Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Твой друг гитлер

2 марта 2008 10:00

Премьера спектакля «Мой друг Гитлер» по одноименной пьесе Юкио Мисимы в Доме еврейской культуры ЕСОД (при поддержке генконсульства Японии) была приурочена к 27 января — Международному дню памяти жертв холокоста. Однако трудно представить себе спектакль, который обращался бы к теме фашизма с более необычной стороны.

Русское прочтение японского видения немецкой истории — на базе еврейского центра



Рему тоже не нравились олигархи
Рему тоже не нравились олигархи


Японский классик, известный своими традиционными, имперскими взглядами, по-своему изобразил события, предшествовавшие «ночи длинных ножей» в Германии. Бездушный промышленник Густав Крупп (засл. артист России Вадим Романов) подбивает Адольфа Гитлера (Андрей Терентьев) предать своего друга Эрнста Рема (Степан Пивкин). Это предательство неминуемо вознесет Гитлера на пост рейхс-президента. Насквозь гнилой интеллигент Грегор Штрассер (Иван Николаев), чья жизнь также висит на волоске, уговаривает Рема предать Гитлера первым — и поделить власть в Германии на двоих. Но Рем остается верным дружбе и погибает.
«Мой друг Гитлер» — первая режиссерская работа Семена Александровского, роли в ней (если не считать Вадима Романова, артиста Александринского театра) исполнили его однокурсники:
— Мисима — в первую очередь художник, которого интересовала философия слова и дела: в человеке одно не должно противоречить другому. Рем для него — безусловно положительный персонаж, его альтер эго. Традиционная восточная философия отличается от европейской морали, поэтому для него это приемлемо: Рем, как и Мисима, предан «императору» до конца. Даже ради спасения жизни Рем не соглашается на предательство. При этом Рем не дурак, как назвал его Гитлер, он понимает, на что идет. И нарочитая агрессия помогает ему преодолеть свои сомнения.
Действие происходит на невероятно растянутой сцене, на двух полюсах которой — кресло «хозяина» и стул «гостя». Наблюдая за разговором актеров, зритель вынужден каждый раз переводить взгляд, как будто следя за игрой в большой теннис. И действительно, все персонажи — враги друг другу, перекидывающие мяч-реплику через двадцать метров пустого пространства.


Гитлер скомандовал: капут


Как братья-близнецы, выглядят предатели Гитлер и Штрассер: оба переполнены страхом и готовы на все, оба большую часть времени говорят тихо, но когда начинают кричать, срываются на визг; оба отвратительны. Спокоен и прозорлив Крупп — с него начинается действие, им же и заканчивается. Он «раб железа и хозяин стали» (а значит, в некотором роде и «стальных мышц» Рема). Он вечен и смотрит на происходящее, как зритель на экран с кинохроникой. Он — змей-искуситель, но не причина бедствий героев. Он лишь «портной, шьющий костюм из ткани власти» для Гитлера или любого другого, кто был до него и придет за ним.
Как же иначе смотрится на их фоне Рем! Прямой, как палка, безраздельно верящий в дружбу и непрерывно отсылающий зрителя к скандинавской мифологии — он предстает этаким берсерком, чудом угодившим прямиком из X века в эту паучью банку.
Мнения единодушно хваливших актерскую игру зрителей на такую трактовку образа Рема (который похож на реального Рема, как солдат на вошь) разделились. Одни полагают, что история фашистских свар не имеет отношения к проблеме холокоста, другие — что она как никогда актуальна.
— Спектакль хорошо показывает, к чему приводит поклонение фашистской идеологии, — полагает Эмилия Покорная. — Рано или поздно фашист становится перед выбором: предать или быть убитым. Таким образом предательство заложено в самой людоедской сути фашизма.
На ключевой вопрос Штрассера: «Что ты сделаешь, получив приказ убить себя?» — Рем Мисимы отвечает: «Убью, за своего хозяина, императора Гитлера»; Рем Александровского: «Убью, за своего друга Гитлера»; Рем Покорной: «Убью, потому что больше не хочу быть фашистом».

Анджей БЕЛОВРАНИН


Справка «Новой»
Юкио Мисима — японский писатель, автор 40 романов, трижды номинировался на Нобелевскую премию. Тяжело переживал отход Японии от традиционных ценностей в пользу западной демократии. 25 ноября 1970 года, после неудачи организованного им восстания с целью реставрации монархии, совершил обряд сэппуку — ритуальное самоубийство.

Численность штурмовиков СА, руководимой Эрнстом Ремом, летом 1934 года приблизилась к 3 млн человек и в несколько раз превышала численность рейхсвера, регулярной армии Германии. Рем был близок к тому, чтобы объединиться с Грегором Штрассером, представителем социалистического крыла НСДАП, и провести «вторую революцию». Но Гитлер опередил их: 30 июня 1934 года, в Ночь длинных ножей, была уничтожена вся верхушка СА и другие оппоненты Гитлера в НСДАП, всего более тысячи человек, в их числе Рем и Штрассер.