Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Зсд: здесь птицы не поют

1 мая 2008 10:00

Намыв новых территорий в Невской губе и строительство Западного скоростного диаметра негативно отразятся на экологической ситуации в регионе, считают питерские ученые. Результаты проведенных ими исследований были представлены на круглом столе в ИА «Росбалт».



Собственно, некоторые из этих последствий уже видны невооруженным глазом, а еще лучше — из космоса. Исследования, которые проводит НИИ Космоаэрогеологических методов, показывают, что шлейф мутных вод тянется на 150 и более километров в глубь залива. После начала намывных работ вода стала не только мутной, но и более грязной.
Главный научный сотрудник центра мониторинга геологической среды Балтийского и арктических морей ФГУНПП «Севморгео» Александр Рыбалко отмечает, что уже весной 2006 года на поверхности воды появилось большое количество мусора, который, вероятно, поступил при разработке дна у Васильевского острова. Также было зафиксировано резкое увеличение в воде тяжелых металлов, нефтепродуктов и фенолов. «За счет взмучивания донных осадков происходит вторичное загрязнение Невской губы», — констатирует Рыбалко. А директор Ладожской орнитологической станции Биологического института СПбГУ, доктор биологических наук Георгий Носков говорит, что оседающая муть губит планктон и икру рыб — в результате кормовая база и, как следствие, популяции птиц продолжают сокращаться.
Первый удар по пернатым, которые останавливаются в Невской губе по дороге к местам гнездовий, был нанесен в 60–70-е годы прошлого века, когда город отвоевал у залива целый ряд затопляемых территорий и мелководий. Для того, чтобы птичьи популяции не исчезли окончательно, Носков предлагает придать Невской губе статус водно-болотного угодья международного значения. Это не значит, что водные территории будут выведены из хозяйственного оборота, просто работы придется вести под международным экологическим контролем. Наиболее важным, по мнению Носкова, является вопрос о сохранении оставшихся птичьих стоянок — мелководных участков близ острова Котлин, Лахты и Лисьего Носа.
Акустическое воздействие, утверждает вице-президент «Восточно-европейской ассоциации акустиков» Андрей Ахматов, — одно из самых опасных для здоровья, поскольку провоцирует психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы и других органов. Между тем, по расчетам Ахматова, предельно допустимый уровень шума на целом ряде жилых территорий не будет соблюдаться ни днем ни ночью. В частности, в зону сверхнормативных акустических воздействий попадают первый фронт жилой застройки поселка Белоостров и дачно-строительный кооператив «Дюны». Ахматов отметил, что при расчетах, сделанных официальными экспертами, использовались заниженные исходные данные по количеству автотранспорта и скорости его движения. Не учитывался климатический фактор — большую часть года наши машины ездят по мокрому асфальту, а это вызывает больше шума, чем движение по сухому покрытию. Не изучался и вопрос о шумовой защите верхних этажей прилегающих к трассе строений. По словам Андрея Ахматова, их не смогут заслонить никакие экраны. Впрочем, добавляет он, при реализации предложенной схемы их размещения они не смогут защитить от шума даже малоэтажную застройку. «Предельно допустимый уровень звука прописан в СНиПах, которые имеют силу закона и должны неукоснительно соблюдаться, — подчеркивает вице-президент ассоциации акустиков. — А для того чтобы это сделать, необходимо менять проект». Ученые сформулировали конкретные предложения по трассировке диаметра в районе Белоострова. Однако есть и другие проблемные участки. Сверхнормативное шумовое воздействие обеспечено жителям домов на Богатырском проспекте и на Морской набережной Васильевского острова.
О том, что ряд разделов проекта ЗСД написан в высшей степени непрофессионально, говорил и Георгий Носков. Его разработчики предусмотрели мероприятия по охране редких животных, но охранять они почему-то собираются не реальных обитателей Юнтоловского заказника, а, например, выдр или гребенчатых тритонов, которые здесь никогда не водились. Носков отметил, что трасса нарушает охранную зону заказника, отрезает его территорию от прилегающих природных комплексов, затрудняя естественную миграцию живых существ.
В общем, и у экологов, и у общественности есть немало поводов для тревоги. Плохо лишь то, что ни специалисты компаний «Морской фасад» и «Западный скоростной диаметр», ни представители исполнительной власти эту тревогу не разделяют. Во всяком случае, желания выступить на круглом столе и попытаться ответить хотя бы на часть поставленных вопросов никто из них не изъявил.

Виктория РАБОТНОВА