Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Колыбельная для большевика

22 октября 2007 10:00

В Петербурге вновь зазвучит музыка революции. Но омоновцам нет резона хвататься за свои дубинки — зазвучит она исключительно в Эрмитажном театре и особняке Кшесинской. Концерты, которые пройдут здесь с третьего по седьмое ноября, так и называются: «Музыка революции». Программу воплощают в жизнь два родственных музея: Государственный Эрмитаж и Государственный музей политической истории России, в прошлом — Музей Революции.

Над колыбелью трех революций споют о красных и белых



Само название концертной серии взято из статьи Александра Блока «Всем сердцем слушайте музыку революции».
— В этом проекте представлены не только красные и белые, — говорит Юлия Кантор, советник директора Эрмитажа, арт-директор и автор концепции проекта. — Здесь отражены разные грани, мотивы революции (в том числе и февральской). Отражено и отношение российской интеллигенции к событиям тех лет. Поэтому концерт поэзии Серебряного века (3 ноября) выстроен так, что слушатель проникнется ощущением предреволюционной тревоги. Это будет «галерея» энтузиастов и жертв исторической драмы. Брюсов, встречавший будущих сокрушителей «приветственным гимном», и, разумеется, Блок, без которого картина революции просто немыслима. И здесь же, но «по ту сторону революции», Гумилев и Набоков, представители другого лагеря уже расколотой нации. Особняком — единственный прозаик Аверченко, которым восхищались и российский царь, и вождь пролетариата. И который, кстати, не терпел обоих.
Начало «вихрей враждебных» — раскол и поляризация общества — отражено в вокальном вечере, намеченном на 4 ноября. Песни революционеров чередуются с дворянскими романсами. Вернее, с романсами о благородном сословии, написанными гораздо позже. В этой музыке назревающих потрясений иногда встречаются изумительные обертоны. «Белой акации гроздья душистые» — это олицетворение обреченной элиты знакомо и понятно, но чтобы «Русское поле» Френкеля — оказалось лирикой контрреволюции? «Здесь отчизна моя», — изливал душу в фильме «Неуловимые мстители» белогвардейский поручик. Так волей режиссера, обманувшего цензуру, песня звучала из уст «идеологически неправильного» патриота.
В Эрмитажном театре 5 ноября пройдет литературно-музыкальная композиция «Польская звезда российской короны», знаменующая собой целую эпоху светской жизни. Глинка, Минкус, Чайковский — это время балерины Кшесинской, это сольные партии, которые она танцевала в императорском Мариинском театре. Эпоха, кстати, очень обширная: фрагменты из дневников и комментарии Матильды Кшесинской, которые прозвучат в композиции, охватывают период с 1905 по 1917 год.
Фортепианный вечер «Духи революции» воссоздает свойственный предреволюционному периоду салонный вечер с модной в то время импровизацией.
— Революция не проходит мимо сознания композитора или поэта, — говорит Юлия Кантор. — События разных революционных эпох отражены и в творчестве композиторов: Революционный этюд Шопена, Ракоци-марш Листа, траурные марши Шопена, Мендельсона и Бетховена.
Траурным маршам предшествует вдумчивая меланхолия Лунной сонаты Бетховена, по поводу которой Ленин сказал: «изумительная, нечеловеческая музыка… Но часто слушать такую музыку нельзя, хочется гладить людей по головам и говорить милые глупости, а сегодня гладить по голове никого нельзя — руку откусят, и надобно бить, бить безжалостно»...
Апофеоз революции — седьмое ноября! Зимний дворец, Гербовый зал. После гимна старой России и «Варшавянки», под которую выйдут на сцену матросы (не театральные, а вполне настоящие), прозвучит «Полет валькирий» Вагнера и — уже ближе к концу — Интернационал.
Завершит программу «Музыка революции» симфонический фрагмент из «Лебединого озера», под аккомпанемент которой перестал существовать Советский Союз. Так исторический цикл начинается в старой России и заканчивается путчем, провал которого стал концом для России советской.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ


Программа фестиваля «Музыка революции»:
3 ноября
Открытие фестиваля
ГМПИР, ул. Куйбышева, 2
Белый зал особняка Кшесинской
Вечер поэзии Серебряного века «Накануне»
Исполнитель — заслуженный артист России Михаил Черняк
В программе: А. Аверченко, Н. Агнивцев, А. Блок, Н. Гумилев, В. Набоков

4 ноября
ГМПИР, ул. Куйбышева, 2
Белый зал особняка Кшесинской
Вокальный вечер «Красное и белое»
Романсы и песни начала ХХ века
Исполнители: лауреат межд. конкурсов Виктория Евтодьева (сопрано)
лауреат межд. конкурсов солист Андрей Славный (баритон)
лауреат межд. конкурсов Алла Шмелева (фортепиано)
Рахманинов, Черепнин, Дунаевский, Кузмин, Стравинский, Френкель, Баснер

5 ноября
Эрмитажный театр
Матильде Феликсовне Кшесинской
Польская звезда российской короны
музыкально-литературная композиция
Чайковский, Минкус, Глинка
Оркестр Государственного Эрмитажа
Дирижер — А.Карабанов
В программе: Глинка, Чайковский, Минкус

6 ноября
ГМПИР, ул. Куйбышева, 2
Белый зал особняка Кшесинской
Концерт-комментарий «Духи революции»
Исполнитель: лауреат международных конкурсов Виктор Высоцкий
В программе — Шопен, Бетховен, Мендельсон, Лист, Шуберт, а также импровизации на тему революции по заявкам слушателей

7 ноября
Гербовый зал Зимнего дворца
к 90-летию октябрьских событий 1917 г. в России
«Апофеоз»
Исполнители:
Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы
Оркестр Государственного Эрмитажа
Дирижер — А. Карабанов
В программе — Львов, Глинка, Оффенбах, Стравинский, Римский-Корсаков, Вагнер, Прокофьев

Начало в 19 часов, билеты в театральных кассах и в кассе музея.

Организаторы: Государственный Эрмитаж, Банк Москвы при участии музея политической истории России и генерального консульства Республики Польша