Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Скинхеды подземелья

13 декабря 2007 10:00

Владимир КОЧЕРГИН, руководитель аппарата правительства Республики Тува:

Пострадавшую от нападения фашистов тувинскую журналистку просят не шуметь и не разжигать межнациональную рознь

Дело об избиении в петербургской подземке Саяны Монгуш — журналистки, правозащитницы и пресс-секретаря правительства Тувы — до сих пор не заслужило внимания губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Глава культурной столицы России и многонационального города (как любит повторять сама градоначальница) пока так и не взяла под свой контроль расследование этого преступления.
А в родном городе Кызыле тувинские чиновники и вовсе пригрозили Саяне:
— Не шуми! Не разжигай межнациональную рознь! Ты — как госслужащий — вообще должна скрывать такие неблагоприятные факты…




У нас фашизма нет
Между тем «неблагоприятные факты» уже легли в основу уголовного дела по ст. 282 ч. 2 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с применением насилия», которое 4 декабря все-таки возбудила Городская прокуратура.
Напомним, на Саяну Монгуш, возвращавшуюся из петербургского буддийского храма, напали около двух часов дня 1 декабря в вагоне поезда на синей (Московско-петроградской) ветке метро. На перегоне между станциями «Черная речка» — «Проспект Просвещения» на Саяну напали молодые люди (группа из 8–10 человек 14–18 лет), одетые как скинхеды. Подростки били женщину ногами — обутыми в большие черные ботинки с металлическими насадками — по голове, по лицу, по рукам и по ногам. Продолжали до тех пор, пока за журналистку не заступился мужчина, сидевший с ней рядом, а ей самой не удалось выскользнуть и спрятаться за спину случайного попутчика.
Нападение неонацистов заснял на мобильный телефон один из очевидцев произошедшего — пассажир того же вагона. Правоохранительные органы в настоящее время разыскивают его, а также того человека, который вступился за Саяну. Мужчина отвлек удар на себя, чем, как говорит Монгуш, спас ей жизнь.
Как рассказывает Саяна, преступники сразу переключились на ее заступника. С тем же остервенением они принялись бить этого человека, тем более что — судя по внешности — он тоже был «неславянского происхождения». Дальнейшая судьба мужчины с «неправильным» лицом по сей день неизвестна.
Добравшись до станции «Проспект Просвещения», Саяна Монгуш «поделилась впечатлениями» с милицией метрополитена. Подземные стражи порядка ей не поверили: «У нас фашизма нет».

Выбитое дело
— В ГУВД на метрополитене у тувинской журналистки отказалась принять заявление, — утверждает петербургский правозащитник Руслан Линьков. — Наземные органы внутренних дел (в лице пресс-секретаря ГУВД Петербурга и Ленобласти Вячеслава Степченко) еще 3 декабря, не стесняясь, заявляли, что «потерпевшая жительница Тувы не обращалась в милицию».
Однако Саяна точно обращалась в травмпункт. Из больницы, где у потерпевшей зафиксировали множественные гематомы и сотрясение мозга, в ГУВД поступила телефонограмма. Поэтому на четвертый день правоохранительные органы признали, что факт был, и возбудили дело.
Надо признать, что это свершилось во многом лишь благодаря громкому резонансу происшествия, активному вмешательству правозащитников, резким высказываниям прессы, статусу г-жи Монгуш (эксперт Фонда информационной политики, член российского Комитета солдатских матерей, член Союза журналистов России, дважды лауреат конкурса на премию академика Сахарова «Журналистика как поступок») и месту работы (правительство Тувы).
Глава Республики Тува Шолбан Кара-оол еще неделю назад попросил Валентину Матвиенко взять под личный контроль дело об избиении Саяны Монгуш в метрополитене Петербурга. В четверг, 6 декабря, письмо такого содержания было направлено в Смольный на имя губернатора. Но и 12 декабря в канцелярии Смольного «Новой» заявили, что «никакого письма из Тувы не получали». А до момента официального вручения конверта на устные просьбы Валентина Матвиенко, видимо, не откликается.

Право хранить молчание
Впрочем, и в Туве не все чиновники относятся с пониманием к инциденту с журналисткой.
— В прошлом году в Москве такие же молодые фашисты насмерть забили тувинскую студентку, — рассказывала 12 декабря в телефонном интервью корреспонденту «Новой» Саяна Монгуш. — Когда гроб с ее телом привезли в Кызыл, родственникам сразу сказали, чтобы они лучше помалкивали, не раздували скандал и объясняли всем, что девочку не убили — это просто несчастный случай. То же самое сейчас происходит со мной.
— Я попыталась пройти в Кызыле врачей — они потребовали направление от следователя из Петербурга, — недоумевает пострадавшая. — На работе (не глава республики, конечно, а чиновники — уровнем пониже) предупредили, чтобы я молчала о происшедшем: «Как ты можешь? Ты же работаешь в правительстве!..» Мне запретили выступать на нашем радио и давать интервью местным газетам. У меня сложилось впечатление, что огласка этого случая не входит ни в чьи интересы. А если бы меня убили в том вагоне? — задается вопросом Саяна. — Все бы тоже в голос сказали, что сама поскользнулась, упала, ударилась головой и умерла?..

Вымученное следствие
— Мне повезло, что я осталась жива, — считает Саяна Монгуш, и, может быть, она не так уж далека от истины.
Вечером того же дня — 1 декабря — примерно с 17 до 22 часов, после избиения в метро тувинской журналистки, в Приморском районе Петербурга (недалеко от станции «Черная речка») три гражданина бывших союзных республик подверглись нападениям со стороны группы молодых людей скинхедовского вида. В итоге один человек (20-летний уроженец Узбекистана) от множественных ножевых ранений скончался, еще двое (49-летний еврей и 59-летний молдаванин) в тяжелом состоянии попали в реанимацию.
Совпадение по времени (преступления происходили друг за другом) и месту (близость к перегону городского метро «Черная речка» — «Проспект Просвещения») сразу позволило предположить, что преступниками, напавшими на тувинскую журналистку и на выходцев из стран ближнего зарубежья, могли являться одни и те же люди. В Приморский район в ту же ночь была направлена сборная бригада сотрудников ГУВД. Как стало известно из источников в правоохранительных органах, по подозрению в совершении нападений на иностранных граждан оперативники задержали пятерых молодых людей.
— Не исключено, что все три преступления связаны между собой, — подтвердил в интервью корреспонденту «Новой» старший помощник руководителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре Петербурга Сергей Капитонов. — Сегодня существует предположение, что лица, подозреваемые в убийстве и нанесении тяжких телесных повреждений, могли участвовать и в нападении на Саяну Монгуш. Версия отрабатывается. Задержанные лица проверяются на причастность. Но обвинение пока никому не предъявлено.

Контактные телефоны для очевидцев нападения на Саяну Монгуш 1 декабря 2007 года: 331-71-82.

Нина ПЕТЛЯНОВА


Прямая речь

— Для нас это нонсенс. У нас 80% населения — коренные тувинцы. Скинхедов в Туве нет и не может быть по определению. Можно ли представить скинхедов, например, в Чечне? Долго ли они там проживут, после того как появятся на улицах города? Вот и у нас республика, где проживает в основном коренное население. Но в нашей республике никогда не было конфликтов между русскими и тувинцами.

Дина ОЮН, советник председателя правительства Тувы по средствам массовой информации:
— Подобные факты вызывают негодование в республике. Правительство Тувы надеется на то, что правоохранительные органы Петербурга раскроют это преступление и виновные понесут наказание.

Людмила НАРУСОВА, представитель Республики Тува в Совете Федерации РФ:
— На прошлой неделе я направила официальный запрос по делу Саяны Монгуш начальнику ГУВД Петербурга и Ленобласти Владиславу Пиотровскому. Я не заняла стороннюю позицию. Я пытаюсь отстаивать интересы Саяны и в Петербурге, и в Туве.

Дмитрий КИРИЛЛОВ, координатор петербургского отделения ДПНИ:
— Я самостоятельно изучал это дело. Вызывает большие сомнения сам факт нападения. Не исключено, что правозащитники просто раскручивают ситуацию в Петербурге. Истерия вокруг нацистской темы идет постоянно. Тему о нападении на тувинку поднял правозащитник Руслан Линьков. Некоторое время назад он уже сообщал, что скинхеды убили еврейского юношу. А позднее выяснилось, что молодой человек был убит на почве ревности. Не удивлюсь, если и в этот раз произойдет нечто подобное.