Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Посвящение в террористы

2 марта 2008 10:00

Родственники «заговорщика» Муратова: мать, сестра и отец

Арестованные мусульмане мечтали о партизанских действиях, как в Чечне — полагает обвинение

Первый день судебных слушаний по делу о несостоявшемся покушении на петербургского губернатора принес и первые сюрпризы.
Вчера процесс в Городском суде Петербурга начался с изложения сути обвинений трем молодым петербургским мусульманам: Тимуру Саидгарееву, Равилю Муратову и Владиславу Баранову. Обвинение считает, что ликвидацию Матвиенко подсудимые собирались провести во время празднования Сабантуя. В качестве мотива преступления обвинение указывает не только на «месть за притеснения мусульман в России», но и на «месть за возможное проведение гей-парада в Петербурге».


Родственники «заговорщика» Муратова: мать, сестра и отец


По версии обвинения, в апреле 2007 года Тимур Саидгареев решил создать «джамаат» для ведения на берегах Невы «партизанских действий, как в Чечне». В качестве первого объекта для теракта якобы решили избрать губернатора Валентину Матвиенко. За компанию предполагалось ликвидировать, как уверено обвинение, и петербургского муфтия Панчаева. К деятельности джамаата, Саидгареев якобы привлек Муратова и Баранова, таких же новообращенных мусульман, как и он сам, и получивших при обращении мусульманские имена Али и Рамзан. Сам Саидгареев стал эмиром новоиспеченного джамаата.
Некий Муслим Ильмурзаев, объявленный ныне в розыск, должен был обеспечивать «связь джамаата с Чечней». Примечательно, что первое собрание «боевиков», на котором был создан джамаат и взят курс на подготовку убийства губернатора, прошел в квартире, которую снимал в Петербурге Ильмурзаев. Именно эта квартира оказалась нашпигована скрытыми средствами слежения, которые и дали в руки правоохранительных органов доказательства умыслов заговорщиков. Как выяснилось вчера в суде во время допроса агента по недвижимости, через которого Ильмурзаев снимал эту квартиру, никаких аудио- и видеожучков до вселения Ильмурзаева в квартире не было.
Защита двух подсудимых — Саидгареева и Баранова заявила присяжным, что надеется доказать невиновность молодых людей, упрекнув следствие, что оно базирует свои выводы на домыслах и предположениях. Защита Муратова заявила, что тот полностью признает свою вину и раскаивается.
Первым суд допрашивал некоего Федора Товпенца, также новоиспеченного мусульманина, получившего при обращении в ислам имя Фарид. По словам Товпенца, Саидгареев также пытался привлечь его к дятельности джамаата (Товпенец присутствовал на встрече молодых людей в квартире Ильмурзаева 18 апреля 2007 года, где шел разговор о создании джамаата и убийстве губернатора), однако радикальные методы террора Товпенцу претили и сам он предлагал действовать исключительно легальными методами.
Товпенец несколько запутался в собственных показаниях: если на предварительном следствии он говорил, что идею Саидгареева взорвать Матвиенко никто особо не поддержал, то в суде он твердо заявил, что, кроме него, все остальные к этим планам отнеслись «нормально». Объяснить такое расхождение в собственных словах Товпенец так и не смог.
Все трое «заговорщиков» были арестованы сотрудниками УФСБ по Петербургу и Ленинградской области 17 мая прошлого года возле цирка на Фонтанке, едва ли не накануне планировавшегося ими покушения, при прибретении у некоего Анзора гранаты, взрывчатки и взрывателей. (Анзора, как и Муслима Ильмурзаева, задержать почему-то не удалось, и он объявлены в розыск).
Обвинение настроено на довольно быстрый ход процесса: свидетелей не много, так что к 11 февраля, если не случится неожиданностей, обвинение завершит представление своих доказательств и уступит место аргументам защиты.
Следующее заседание по делу состоится уже завтра, 1 февраля.

Александр САМОЙЛОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС