Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Крокодилы не ходят задом

17 марта 2008 10:00

Диктатура, как хищная рептилия, двигается только вслед за своими зубами


В Доме архитектора прошла встреча за круглым столом, организованная Европейским университетом в Петербурге, на тему «Власть и культура: повестка дня 2008» с участием ведущих российских деятелей культуры.
В особняке Половцова на Большой Морской на сцене Актового зала собралась достойная команда: социолог, почетный ректор Европейского университета Борис Фирсов, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, критик и писатель Дмитрий Быков, музыкант и поэт Юрий Шевчук, писатель и председатель Санкт-Петербургского творческого Союза журналистов Андрей Константинов, историк и журналист Лев Лурье.
Открывая встречу, Борис Фирсов сказал, что поводом для разговора стала, конечно, ситуация вокруг приостановления работы Европейского университета, но говорить нужно о том, что в реальности власть, которая вмешивается во все сферы жизни, фактически подминает под себя любые проявления этой самой жизни. И что культура каждого государства несет на себе отпечаток личности их вождей: если наша страна десятилетиями существовала то под «кузькину мать», то под «чувство глубокого удовлетворения», теперь наступило время «мочить в сортире» тех, кто не вписывается в понятные любому троечнику правила игры. Он напомнил слова Вернадского о том, что «обществу, где нет свободы мысли, надо ставить гроб и свечку».
Дмитрию Быкову явно было проще выражаться стихами, и он прочел одно из своих «писем счастья», подбодрив собравшихся: «Закон — когда нас половина, то все еще спокойно и невинно. Когда нас треть, то нам уже не страшно умереть. Когда нас четверть — никто уже не может нас умертвить. А если нас седьмая часть, при виде нас уже трясется власть. Крутую сотню три бессильных старца раскидывают запросто, как блох. А если кто один на всех остался, то это — Бог».
— Если поверить, что все, что происходит с Европейским университетом, делается ради того, чтобы он не сгорел, можно вызывать себе скорую помощь, — сказал Андрей Константинов. — Много вокруг происходит такого, что невозможно объяснить. Я всю зиму смотрел на Дворцовую площадь и не понимал, почему кататься на коньках надо именно здесь? Осталась опаскуженность в душе: если так можно поступить с Дворцовой, значит, везде можно абсолютно все?
Юрий Шевчук два года работал пожарным на Колыме, и последнее, что там сгорело при нем, было общежитие пожарных. «Я думаю, — уверенно сказал рок-певец, — что университет ваш пытаются закрыть совсем не по пожарным причинам». И предложил переходить от слов к делу. Одним из таких дел, по мнению Льва Лурье, может стать переезд Европейского университета из Петербурга: если для нашего города такое образование «не по Сеньке шапка», то есть Тампере или Тарту, а Россия пусть остается без настоящего европейского образования. Что, по мнению историка Лурье, вполне может закончиться новым 1917 годом, в котором, как известно, главными действующими лицами были недоучившиеся семинаристы и универсанты-экстерны. Михаил Пиотровский сказал о том, что поражен, как откликается общественность на ситуацию с музейной наукой, с Европейским университетом, и пожелал, чтобы как можно скорее это все стало историей. Во время свободной дискуссии кто-то из присутствующих напомнил, что крокодилы от природы не умеют пятиться задом, и это очень похоже на нынешнюю ситуацию с Европейским университетом: власть, может, и хотела бы отыграть назад свои действия, но не умеет этого делать, и, как хищная рептилия, двигается только вслед за своими зубами.

Наталья ШКУРЕНОК