Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Штрафной батальон

17 марта 2008 10:00

В воинской части поселка Каменка — новый инцидент. На этот раз он связан с военнослужащим-контрактником из танкового батальона, который покинул часть из-за постоянных избиений и вымогательства денег со стороны офицеров и старослужащих. Недавно организация «Солдатские матери Петербурга» получила письмо контрактника, в котором он рассказывает об избиениях и издевательствах в части.

Из военного городка, где служил Роман Рудаков, за минувший год сбежало более ста солдат





Младший сержант (назовем его Владислав) был призван 1 декабря 2006 года. После учебки, в которой неуставные отношения ограничивались в основном «прокачкой» («заставляли отжиматься, приседать, иногда по часу…»), молодой солдат согласился подписать контракт: «Я заключил контракт потому, что хотел помочь маме, она у меня одна работает».
Вот еще пара выдержек из объяснительной, которую Владислав направил в военную прокуратуру после того, как против него было возбуждено дело «за самовольное оставление части» (полный текст — в блоге soldiersmothers.livejournal.com).
«Первые полгода зарплаты вообще не видел, только получал ее в штабе, успевал зайти в магазин, и ее сразу забирали военнослужащие более раннего срока призыва. С-т Ешкелев вымогал деньги, он собирал всех «молодых» солдат и говорил, сколько ему нужно денег, просил от 20 до 45 тысяч рублей. Если я отказывался давать ему деньги, он бил, приходил ночью, будил, ставил всех в упор лежа, заставлял отжиматься, приседать, при этом бил руками и ногами по голове, спине, это продолжалось всю ночь».
«За мной был записан танк № 532, он был очень старый, и в нем постоянно что-то ломалось, тогда к-н Лопушов заставлял ремонтировать за свой счет, деньги надо было сдавать ему. Все необходимые запчасти он получал бесплатно, а деньги (по 5–7 тыс. руб.) забирал себе. Если ему что-то не нравилось, он мог подойти и просто так ударить кулаком по лицу».
«В настоящее время состояние моего здоровья ухудшилось. Меня беспокоят головные боли, головокружения, судороги, темнеет в глазах при резкой смене положения, боли в сердце. Я считаю себя не годным к военной службе по состоянию здоровья».
Если Владиславу удастся доказать, что он действительно вынужден был оставить военную часть для сохранения жизни и здоровья, по закону все обвинения с него должны быть сняты.

Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото ИНТЕРПРЕСС


Только факты
Февраль 2001 — в госпитале найден повешенным Алексей Андрющенко — рядовой воинской части № 33568 в поселке Каменка.
Весной 2003 года солдат-срочник Михаил Михайлов пешком преодолел расстояние от Выборга до Петербурга, чтобы обратиться в правозащитную организацию «Солдатские матери Петербурга» за помощью.
Декабрь 2003 — в поселке Каменка совершено убийство. В апреле 2004 года на тактическом поле, в 10 метрах от автопарка одной из воинских частей, обнаружен завернутый в плащ-палатку труп неизвестного в сильной степени разложения. Личность погибшего была установлена: 19-летний военнослужащий срочной службы Максим Романов.
Август 2004 — 29-летний петербуржец Александр Федрушков, призванный на военные сборы в Каменку, был обнаружен повешенным во время вечернего обхода.
Сентябрь 2005 года — в больнице скончался избитый одним из сослуживцев Максим Плохов, рядовой воинской части № 02511 в поселке Каменка.
Август 2004 — не выдержав побоев и издевательств, Александр Комахидзе, призывник из Красноярского края, самовольно покинул войсковую часть в Каменке, воспользовавшись тем, что был отправлен в командировку за пределы гарнизона.
4 июля 2005 года из части в Каменке пропал Дмитрий Пушкарев, до сих пор не найден.
23 августа 2006 года из части в Каменке пропал Артем Мустяца, не найден.
Летом 2006 из в/ч 02511 в Каменке скрылись двое военнослужащих-контрактников — Николай Коротков и Дмитрий Назаров.
В октябре 2006 года из части в Каменке бесследно исчез солдат Юрий Гущин, до демобилизации ему оставалось два месяца, не найден.
Осенью 2006 года 22-летний Виталий Мальцев самовольно оставил военную часть 67661 в Каменке и пропал без вести.
По данным петербургской правозащитной организации «Солдатские матери», лишь за прошедший год и только из танкового батальона в Каменке сбежали более 100 человек.

Досье «Новой»
Выдержки из писем Романа Рудакова домой:
«…По голове я получаю каждый день за просто так. Сержантам делать нечего, вот они и выеживаются…»
«…Если деньги по почте пришлете, то их все отберут, а в конверте целее будут, хотя тоже могут проверить… А комок (камуфляж) мой новый у меня отобрали, хожу в старом…»
«У нас со взвода трое человек убежали и с первой роты один человек… так он убежал, его батя назад привез. Так он через 3 дня опять убежал…»
«Не спал двое суток, нас выгоняют ночью тут работать…»
«У нас новый замкомвзвода, так если придет перевод или посылка, так ему надо выделять… да и другие просят денег — или им тоже покупай что-нибудь…»
«Служба у меня очень тяжелая и часто издеваются сержанты, а тем более вечером прокачивают на стройке, заставляют работать вместо них, у меня уже было два нервных срыва, хотел вены перерезать…»
«Есть хочу потому, что кормят нас мало и еда плохая… Тут хотя бы батона или хлеба кусочек съесть, и то радуешься. Тут в комнате мусор подбирал и в мусоре печенинку нашел, подобрал, очистил и съел, вот так и живем…»

Прямая речь
Элла Полякова, председатель «Солдатских матерей Петербурга»:
— 1 апреля начнется очередной весенний призыв. Тем, кто не знает, что в связи с этим делать, «Солдатские матери Петербурга» дают несколько советов. Самое главное — не пытаться идти кривыми путями, не давать взятки тем же людям, которые работают в призывной системе или подкармливаются около нее. Нужно действовать строго по закону. И правозащитниками разработаны методики, позволяющие поступать по закону и не быть призванным в армию. Для этого необходимо заранее подготовить медицинские документы, нормально, в сопровождении группы поддержки пройти врачебную комиссию, а также создать условия для собственной безопасности.

Досье «Новой»
В воинской части № 32 087 в Каменке служил рядовой Роман Рудаков, о трагической судьбе которого сегодня известно всей России. Призванный на службу осенью 2004 года, Рудаков в результате неуставных отношений в части попал на больничную койку. С сентября 2006 года он находился на лечении — сначала в Петербурге, а потом в Москве. Солдат нуждался в трансплантации внутренних органов. Однако так и не дождался спасительной операции: 13 февраля 2008 года в московском военном госпитале имени Бурденко Рудаков скончался.