобальный вывод, сделанный учеными мужами: «В перспективе деревья будут усыхать из-за сильного загрязнения атмосферы выхлопными газами, т. к. расположены вблизи перекрестка двух крупных автомобильных магистралей с постоянными пробками».
«Росли столько лет — и вдруг решили усохнуть?! — возмущаются обитатели Светлановской площади. — А может быть, стоило попробовать их уберечь? Ведь эти лиственницы, березы, клены, липы как раз и служили нам зеленым щитом... Почему отсутствуют рекомендации по сохранению деревьев? Или данная экспертиза призвана только оправдать вырубку?»
Свято место пусто не бывает
Камнем преткновения между жителями и застройщиком являются и располагавшиеся вблизи Светлановской площади подворье Арзамасского Новодевичьего женского монастыря и часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Вообще-то ни того ни другого не сохранилось, однако место считается святым.
Какое именно — до сих пор неясно.
«В ответе Санкт-Петербургского епархиального управления сказано, что они (подворье и часовня. — Авт.) не находились на территории предполагаемого строительства ресторана», — говорится в письме руководства ООО «Светлановское».
А вот что содержится в сообщении ФГУК «Государственный музей истории религии» Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ:
«В ответ на запрос, поступивший из епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии по поводу местоположения подворья Арзамасского Новодевичьего Алексеевского монастыря, сообщаю, что, согласно историко-церковным справочникам, оно находилось по адресу пр. Энгельса, дом 28. Деревянная часовня (церковь) была построена в 1916 — 1918 гг. по проекту А. Бибера. Храм был закрыт в 1930 г. и позднее разрушен.
В настоящее время в данном месте располагается строительный котлован, в котором присутствуют многочисленные предметы, свидетельствующее о наличии здесь в предшествующее время жилого строения, на каменном фундаменте. Целые и фрагментированные каменные плиты, кирпичи с фабричными надписями, обломки половых плиток, посуды и др. бытовых изделий указывают на то, что здесь существовало кирпичное или деревянное строение (с каменным фундаментом и цоколем из кирпича).
Точное подтверждение о расположении именно в этом месте подворья Арзамасского монастыря можно получить на основе картографических материалов с привязкой к сохранившемуся до наших дней зданию Пожарной части.
Также считаю нужным сообщить, что строительство каких-либо зданий и сооружений нецерковного характера на местах бывшие храмов, подворий, монастырей и кладбищ является кощунственным деянием, направленным против Русской Православной Церкви и оскорбляющим чувства православных христиан. В ближайшее время Управление делами Московской Патриархии (управляющий — митрополит Калужский и Боровский Климент) примет к рассмотрению вопрос об отлучении от Церкви лиц, причастных к такого рода антицерковной богоборческой деятельности».
«Кому и чему верить — мы уже не знаем», — недоумевают представители инициативной группы. Почти не сомневаясь, впрочем, что аккурат на месте часовни «БлинДональтс» и вырастет.
Диалектика паблисити
Напомним, что срок действия постановления «О проектировании и строительстве ресторана» истек еще 31 июля, договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях также закончился, и, в принципе, пребывать сейчас на данной территории строители не имеют права. Тем временем, как фиксируют активисты Swetlpl в своем онлайновом дневнике, «бомжи развозят мусор с так называемой стройплощадки по ближайшим помойкам, принадлежащим жилым домам...»
Красноречивая подпись под фотографией: «А время — начало десятого утра…» В кадре, за синим забором, двое рабочих. На столе уже полупустая бутылка портвейна.
А вот свежее сообщение, от 7 октября. О президенте нет ни слова, зато «забор стал стыдливо прикрываться листами фанеры, на которые затем наклеивается реклама. Количество листов постепенно увеличивается. <…> Наш 19-й отдел милиции встал на защиту «законных» интересов рекламной фирмы и пообещал отлавливать всех, кто хоть пальцем тронет драгоценные рекламоносители...»
Притом что Горпрокуратура еще в июле констатировала: решение о предоставлении инвестору земельного участка на пересечении Светлановской и Энгельса было принято городским правительством «в нарушение требований законодательства РФ». То есть и забора-то как такового тут вообще быть не должно.
Но где тогда рекламу вешать?!
Вот и думай после этого, что первично.
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС