Пограничники без границ
На российско-финской границе контрабандой занимаются те, кто обязан с нею бороться?
В карельских скалах, на общественных началах…
— Я задержал контрабандистов. Это — пограничники…
Нельзя было так докладывать вышестоящему руководству. Всего лишь несколько слов перечеркнули будущее молодого пограничника. Человека, судя по всему, не плохого, по крайней мере честного. Начальник погранзаставы, 24-летний Дмитрий (имя изменено) единственным поступком поставил крест на своей карьере, службе, и даже не смог после случившегося дальше оставаться в Выборге, где все и произошло.
В любой другой ситуации Дмитрий, скорее всего, получил бы награду. Или повышение по службе. Или хотя бы благодарность от руководства. Но он не только не дождался никаких поощрений от командования, а еще и был наказан. Молодого и перспективного военнослужащего фактически отправили в ссылку — охранять карельские рубежи…
Подстава от начальника заставы
Скандальная история случилась в одну из предновогодних ночей накануне 2006 года и, может быть, в силу этого может считаться «рождественским чудом».
Около 23 часов в ночь с 29 на 30 декабря на территорию таможенного поста Брусничное (Выборгская таможня СЗТУ) друг за другом въехали два автомобиля: грузовой (ГАЗ-66, принадлежащий пограничникам части № 2139 пограничной Службы УФСБ в Выборге) и легковой (личная «девятка» начальника заставы Дмитрия).
Старший смены — военнослужащий выборгской погранчасти № 2139 Михаил (имя также изменено) стал выяснять, что случилось.
— Задержал контрабандистов, сообщил командованию, жду прибытия начальства, — рапортовал Михаилу Дмитрий.
— Кто задержанные? — задал вопрос старший смены.
Вместо ответа Дмитрий молча указал на машину. В кабине сидели два офицера погранвойск — капитаны погранотряда Сынков и Финтисов, а в кузове под тентом — шестеро солдат все той же части № 2139.
— Не понял! — сказал Михаил.
— Да, именно эта машина, — вынужденно уточнил Дмитрий, — была задержана сейчас на моем участке заставы. В кузове — груз (несколько больших тяжелых коробок, как выяснится позже — с медицинским оборудованием), никак не оформленный, то есть — контрабанда. Контрабандисты — пограничники с соседнего участка заставы…
На 29 декабря 2005 года у начальника заставы Дмитрия (военнослужащего выборгской погранчасти № 2139) пришелся последний день учебного отпуска. Около 22 часов молодой человек подвозил до ближайшего магазина (дьюти фри — в 150 метрах от российско-финской границы) двух знакомых. Девушки вышли за покупками. Дмитрий остался ждать на улице, и в этот момент увидел рядом автомобиль ГАЗ-66, принадлежащий погранзаставе. Машина сдавала назад. Дмитрий подал ей сигнал остановиться. Грузовик тормозить не собирался. Наоборот, прибавил скорость. Водитель «девятки» начал его преследовать. Нагнал только на территории пункта пропуска. Здесь им пришлось остановиться. Из кабины грузовика вышли офицеры погранвойск — капитаны части № 2139 Сынков и Финтисов.
— Что вы здесь делаете? На служебном транспорте? — поинтересовался «преследователь» у сослуживцев.
— Заезжали в магазин, купили спиртные напитки на Новый год, — смутились офицеры.
Дмитрий заглянул в кузов, действительно на девяносто процентов загруженный ящиками. На коробках сидели солдаты.
— Что это такое? — Дмитрий сразу усомнился в словах Сынкова и Финтисова.
Вразумительного ответа не последовало. Более того — оба офицера пребывали в явном замешательстве.
— Мне стало совершенно понятно, — рассказывал Дмитрий, — что в машине перевозится контрабандный груз. Я прямо на это указал. В ответ офицеры заявили, что обязательно со мной поделятся, когда с ними рассчитается хозяин груза… Если бы я не пресек передвижение данной машины, она бы покинула пункт пропуска без какого-либо досмотра и груз безусловно контрабандного происхождения удалось бы вывезти незаконным образом. Я безапелляционно и однозначно объявил, что буду докладывать о задержании руководству.
Сынков и Финтисов просили этого не делать.
«Зеленый коридор»
Впервые понятие «зеленый коридор» ввели на российской таможне в конце 90-х, избавив стражей границ от необходимости обязательной проверки всех въезжающих и выезжающих граждан. Но тот коридор, о котором пойдет речь ниже — иной, несколько отличный от общеизвестного.
В приватных беседах таможенники не скрывают, что в последние годы на Выборгской таможне якобы действует четкая схема, при помощи которой контрабандисты могут, минуя контроль и оформление, переправлять практически любой нелегальный товар. С почти стопроцентной гарантией доставки и в обход всех проверяющих органов.
Оперативники называют эту схему «виртуальной закрывашкой». Суть ее (если упрощенно) — в следующем: товар, не оформленный соответствующим образом или вообще никак, довозится до границы на автомобиле перевозчика, закупщика, временного владельца (в просторечии — «тушканчика»). Здесь, на границе между Финляндией и Россией, существует особая зона — территория абсолютной, полной и исключительной власти пограничников. Участок протяженностью несколько километров, свободный от общих установленных на границе норм и правил. Однако эта зона предназначена исключительно для передвижения транспорта пограничной службы. И тут любые автомобили пограничников легко и просто пересекают границу.
При достижении определенных взаимовыгодных договоренностей между так называемыми «тушканчиками» и коррумпированными пограничниками именно в такой «свободной от норм и правил» зоне незаконно перевозимый контрабандный товар перегружается из гражданского автомобиля в специальную машину погранслужбы. На ней груз пересекает границу, затем возвращается в автомобиль хозяина (то есть «тушканчика»), снабжается всеми необходимыми документами и далее может совершенно спокойно передвигаться по территории — но уже не Финляндии, а России.
Ехала машина темным лесом за каким-то интересом
У груза (больших тяжелых коробок в кузове пограничного автомобиля ГАЗ-66) был хозяин. То есть владелица — некая домохозяйка из Выборга Елена, которая, с ее слов, регулярно — два-три раза в неделю ездит в Финляндию, посещая магазины и выполняя заказы своих знакомых. Однако в последнюю поездку Елена отличилась — приобрела медицинское оборудование, поскольку собиралась открыть в Выборге собственный стоматологический кабинет, и везла необходимую аппаратуру через границу...
Но по пути, как объясняет Елена, вот оказия — у нее сломался прицеп. И «товар упал на обочину дороги, прямо между границами Финляндии и России». Владелица якобы тут и оставила свое недешевое приобретение, а сама отправилась за помощью. Приехав обратно (о чудо!) Елена оборудование на месте не обнаружила. А позже как будто бы узнала, что ее груз был найден и задержан пограничниками…
Операция «С Новым годом»
Первым, после доклада Дмитрия, на место прибыл тогдашний заместитель начальника части № 2139 Игорь Темнов.
— Дмитрий доложил мне о задержании пограничников, — позднее вспоминал Темнов, утверждая, что о ситуации узнал только от начальника погранзаставы. — Возвращаясь на заставу, боец увидел машину ГАЗ-66, принадлежащую соседней заставе, следующую в направлении пункта пропуска. Так как не было никакого предварительного звонка по данному поводу и никакого другого рода согласований по их прибытию, Дмитрий принял решение остановить данный автомобиль…
Участниками преступного события оказывалось активное противодействие установлению истины, выдвигались версии, отрицающие саму причастность к совершению преступления.
Версия офицеров в/ч № 2139 Сынкова и Финтисова сводилась к тому, что в расположение 9-й заставы они выдвинулись с целью поздравить начальника с наступающим Новым годом (для этого и прихватили несколько коробок алкоголя). Шестерых солдат взяли с собой для этой же цели, так как они хотели поздравить друзей-сослуживцев. Пункты пропуска пресекли без проверки и досмотра документов (по прямому указанию вышестоящего руководства погранвойск). Уже в пункте пропуска, прямо на обочине дороги, увидели ящики, погрузили их в машину, чтобы передать таможенникам при встрече. Однако этому воспрепятствовал начальник 9-й заставы Дмитрий, который вызвал руководство части и доложил о задержании…
Контрабанда на высшем уровне?
Далее с разницей в несколько минут стали подъезжать другие начальники. Командующие погранвойск, руководители таможни, представители военной прокуратуры. Больших людей на заставе оказалось больше чем достаточно. Это сыграло роковую роль в карьере начальника заставы Дмитрия. Но в то же время свидетельствовало о тщательной подготовке, спланированности и масштабе данного деяния.
Вместе в полном составе — начальники и прочие задействованные лица — собрались на месте около 3 часов ночи. Все присутствующие прекрасно понимали, где они находятся (на предполагаемом месте преступления), что произошло (попытка контрабанды с вероятным участием пограничников), зачем (практически у каждого были свои резоны), а главное — никто из них уже совершенно ничего не мог с этим сделать…
Все разошлись, не скрыв факта случившегося. Но изрядно запутав следы.
Так, например, где сейчас находится груз (тот самый, что так неожиданно выпал на границе между Финляндией и Россией), неизвестно. По документам он возвращен обратно в Финляндию, откуда, правда по бумагам, к нам не прибывал. Как же он вернулся и к кому? Проверить это сегодня просто невозможно.
Впрочем, из этой истории все вышли сухими из воды. В частности, заместитель начальника части № 2139 Игорь Темнов, который, находясь на своем посту в 2005—2006 годах, как раз и отвечал за борьбу с контрабандой, видимо, хорошо себя зарекомендовал и получил повышение по службе. Теперь он занимает должность заместителя начальника пограничной службы Выборга УФСБ по Петербургу и Ленобласти. А где-то в Карелии дослуживает Дмитрий. Все перевернулось с ног на голову…
Изначально (еще в мае 2006 года) Выборгская таможня СЗТУ отказала в возбуждении уголовного дела по данному материалу. Но прокуратура Выборга это решение таможенников отменила. Провела собственное расследование, в результате которого только сейчас (в сентябре 2007 года) уголовное дело по факту контрабанды возбудила. Однако в силу ведомственных предписаний в муках рожденное дело сейчас передается в военную прокуратуру ЛенВО. Какая судьба ожидает его там?..
До тех пор, пока есть границы, будут и контрабандисты. Ничего удивительного. Однако когда нарушителями становятся люди, наделенные определенной властью, большими, чем все остальные, полномочиями, призванные беречь и охранять эти самые границы, ситуация перестает быть обычной и объяснимой.
В сентябре этого года прокуратура города Выборга усугубила таможенную статистику еще одним плохим делом по контрабанде на российско-финской границе. Преступление, квалифицированное по статье 188 ч.1, 4 Уголовного кодекса РФ и совершенное около двух лет назад, возможно, не самое крупное в денежном отношении, но, безусловно, выдающееся по уровню задействованных в нем лиц.
В карельских скалах, на общественных началах…
— Я задержал контрабандистов. Это — пограничники…
Нельзя было так докладывать вышестоящему руководству. Всего лишь несколько слов перечеркнули будущее молодого пограничника. Человека, судя по всему, не плохого, по крайней мере честного. Начальник погранзаставы, 24-летний Дмитрий (имя изменено) единственным поступком поставил крест на своей карьере, службе, и даже не смог после случившегося дальше оставаться в Выборге, где все и произошло.
В любой другой ситуации Дмитрий, скорее всего, получил бы награду. Или повышение по службе. Или хотя бы благодарность от руководства. Но он не только не дождался никаких поощрений от командования, а еще и был наказан. Молодого и перспективного военнослужащего фактически отправили в ссылку — охранять карельские рубежи…
Подстава от начальника заставы
Скандальная история случилась в одну из предновогодних ночей накануне 2006 года и, может быть, в силу этого может считаться «рождественским чудом».
Около 23 часов в ночь с 29 на 30 декабря на территорию таможенного поста Брусничное (Выборгская таможня СЗТУ) друг за другом въехали два автомобиля: грузовой (ГАЗ-66, принадлежащий пограничникам части № 2139 пограничной Службы УФСБ в Выборге) и легковой (личная «девятка» начальника заставы Дмитрия).
Старший смены — военнослужащий выборгской погранчасти № 2139 Михаил (имя также изменено) стал выяснять, что случилось.
— Задержал контрабандистов, сообщил командованию, жду прибытия начальства, — рапортовал Михаилу Дмитрий.
— Кто задержанные? — задал вопрос старший смены.
Вместо ответа Дмитрий молча указал на машину. В кабине сидели два офицера погранвойск — капитаны погранотряда Сынков и Финтисов, а в кузове под тентом — шестеро солдат все той же части № 2139.
— Не понял! — сказал Михаил.
— Да, именно эта машина, — вынужденно уточнил Дмитрий, — была задержана сейчас на моем участке заставы. В кузове — груз (несколько больших тяжелых коробок, как выяснится позже — с медицинским оборудованием), никак не оформленный, то есть — контрабанда. Контрабандисты — пограничники с соседнего участка заставы…
На 29 декабря 2005 года у начальника заставы Дмитрия (военнослужащего выборгской погранчасти № 2139) пришелся последний день учебного отпуска. Около 22 часов молодой человек подвозил до ближайшего магазина (дьюти фри — в 150 метрах от российско-финской границы) двух знакомых. Девушки вышли за покупками. Дмитрий остался ждать на улице, и в этот момент увидел рядом автомобиль ГАЗ-66, принадлежащий погранзаставе. Машина сдавала назад. Дмитрий подал ей сигнал остановиться. Грузовик тормозить не собирался. Наоборот, прибавил скорость. Водитель «девятки» начал его преследовать. Нагнал только на территории пункта пропуска. Здесь им пришлось остановиться. Из кабины грузовика вышли офицеры погранвойск — капитаны части № 2139 Сынков и Финтисов.
— Что вы здесь делаете? На служебном транспорте? — поинтересовался «преследователь» у сослуживцев.
— Заезжали в магазин, купили спиртные напитки на Новый год, — смутились офицеры.
Дмитрий заглянул в кузов, действительно на девяносто процентов загруженный ящиками. На коробках сидели солдаты.
— Что это такое? — Дмитрий сразу усомнился в словах Сынкова и Финтисова.
Вразумительного ответа не последовало. Более того — оба офицера пребывали в явном замешательстве.
— Мне стало совершенно понятно, — рассказывал Дмитрий, — что в машине перевозится контрабандный груз. Я прямо на это указал. В ответ офицеры заявили, что обязательно со мной поделятся, когда с ними рассчитается хозяин груза… Если бы я не пресек передвижение данной машины, она бы покинула пункт пропуска без какого-либо досмотра и груз безусловно контрабандного происхождения удалось бы вывезти незаконным образом. Я безапелляционно и однозначно объявил, что буду докладывать о задержании руководству.
Сынков и Финтисов просили этого не делать.
«Зеленый коридор»
Впервые понятие «зеленый коридор» ввели на российской таможне в конце 90-х, избавив стражей границ от необходимости обязательной проверки всех въезжающих и выезжающих граждан. Но тот коридор, о котором пойдет речь ниже — иной, несколько отличный от общеизвестного.
В приватных беседах таможенники не скрывают, что в последние годы на Выборгской таможне якобы действует четкая схема, при помощи которой контрабандисты могут, минуя контроль и оформление, переправлять практически любой нелегальный товар. С почти стопроцентной гарантией доставки и в обход всех проверяющих органов.
Оперативники называют эту схему «виртуальной закрывашкой». Суть ее (если упрощенно) — в следующем: товар, не оформленный соответствующим образом или вообще никак, довозится до границы на автомобиле перевозчика, закупщика, временного владельца (в просторечии — «тушканчика»). Здесь, на границе между Финляндией и Россией, существует особая зона — территория абсолютной, полной и исключительной власти пограничников. Участок протяженностью несколько километров, свободный от общих установленных на границе норм и правил. Однако эта зона предназначена исключительно для передвижения транспорта пограничной службы. И тут любые автомобили пограничников легко и просто пересекают границу.
При достижении определенных взаимовыгодных договоренностей между так называемыми «тушканчиками» и коррумпированными пограничниками именно в такой «свободной от норм и правил» зоне незаконно перевозимый контрабандный товар перегружается из гражданского автомобиля в специальную машину погранслужбы. На ней груз пересекает границу, затем возвращается в автомобиль хозяина (то есть «тушканчика»), снабжается всеми необходимыми документами и далее может совершенно спокойно передвигаться по территории — но уже не Финляндии, а России.
