Шеф, все пропало
К 14 годам колонии строгого режима приговорил Городской суд неработающего жителя Мончегорска Игоря Шалара. Этот срок назначен ему за незаконное хранение взрывчатых веществ, участие в похищении человека, а также за участие в убийстве и покушении на убийство. Это уже второе рассмотрение дела Шалара в Городском суде — первый приговор, назначивший подсудимому за эти преступления 7 лет строгого режима, был отменен Верховным судом в июне 2007 года, а дело возвращено на новое рассмотрение в Городской суд Петербурга.
Эта криминальная история тянется из конца 90-х годов. Связана она с разборками вокруг хищений с горнометаллургического комбината «Норникель» и сбыта горнорудного шлама, содержащего драгоценные и редкоземельные металлы. Большая часть ее участников либо уже осуждены, либо мертвы, либо еще находятся в розыске.
Дело Игоря Шалара было выделено в отдельное производство, из дела Алексея Макеева, бывшего оперативника 10-го отдела УБОП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти, Василия Панькина, инвалида второй группы, Игоря Земскова, железнодорожника из Кеми, и Сергея Павлакова, сотрудника компании «СЗТГ». Шалар был членом этой преступной группы, во главе которой стоял некто Сергей Громов. Именно Громов в свое время наладил канал хищения ценного шлама с ГМК «Норникель» и его дальнейшей перепродажи в Петербурге. Правой рукой Громова считался Семен Иванов, якобы занимавшийся сбытом ценного сырья и силовым прикрытием действий предполагаемой банды.
После того как Громова в 1999 году посадили в тюрьму, Иванов решил взять шламовый бизнес под свой контроль. Группа, еще недавно составлявшая единое целое, раскололась, и с этого момента начались разборки вокруг нелегального бизнеса.
В феврале 2001 года в Петербург из Мончегорска (где находился филиал ГМК «Норникель») с тонной шлама стоимостью в миллион долларов прибыли Алешинцев и Караваев. Иванов, через которого шел сбыт товара, решил взять сделку под свой контроль. Однако с Караваевым договориться не удалось, и было принято решение о его физическом устранении. Иванов якобы выделил на ликвидацию конкурента 30 тысяч долларов, на которые нанял сотрудников Управления специальной службы милиции ГУВД Петербурга и Ленобласти — капитанов Евгения Маликова и Алексея Макеева. Именно они должны были расправиться с Караваевым и перевербовать Алешинцева. В назначенный день в апреле 2001 года обоих выманили на встречу — выманивать будущих жертв и предстояло Игорю Шалару. Он со своей задачей справился, и тут в дело вмешались Маликов и Макеев. Они захватили Алешинцева, которого планировалось угрозами перевербовать. Караваев же был застрелен — кто именно его убил, осталось неизвестным.
Алешинцева злоумышленники заковали в наручники и вывезли из Петербурга, угрозами и посулами вынуждая начать работать с Ивановым. Не последнюю роль в его похищении играл Шалар. Когда Алешинцев согласился работать на Иванова, его отпустили, однако, добравшись до Мончегорска, Алешинцев, вместо того чтобы начать работать на нового босса, пустился в бега.
7 июня 2001 года у гостиницы «Карелия» на улице Маршала Тухачевского Евгений Маликов был убит. В него стреляли в тот момент, когда он направлялся к своей машине, которую оставил на автостоянке у гостиницы. Один выстрел пришелся в голову, другой — в шею. Оружие убийства киллер сбросил неподалеку от места происшествия. При убитом было обнаружено около 5 тысяч долларов США.
Александр САМОЙЛОВ