Политические трибуны ультрас
По пояс голые парни в белых ку-клус-клановских колпаках были замечены на трибунах «Петровского», когда петербургский «Зенит» играл с командой из Марселя, в которой преобладают чернокожие футболисты. Когда албанское Косово объявило о своей независимости, по российским стадионам прошла волна акций солидарности с Сербией: фанаты вывешивали сербские флаги и по-сербски скандировали: «Косово есть сердце Сербии!» И это только последние примеры политической активности ультрас (фанатов). Все еще впереди.
На петербургских стадионах играют не только в футбол, но и в политику
О спорт, ты мир?
Футбол, как и война — продолжение политики другими средствами. В истинности этого правила приходится убеждаться все чаще. Речь сейчас не о грубом пиаре на футболе, на который время от времени, обычно в предвыборный период, решаются официальные партии, а о политическом самовыражении ультрас.
Российский футбольный фанатизм, конечно, имеет свое лицо, но в целом он повторяет европейские зады, а в Европе фанатизм чрезвычайно политизированный. В Италии за римский «Лацио» болеют фашисты, а за «Ливорно» — клуб из города, где зародилась итальянская компартия — коммунистическая молодежь, которая вывешивает на матчах баннеры с изображением Сталина и Че Гевары. За голландский «Аякс» фанатеют антифа-хулиганы, как, кстати, и за поверженный «Зенитом» французский «Марсель». Каталонский футбольный клуб «Барселона» поддерживают местные сепаратисты и леваки. Недаром в музее «Барселоны» на легендарном стадионе «Камп Ноу» с гордостью крутят исторические видеокадры, которые запечатлели, как барселонцы победили мадридский «Реал» на глазах у диктатора Франсиско Франко, которого каталонцы ненавидели за то, что он запретил каталонский язык и лишил страну автономии. Фанаты «Барселоны» размахивают как клубными гранатово-синими знаменами, так и каталонским красно-желтым флагом, только не с крестом, а с красной пятиконечной звездой, стены стадиона «Камп Ноу» расписаны граффити — Catalonia is not Spain. У барселонского королевского клуба «Эспаньол», как и у королевского мадридского «Реала», наоборот, торсиды ультраправые.
Каждый правый имеет право?
— За развитием фанатского движения в России я долго не следил, а когда вновь обратил на него внимание, то сразу заметил, что оно стало прибежищем расистов, — рассказывает один бывший армейский фанат. — Раньше человека, пришедшего на сектор, никто не спрашивал, какой он национальности. Так, лидерами армейского фанатизма в Москве были грузин Анзор и татарин Закир. То, что я по папиной линии имею грузинское происхождение, проблем в фанатовской среде мне не создавало, а моего близкого друга, фаната «Зенита», никто никогда не попрекал его еврейством.
Я вспоминаю лишь один случай «межрасового конфликта». Произошло это в Калинине (Твери) на вокзале, причем инициаторами его были не мы, а черные студенты, зачем-то они напали нас, когда мы спустились в подземный переход, но получили отпор.
Футбольный и хоккейный фанатизм (или околофутбол и околохоккей) появились в России в начале-середине 80-х. С тех пор, как говорится, много воды утекло, много чего случилось. Советский Союз развалился, и бывшие братские народы бросились убивать друг друга.
— Когда я был фанатом, шла война в Афганистане, где гибли наши солдаты. Но та война была далеко, где-то за горами, за долами. Многие из нас даже не знали, как выглядят эти афганцы, — продолжает все тот же бывший армейский саппотер.
Другое дело — война в Чечне, то есть на территории собственного государства. Власть и ее пропаганда, чтобы оправдать бойню в Чечне, слепила образ врага, им стал кавказец — корыстолюбивый террорист и русофоб. В российские города хлынул поток иммигрантов из ближнего зарубежья, появились этнические криминальные сообщества. Упадок образования привел к массовой необразованности среди молодежи. Молодые люди не знают элементарных вещей, не говоря об истории. Словом, все эти явления — болезненный развал некогда мощной страны, межэтнические бойни, иммиграция, необразованность — обернулись разгулом национализма и расизма. Поэтому нечего удивляться тому, что среди российских фанатов много ультраправых хулиганов.
«Я искренне ненавижу динамиков (фанатов «Динамо». — Ред.), торпедоны (болельщики «Торпедо») вызывают во мне некое пренебрежительное раздражение, — пишет некто под загадочным псевдонимом Q в фанзине фанатов «Зенита». — Но я точно знаю, что в случае агрессии другого государства или необходимости, скажем, подавления красной заразы внутри страны я смогу рассчитывать на помощь и бело-голубых, и черно-белых, и вообще хулиганов всей страны».
Как ни крути, российские ультрас тяготеют к правым организациям, а те тяготеют к фанатам, особенно в провинции. «С отдельными представителями тюменских NS/WP отношения дружеские, некоторые из бритых посещают домашние матчи ФК «Тюмень» и периодически выбираются на выезда», — сообщает один из представителей тюменской торсиды на фанатском форуме в интернете.
Футбольные фанаты были замечены среди тех, кто учинил кровавый погром на московском рынке в Царицыно, якобы в погроме в полном составе участвовала «армейская фирма» KIDS.
А подозрения в недавнем убийстве антифашиста у станции метро «Китай-город» в Москве пали на фанатов «Спартака». Правда, в околофутбольной среде убеждены, что убийцы «далеки от реального движа», ибо все истинные спартаковские фанаты в день убийства находились на выезде в Петербурге, где «Спартак» играл с «Зенитом».
В свою очередь, лидеры правых организаций делают фанатам комплименты. Так, лидер ДПНИ Александр Белов (Поткин) после того, как «Зенит» выиграл чемпионство, заявил, что большинство фанатов этой команды — «правые русские патриоты» и чтобы понять это, «достаточно послушать их гимн». Правда, если речь о старом гимне, то Поткин ошибается, ибо старый гимн фанатов «Зенита» — слегка переделанная песня «Город над вольной Невой», в которой нет даже намека на национализм.
Им не по барабану
И все же между фанатами и ультраправыми ставить знак равенства нельзя. Когда члены питерской нацистской группирови Mad Crowd подняли на «Петровском» знамя со свастикой, они получили отпор со стороны ветерана зенитовского движа Макса Пацифика, который им пообещал «по кускам засунуть их гребаное нацистское знамя в их задницы». Mad Crowd это не понравилось. Они наезжали на Макса, но тот не «сдулся».
Старый фанат «Зенита» Валет, который сейчас занимается тем, что готовит к играм баннеры, на вопрос, есть ли темы, которые никогда не будут обыгрываться на его баннерах, ответил: да, есть такие темы — «это политика, расизм, националистические призывы».
— К акции в Царицыно я отношусь очень негативно, — сказал один из представителей московской «армейской фирмы» Red blue support. — Я считаю, что не место футбольным фанатам на такого уровня акциях. Для этого существуют другого рода организации.
Он уверял, что в фирме RBS (которая распалась вскоре после событий в Царицыне) нацистские идеи разделяли далеко не все: «Есть несколько ярых nazi, несколько — поддерживающих их и есть те, кому это по барабану. Лично я из третьих».
Они приходили сами
«Подписать» фанатов пытаются не только правые организации, но и те структуры, которые только и делают, что кричат о фашистской опасности, а именно — «молодежное демократическое антифашистское» движение «Наши». «Нашистский» лагерь на живописных берегах озера Селигер охраняли спартаковские бойцы из «фирмы» «Гладиаторы», а осенью 2005 года «мясные» хулиганы напали на нацболов и активистов Авангарда красной молодежи в Москве (речь о нашумевшей бойне на «Автозаводской»). «Наши» хотели договориться и с фанатами ЦСКА, и с фанатами «Зенита», и с фанатами «Динамо» — словом, со всеми фирмами и движами. Но были посланы куда подальше. Все объясняется очень просто. Флаг движения «Наши» — красный с белым Андреевским крестом, проще говоря — красно-белый. Так что «мясные» (спартаковские), помогая «нашим», как бы за свои цвета бьются. Для фанатов цвета много значат. Однако откровенная работа фанатов на заказ — скорее исключение, чем правило. Для фанатов главное — чтобы политическая агитация была частью их самовыражения.
— Успех первого «Русского марша» во многом состоялся как раз потому, что на это мероприятие организованно пришли парни из праворадикального крыла фанатского движа, — считает старый фанат «Спартака» Дмитрий Лекух. — Причем вне зависимости от клубной принадлежности. Точно так же, как все вместе приходят на игры сборной России. Точно так же, как когда-то приходили к стенам посольства США во время бомбежек Белграда. Ни на марш, ни к посольству их, кстати, никто не звал — они приходили сами. Но как только марш осознал себя политической силой и начал принимать участие в каких-то телодвижениях в этом направлении, как только там появились идеологи типа ДПНИ, фанаты просто брезгливо отошли в сторону. И второй «Русский марш» сразу же откровенно провалился».
