Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Морской вокзал впал в депрессию

2 марта 2008 10:00

На прошлой неделе губернатор Петербурга приняла решение о сносе здания Морского вокзала в Гавани. Приговор пока не подписан, но обжалованию он, скорее всего, не подлежит. Правда, накануне закрытого совещания, проходившего непосредственно на площади Морской Славы, вице-губернатор Александр Вахмистров говорил, что такие решения, наверное, надо выносить на обсуждение общественности. Однако сам Вахмистров тут же заметил, что здание морально устарело и держаться за него не стоит.

Для того, чтобы взбодрить историческое здание, его решили снести



Отстал от жизни
Генеральный директор ООО «Морской вокзал» Владимир Малик неоднократно говорил о том, что существующий вокзал нефункционален и вообще производит депрессивное впечатление. «Принято решение после завершения строительства второй очереди снести существующее здание Морского вокзала и на этом месте построить новый современный терминал, который будет полностью отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к пассажирским терминалам во всем мире», — заявил он.
Стоит отметить, что это заявление содержит одну немаловажную неточность. Новый терминал предполагается построить до 2009 года — это и будет вторая очередь. А на месте существующего вокзала собираются возвести офисный центр с сопутствующей инфраструктурой — гостиницей, магазинами, ресторанами и парковкой на 1000 машино-мест. Понятно, что эксплуатировать это здание общей площадью 130 тысяч квадратных метров будет куда выгоднее, чем существующий вокзал, полезная площадь которого, по словам Малика, составляет всего 13 тысяч квадратных метров. Кроме того, оно окажется уже не в аренде, а в собственности ОАО. Однако стоит напомнить, что на Градостроительном совете, где обсуждались планы строительства в Гавани, выдвинутые руководителями ОАО предложения были восприняты весьма настороженно. Большинство членов Совета высказались против уничтожения вокзала — они убеждены в том, что здание, проект которого получил Государственную премию СССР, достойно того, чтобы его сохранили.

Мрамор на века
— Надо зайти просто внутрь и посмотреть, какой там мрамор использован. Он сделан на века, — утверждает генеральный директор холдинговой компании «Балтийское морское пароходство» Виктор Харченко. По его мнению, вокзал «привели в бедлам» именно руководители ОАО, которые эксплуатируют здание более 10 лет и не ухаживают за ним. Харченко также выступил за сохранение существующего здания — при этом он убежден, что оно чрезвычайно функционально. Однако представители собственника утверждают, что за истекшие годы требования к приему судов существенно изменились, и обещают, что после ввода нового терминала среднестатистический пассажир будет тратить на прохождение всех таможенных процедур не два часа, как сегодня, а не более 20 минут. А в офисном центре, по замыслу Малика, должны собраться все компании, специализирующиеся в области морского транспорта. Правда, пока непонятно, захотят ли они это делать, но Валентина Матвиенко замыслы инвесторов полностью поддержала…
По словам председателя КГА Александра Викторова, «для сохранения «памяти места» в комплексе нового Морского вокзала в открытой зоне третьего уровня предусмотрена историческая экспозиция с демонстрацией макета здания архитектора Виталия Сохина и фотографиями. Стоит отметить, что эта открытая зона будет использоваться для прогулок не только пассажиров, она будет открыта для жителей города. На ней расположатся также магазины, выставки, салоны и другие объекты культуры и отдыха».

Потомкам на заметку
А вот что останется «на память потомкам» от начала 2000-х? Во всяком случае, в ходе обсуждения на Градостроительном совете практически все выступавшие говорили о том, что два новых здания — морского терминала и офисного центра — не складываются в единый комплекс.
Кроме того, центр получается на удивление безликим и незапоминающимся. Хотя изначально ставилась задача сделать это здание знаковым — ведь для гостей, прибывающих в Петербург на среднетоннажных и малотоннажных судах, знакомство с нашим городом начнется именно отсюда. На самом деле именно вопрос о том, что появится вместо нынешнего Морского вокзала, является ключевым. Потому что, если речь идет об очередной замене здания, отмеченного «лица не общим выраженьем», на вместительную бетонную коробку, то число туристов, желающих посетить наш город, от этого не прибавится…
Кстати, в октябре-ноябре 2008 года город начнет выкупать облигации УК «Морской фасад» — об этом сообщил и. о. председателя Комитета финансов Эдуард Батанов. На первый транш выкупа будет потрачено 1,4 миллиарда рублей, и эти средства уже заложены в городской бюджет-2008. Выкуп активов УК «Морской фасад» должен завершиться в 2012 году, и Петербург станет единственным владельцем намывных территорий на Васильевском острове.
Как не раз рассказывала «Новая», схема выкупа такова: город заплатит «Морскому фасаду» на 900 миллионов рублей больше, чем стоит новый порт, который собираются строить на западе Васильевского, и при этом не сможет контролировать целесообразность расходования средств. Как указывали многие специалисты, для развития морского туризма в Петербурге вполне достаточно было удлинить причалы существующего Морского вокзала. Но от этого отказались — как представляется, по одной-единственной причине: в этом случае никак не удавалось бы под предлогом строительства нового порта получить разрешение на намыв почти 500 гектаров под элитную жилую застройку, сулящую огромные прибыли.
И ничего, что жители западной части Васильевского острова — категорически против намыва: когда речь идет о больших деньгах, «глас народа» стараются не слышать. Кстати, на коллективное обращение жителей к президенту Владимиру Путину и премьеру Виктору Зубкову с требованием остановить реализацию всех трех глобальных проектов (строительство порта, намыв территорий под жилое и деловое строительство, прокладка Западного скоростного диаметра), направленное в ноябре, никакого ответа пока нет…

Виктория РАБОТНОВА