Ехала машина темным лесом за каким-то интересом
У груза (больших тяжелых коробок в кузове пограничного автомобиля ГАЗ-66) был хозяин. То есть владелица — некая домохозяйка из Выборга Елена, которая, с ее слов, регулярно — два-три раза в неделю ездит в Финляндию, посещая магазины и выполняя заказы своих знакомых. Однако в последнюю поездку Елена отличилась — приобрела медицинское оборудование, поскольку собиралась открыть в Выборге собственный стоматологический кабинет, и везла необходимую аппаратуру через границу...
Но по пути, как объясняет Елена, вот оказия — у нее сломался прицеп. И «товар упал на обочину дороги, прямо между границами Финляндии и России». Владелица якобы тут и оставила свое недешевое приобретение, а сама отправилась за помощью. Приехав обратно (о чудо!) Елена оборудование на месте не обнаружила. А позже как будто бы узнала, что ее груз был найден и задержан пограничниками…
Операция «С Новым годом»
Первым, после доклада Дмитрия, на место прибыл тогдашний заместитель начальника части № 2139 Игорь Темнов.
— Дмитрий доложил мне о задержании пограничников, — позднее вспоминал Темнов, утверждая, что о ситуации узнал только от начальника погранзаставы. — Возвращаясь на заставу, боец увидел машину ГАЗ-66, принадлежащую соседней заставе, следующую в направлении пункта пропуска. Так как не было никакого предварительного звонка по данному поводу и никакого другого рода согласований по их прибытию, Дмитрий принял решение остановить данный автомобиль…
Участниками преступного события оказывалось активное противодействие установлению истины, выдвигались версии, отрицающие саму причастность к совершению преступления.
Версия офицеров в/ч № 2139 Сынкова и Финтисова сводилась к тому, что в расположение 9-й заставы они выдвинулись с целью поздравить начальника с наступающим Новым годом (для этого и прихватили несколько коробок алкоголя). Шестерых солдат взяли с собой для этой же цели, так как они хотели поздравить друзей-сослуживцев. Пункты пропуска пресекли без проверки и досмотра документов (по прямому указанию вышестоящего руководства погранвойск). Уже в пункте пропуска, прямо на обочине дороги, увидели ящики, погрузили их в машину, чтобы передать таможенникам при встрече. Однако этому воспрепятствовал начальник 9-й заставы Дмитрий, который вызвал руководство части и доложил о задержании…
Контрабанда на высшем уровне?
Далее с разницей в несколько минут стали подъезжать другие начальники. Командующие погранвойск, руководители таможни, представители военной прокуратуры. Больших людей на заставе оказалось больше чем достаточно. Это сыграло роковую роль в карьере начальника заставы Дмитрия. Но в то же время свидетельствовало о тщательной подготовке, спланированности и масштабе данного деяния.
Вместе в полном составе — начальники и прочие задействованные лица — собрались на месте около 3 часов ночи. Все присутствующие прекрасно понимали, где они находятся (на предполагаемом месте преступления), что произошло (попытка контрабанды с вероятным участием пограничников), зачем (практически у каждого были свои резоны), а главное — никто из них уже совершенно ничего не мог с этим сделать…
Все разошлись, не скрыв факта случившегося. Но изрядно запутав следы.
Так, например, где сейчас находится груз (тот самый, что так неожиданно выпал на границе между Финляндией и Россией), неизвестно. По документам он возвращен обратно в Финляндию, откуда, правда по бумагам, к нам не прибывал. Как же он вернулся и к кому? Проверить это сегодня просто невозможно.
Впрочем, из этой истории все вышли сухими из воды. В частности, заместитель начальника части № 2139 Игорь Темнов, который, находясь на своем посту в 2005—2006 годах, как раз и отвечал за борьбу с контрабандой, видимо, хорошо себя зарекомендовал и получил повышение по службе. Теперь он занимает должность заместителя начальника пограничной службы Выборга УФСБ по Петербургу и Ленобласти. А где-то в Карелии дослуживает Дмитрий. Все перевернулось с ног на голову…
Изначально (еще в мае 2006 года) Выборгская таможня СЗТУ отказала в возбуждении уголовного дела по данному материалу. Но прокуратура Выборга это решение таможенников отменила. Провела собственное расследование, в результате которого только сейчас (в сентябре 2007 года) уголовное дело по факту контрабанды возбудила. Однако в силу ведомственных предписаний в муках рожденное дело сейчас передается в военную прокуратуру ЛенВО. Какая судьба ожидает его там?..
Нина ПЕТЛЯНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА