Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смольный окружают

22 ноября 2007 10:00

ПНИ на улице Смольного, 4, готовится к переезду — скоро на месте бывшей градской богадельни появятся многофункциональный коммерческий центр и высотные жилые здания.

Бешеные деньги устремились к психоневрологическому интернату



ПНИ готовится к переезду
ПНИ готовится к переезду


Перечеркнутый Растрелли
Обитателям интерната, переселяемым в Зеленогорск, там, возможно, будет и неплохо: свежий воздух и новое светлое здание, где — не в пример их нынешней обители — трубы еще не ржавые и штукатурка на голову не сыплется. Хотя сами пациенты предстоящим переездом встревожены (что не лучшим образом сказывается на и без того подвижной их психике) — жаль расставаться с привычным и заботливым медперсоналом, да и родственникам гораздо сподручнее навещать их здесь, тогда как поездки за город накладны, да и времени в рабочие дни на них не выкроишь. А гулять, говорят, мы и тут могли преотлично — тихий, зеленый уголок у берега Невы, и близость храма действует благодатно. Но теперь, когда сюда устремилась «зелень» совсем иная, старым кронам шелестеть, видно, осталось недолго.
Масштабы нового строительства впечатляют: будущий «Смольный квартал» расположится на территории почти в 9 га (в границах улиц Смольного, Орловской и Смольной набережной), где вырастут девять зданий высотой до восьми этажей: жилые корпуса и бизнес-центры класса А. Грозят и новой магистральной пробивкой в направлении к площади.
О том, чтобы застройщику не пришлось слишком церемониться с имеющейся исторической застройкой, заблаговременно позаботился КГИОП: приказом председателя комитета Веры Дементьевой в 2004 году дом 4 по улице Смольного (входит в комплекс зданий петербургских Градских богаделен — архитектор Соколов, 1886–1888 гг.) был исключен из Списка выявленных объектов культурного наследия. Хотя действующая инструкция Министерства культуры определяет, что лишать объект охранного статуса дозволяется при полном его разрушении и невозможности восстановления, тогда как самим КГИОП техническое состояние этого дома фиксировалось как «среднее». Следом за ним предполагается снести целый ряд строений по Смольной и Орловской улицам. Из зоны скорого нового строительства уже переселили детский сад и эколого-биологический учебный комплекс «Живая земля» — им ли тягаться с фешенебельными офисами и дорогими элитками.
И пусть определенные под снос старинные здания и не были шедеврами архитектуры, но они были хороши и уместны именно своей неприметностью, служили нейтральным фоном для подлинной жемчужины — собора Растрелли. Но то, что появится тут после зачистки территории, на такую скромную роль не согласно — проект «Смольный квартал» претендует на выдающееся положение. «Выдающееся» прежде всего габаритами. Эстетический эффект со знаком минус весьма прогнозируем, если обратиться к тем «шедеврам», что уже появились поблизости благодаря совместным усилиям той же амбициозной компании — «Возрождение Санкт-Петербурга» (входит в близкую вице-губернатору Юрию Молчанову корпорацию ЛСР) и группы архитекторов под руководством Юрия Земцова. Усилиями этого тандема обезображен вид на Смольный собор — элитный жилой комплекс, выпятившийся на Шпалерную улицу (дом № 60), визуально перекрывает творение Растрелли ровно наполовину.

Смольный собор. Вид со Шпалерной
Смольный собор. Вид со Шпалерной


Это город Путинград
В настоящее время «Возрождение Санкт-Петербурга» ведет бойкую торговлю видами на Смольный собор, открывающимися из квартир жилого комплекса «Парадный квартал» (строится на месте снесенных казарм Преображенского полка — исторические здания, в том числе и построенные в первой четверти XIX века по проектам архитекторов Волкова и Демерцова, также были исключены приказом Веры Дементьевой из списков объектов культурного наследия, а затем снесены) и «Резиденции на Суворовском». Будущим резидентам также обещают, что, поселившись на верхних этажах дома, возводимого «в пределах объединенной охранной зоны» (где, кстати, по закону запрещено новое строительство), они смогут наслаждаться панорамами классического Петербурга, ибо из их окон «будут прекрасно видны» Смольный собор и Таврический сад.
Член Градостроительного совета и разработчик высотного регламента Борис Николащенко считает, что воплощение проекта «Смольный квартал» станет очередным ударом по собору Растрелли — проектируемые элитки вылезают за рамки действующих высотных ограничений.
Советом по культурному наследию при правительстве Петербурга «Смольный квартал» не рассматривался вовсе. Как печально констатирует член совета Михаил Мильчик, «это не первый и далеко не единственный случай, когда столь важные для города проекты не выносятся на наше обсуждение». Так, минуя совет по наследию, чиновники протащили «реконструкцию» Дома Чичерина (Невский, 15), обернувшуюся уничтожением подлинного памятника. Снос существенной части исторических корпусов и попутная гибель выдающихся интерьеров были санкционированы КГИОП, хотя возглавляемое Верой Дементьевой ведомство вообще не имело право давать добро на реконструкцию — ибо закон в отношении памятников допускает только реставрацию и деликатное приспособление под новые функции, но не разрушение и перестройку.
Но даже тогда, когда проекты выносятся на обсуждение совета, мнение его экспертов далеко не всегда принимается в расчет. Например, варварское «приспособление» под гостиницу Дома Лобанова-Ростовского (архитектор — О. Монферран) осуществляется по проекту, лишь в одной части рассмотренному Советом — касаемо облика фасадов и надстройки мансардного этажа. Совет по наследию единодушно и категорично высказался против, после чего его «отодвинули» от рассмотрения всего проекта в комплексе, а на заключения и рекомендации, сделанные при первом разборе полетов, попросту наплевали.
Очевидно, что руководство города разворачивается, извините, задом к им же разработанной Стратегии сохранения наследия, и созданные профильные экспертные советы ему больше не нужны.
А одна из ключевых панорам Петербурга скоро по факту окажется вычеркнутой из списков объектов всемирного достояния: еще чуть-чуть, и вид на Смольный собор, уже перекрытый с набережной Робеспьера и Шпалерной, будет полностью блокирован новыми громадами на Суворовском и улице Смольного. Ну а роль позорного последнего гвоздя по-прежнему остается за небоскребом компании «Газпром».

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА