Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Общая арестантская движуха

1 ноября 2007 10:00

Игорь МИХАЙЛОВ, уполномоченный по правам человека в Петербурге:

Задержаны «подстрекатели тюремных беспорядков», проповедовавшие среди братвы общечеловеческие ценности

Сегодня в следственном изоляторе «Кресты» не меньше 18 человек, по данным петербургского тюремного ведомства, отказываются от пищи. Прокуратурой Ленинградской области получено семь заявлений от заключенных с жалобами на избиения в ШИЗО исправительной колонии № 5 в Металлострое. Из этого же исправительного учреждения около 100 осужденных на днях этапировали в другие пенитенциарные учреждения.
За колючей проволокой, несомненно, что-то происходит. Но, с точки зрения руководства ГУ ФСИН Петербурга и Ленобласти, в условиях содержания заключенных и в отношении к ним ничего не изменилось. Зато изменилось сознание арестантов. Немалую роль в этом, с позиции тюрьмы, сыграли подстрекатели — как на воле, так и на зоне.




В конце октября, по словам начальника ГУ ФСИН Петербурга и Ленобласти Владимира Маленчука, тюремные надзиратели изъяли у заключенных следующее руководство к действиям (написанное от руки, с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками):
«Призываю вас выступить против всей этой сволоты, которая нас не считает за людей, и объявить бессрочную голодовку!
Причины: игнорирование жалоб и заявлений, отвратительные условия содержания и питания, издевательство над родственниками в бюро передач и порча передач (каждый может записать личные причины, индивидуально, что будет еще лучше)… Кто не будет поддерживать нас, тот пусть пишет заяву, что не хочет голодовать и просит перевести в другую камеру, где жрут мусорские подачки! Если кто-нибудь будет брать баланду в то время, когда в хате кто-то голодует, этого кишкоблуда ушатаем, и с него будет арестантский спрос! Не останьтесь равнодушными, поддержите арестантское. Братва! Мы обязательно отстоим наш ход и право называться человеком…»
Автором послания, как быстро установили в петербургском ГУИН, оказался осужденный и находящийся сейчас в Крестах 30-летний Александр Савицкий (в криминальных кругах Петербурга больше известный как Саша Монастырь). Савицкий, отбывающий срок за незаконное хранение оружия, призывал «соседей» по камерам к голодовке, неповиновению сотрудникам пенитенциарных учреждений и активным жалобам во всевозможные инстанции.
Однако после проведенных профилактических бесед с Монастырем, по уверениям Владимира Маленчука, этот неспокойный обитатель Крестов отказался от своих воззваний, что и подтвердил в письменной форме (письма Александра Савицкого начальник ГУ ФСИН Петербурга и Ленобласти Владимир Маленчук лично передал журналистам). Что заставило автора бунтовского призыва настолько быстро и резко изменить свои убеждения, можно только предполагать, но к 29 октября тем же корявым почерком он написал следующие строки:
«Я — Саша Монастырь — отказываюсь от своего криминального прошлого и от воровских традиций... Никаких прогонов и обращений я писать больше не буду. Призывать к массовым беспорядкам также отказываюсь…»
Тем не менее с этой недели голодовка в СИЗО-1 началась, хотя и не столь масштабная (по официальным данным, сегодня здесь не едят 18 человек, из их камер вынесены холодильники, а во время обыска изъяты продукты). По данным же петербургской правозащитной организации «За гражданские права», изначально в Крестах собирались голодать примерно 200 человек.
— Но вечером 28 октября спецназ дубинками убедил их отказаться от этого намерения, — говорит руководитель петербургского отделения «Комитета за гражданские права», член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Борис Пантелеев.
Тюремная администрация в то же время категорически отрицает факты применения к заключенным спецсредств:
— У нас просто нет в этом необходимости, — утверждает Владимир Маленчук. — А отряд специального назначения «Тайфун» привлекается исключительно для проведения обысков в колониях и изоляторах.
Руководители пенитенциарных учреждений публично высказывают серьезное недовольство не самими арестантами, а теми, кто якобы стоит за их спиной. На сегодняшний день в северной столице уже три человека заподозрены в подстрекательстве сидельцев и задержаны милицией за свои провокационные действия (на момент задержания все находились на свободе). По словам заместителя прокурора Ленинградской области Николая Егорова, имена подозреваемых сейчас пока не разглашаются в интересах следствия. Известно лишь, что (по версии следственной группы) главный из зачинщиков нынешних тюремных беспорядков — некий петербургский криминальный авторитет 50-летний Виктор Вьюниченко.
Вьюниченко, по данным правоохранительных органов, в последние годы был близок к другому преступному деятелю — Алексею Гудыне (Лехе Питерскому), якобы причастному к организации массовых голодовок подследственных и осужденных в нескольких учреждениях петербургского ГУИН в феврале 2004 года. Тогда спецконтингент таким же образом выражал несогласие с установленным порядком отбытия наказания, режимом содержания, а также злоупотреблениями со стороны администрации учреждений (в частности, в колониях в поселке Форносово).
По мнению начальника петербургского тюремного ведомства Владимира Маленчука, Савицкому, Вьюниченко и еще двоим задержанным удалось добиться «определенных незначительных успехов в дестабилизации ситуации в петербургских тюрьмах и изоляторах». Но в целом, считает Маленчук, на данный момент во всех исправительных учреждениях «обстановка контролируемая, управляемая и стабильная». А за голодовку (которой в ГУИН воспрепятствовали) и за бунт (который за колючей проволокой удалось пресечь) «устроители ответят по всей строгости закона».

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС


Прямая речь

— Незадолго до последних волнений за решеткой я посещал и следственный изолятор «Кресты», и колонию № ?5 в Металлострое. С точки зрения содержания я не увидел нигде ничего, что унижало бы достоинство подследственных и заключенных. В тумбочках — свой чай и свое печенье, и телевизоры никто не отбирал. Конечно, в тюрьме не кормят, как в «Астории». Но это все-таки не ресторан и не курорт. Сказать, что арестантскую пищу есть совсем нельзя, я тоже не могу. Я много лет прослужил в вооруженных силах — там примерно такие же условия. Хотя армия — это не тюрьма.
Если подследственные и заключенные считают, что их права нарушаются, то они в любое время беспрепятственно могут обратиться ко мне со своими заявлениями. Ничто ведь не мешает им звонить на телевидение и в газеты.

Обращение к арестантам
Здорово, братва!
Данным обращением я хочу поставить в курс каждого арестанта… что сейчас идет Общая арестантская движуха против наворачивания мусорского режима и беспредела!
В данный момент нужна юридическая опора, чтобы в случае дальнейшего навертывания своего мусорского… мы бы смогли перейти к более радикальным мерам воздействия… чтобы добиться должного отношения к себе как к людям! Чтобы отстоять Наш Ход и общечеловеческие ценности! Поэтому, Братва, призываю Вас не оставаться безразличными к людскому! Толкайте от себя жалобы во все правозащитные организации и жалобы в Калининский районный суд Петербурга и давите на невыносимые условия содержания, бетонный пол, антисанитарию, собачники, шубу в них и т. д… Распедаливайте за все более подробно в Ваших жалобах! Прошу Вас поддержать Общий ход! Нас поддерживает Централ и Воля!
Братва, сплачивайтесь и доводите до сведения всех арестантов, кто еще не в курсе!
Не давайте заднюю, если будут вас запугивать разными страшилками, и не отказывайтесь от своих жалоб!..
С братским теплом к Вам и арестантским уважением, Саша Монастырь.