Кроме того, политика для ультрас — это еще и часть перформанса на трибунах. А чтобы привлечь к себе внимание, перформанс должен быть провокационным. Не исключено, что именно этим соображением руководствовались парни, которые нацепили на себя ку-клус-клановские колпаки, когда «Зенит» играл с «Марселем». Засветились? Отлично! Правда, петербургский клуб вынужден теперь отдуваться за расизм своих болельщиков.
Так или иначе, на трибунах политические лозунги раздаются все громче. И происходит это, наверное, потому, что на улицах становится тише.
О спорт, ты мир?
Футбол, как и война — продолжение политики другими средствами. В истинности этого правила приходится убеждаться все чаще. Речь сейчас не о грубом пиаре на футболе, на который время от времени, обычно в предвыборный период, решаются официальные партии, а о политическом самовыражении ультрас.
Российский футбольный фанатизм, конечно, имеет свое лицо, но в целом он повторяет европейские зады, а в Европе фанатизм чрезвычайно политизированный. В Италии за римский «Лацио» болеют фашисты, а за «Ливорно» — клуб из города, где зародилась итальянская компартия — коммунистическая молодежь, которая вывешивает на матчах баннеры с изображением Сталина и Че Гевары. За голландский «Аякс» фанатеют антифа-хулиганы, как, кстати, и за поверженный «Зенитом» французский «Марсель». Каталонский футбольный клуб «Барселона» поддерживают местные сепаратисты и леваки. Недаром в музее «Барселоны» на легендарном стадионе «Камп Ноу» с гордостью крутят исторические видеокадры, которые запечатлели, как барселонцы победили мадридский «Реал» на глазах у диктатора Франсиско Франко, которого каталонцы ненавидели за то, что он запретил каталонский язык и лишил страну автономии. Фанаты «Барселоны» размахивают как клубными гранатово-синими знаменами, так и каталонским красно-желтым флагом, только не с крестом, а с красной пятиконечной звездой, стены стадиона «Камп Ноу» расписаны граффити — Catalonia is not Spain. У барселонского королевского клуба «Эспаньол», как и у королевского мадридского «Реала», наоборот, торсиды ультраправые.
Каждый правый имеет право?
— За развитием фанатского движения в России я долго не следил, а когда вновь обратил на него внимание, то сразу заметил, что оно стало прибежищем расистов, — рассказывает один бывший армейский фанат. — Раньше человека, пришедшего на сектор, никто не спрашивал, какой он национальности. Так, лидерами армейского фанатизма в Москве были грузин Анзор и татарин Закир. То, что я по папиной линии имею грузинское происхождение, проблем в фанатовской среде мне не создавало, а моего близкого друга, фаната «Зенита», никто никогда не попрекал его еврейством.
Я вспоминаю лишь один случай «межрасового конфликта». Произошло это в Калинине (Твери) на вокзале, причем инициаторами его были не мы, а черные студенты, зачем-то они напали нас, когда мы спустились в подземный переход, но получили отпор.
Футбольный и хоккейный фанатизм (или околофутбол и околохоккей) появились в России в начале-середине 80-х. С тех пор, как говорится, много воды утекло, много чего случилось. Советский Союз развалился, и бывшие братские народы бросились убивать друг друга.
— Когда я был фанатом, шла война в Афганистане, где гибли наши солдаты. Но та война была далеко, где-то за горами, за долами. Многие из нас даже не знали, как выглядят эти афганцы, — продолжает все тот же бывший армейский саппотер.
Другое дело — война в Чечне, то есть на территории собственного государства. Власть и ее пропаганда, чтобы оправдать бойню в Чечне, слепила образ врага, им стал кавказец — корыстолюбивый террорист и русофоб. В российские города хлынул поток иммигрантов из ближнего зарубежья, появились этнические криминальные сообщества. Упадок образования привел к массовой необразованности среди молодежи. Молодые люди не знают элементарных вещей, не говоря об истории. Словом, все эти явления — болезненный развал некогда мощной страны, межэтнические бойни, иммиграция, необразованность — обернулись разгулом национализма и расизма. Поэтому нечего удивляться тому, что среди российских фанатов много ультраправых хулиганов.
«Я искренне ненавижу динамиков (фанатов «Динамо». — Ред.), торпедоны (болельщики «Торпедо») вызывают во мне некое пренебрежительное раздражение, — пишет некто под загадочным псевдонимом Q в фанзине фанатов «Зенита». — Но я точно знаю, что в случае агрессии другого государства или необходимости, скажем, подавления красной заразы внутри страны я смогу рассчитывать на помощь и бело-голубых, и черно-белых, и вообще хулиганов всей страны».
Как ни крути, российские ультрас тяготеют к правым организациям, а те тяготеют к фанатам, особенно в провинции. «С отдельными представителями тюменских NS/WP отношения дружеские, некоторые из бритых посещают домашние матчи ФК «Тюмень» и периодически выбираются на выезда», — сообщает один из представителей тюменской торсиды на фанатском форуме в интернете.
Футбольные фанаты были замечены среди тех, кто учинил кровавый погром на московском рынке в Царицыно, якобы в погроме в полном составе участвовала «армейская фирма» KIDS.
А подозрения в недавнем убийстве антифашиста у станции метро «Китай-город» в Москве пали на фанатов «Спартака». Правда, в околофутбольной среде убеждены, что убийцы «далеки от реального движа», ибо все истинные спартаковские фанаты в день убийства находились на выезде в Петербурге, где «Спартак» играл с «Зенитом».
В свою очередь, лидеры правых организаций делают фанатам комплименты. Так, лидер ДПНИ Александр Белов (Поткин) после того, как «Зенит» выиграл чемпионство, заявил, что большинство фанатов этой команды — «правые русские патриоты» и чтобы понять это, «достаточно послушать их гимн». Правда, если речь о старом гимне, то Поткин ошибается, ибо старый гимн фанатов «Зенита» — слегка переделанная песня «Город над вольной Невой», в которой нет даже намека на национализм.
Им не по барабану
И все же между фанатами и ультраправыми ставить знак равенства нельзя. Когда члены питерской нацистской группирови Mad Crowd подняли на «Петровском» знамя со свастикой, они получили отпор со стороны ветерана зенитовского движа Макса Пацифика, который им пообещал «по кускам засунуть их гребаное нацистское знамя в их задницы». Mad Crowd это не понравилось. Они наезжали на Макса, но тот не «сдулся».
Старый фанат «Зенита» Валет, который сейчас занимается тем, что готовит к играм баннеры, на вопрос, есть ли темы, которые никогда не будут обыгрываться на его баннерах, ответил: да, есть такие темы — «это политика, расизм, националистические призывы».
— К акции в Царицыно я отношусь очень негативно, — сказал один из представителей московской «армейской фирмы» Red blue support. — Я считаю, что не место футбольным фанатам на такого уровня акциях. Для этого существуют другого рода организации.
Он уверял, что в фирме RBS (которая распалась вскоре после событий в Царицыне) нацистские идеи разделяли далеко не все: «Есть несколько ярых nazi, несколько — поддерживающих их и есть те, кому это по барабану. Лично я из третьих».
Они приходили сами
«Подписать» фанатов пытаются не только правые организации, но и те структуры, которые только и делают, что кричат о фашистской опасности, а именно — «молодежное демократическое антифашистское» движение «Наши». «Нашистский» лагерь на живописных берегах озера Селигер охраняли спартаковские бойцы из «фирмы» «Гладиаторы», а осенью 2005 года «мясные» хулиганы напали на нацболов и активистов Авангарда красной молодежи в Москве (речь о нашумевшей бойне на «Автозаводской»). «Наши» хотели договориться и с фанатами ЦСКА, и с фанатами «Зенита», и с фанатами «Динамо» — словом, со всеми фирмами и движами. Но были посланы куда подальше. Все объясняется очень просто. Флаг движения «Наши» — красный с белым Андреевским крестом, проще говоря — красно-белый. Так что «мясные» (спартаковские), помогая «нашим», как бы за свои цвета бьются. Для фанатов цвета много значат. Однако откровенная работа фанатов на заказ — скорее исключение, чем правило. Для фанатов главное — чтобы политическая агитация была частью их самовыражения.
— Успех первого «Русского марша» во многом состоялся как раз потому, что на это мероприятие организованно пришли парни из праворадикального крыла фанатского движа, — считает старый фанат «Спартака» Дмитрий Лекух. — Причем вне зависимости от клубной принадлежности. Точно так же, как все вместе приходят на игры сборной России. Точно так же, как когда-то приходили к стенам посольства США во время бомбежек Белграда. Ни на марш, ни к посольству их, кстати, никто не звал — они приходили сами. Но как только марш осознал себя политической силой и начал принимать участие в каких-то телодвижениях в этом направлении, как только там появились идеологи типа ДПНИ, фанаты просто брезгливо отошли в сторону. И второй «Русский марш» сразу же откровенно провалился».
Кроме того, политика для ультрас — это еще и часть перформанса на трибунах. А чтобы привлечь к себе внимание, перформанс должен быть провокационным. Не исключено, что именно этим соображением руководствовались парни, которые нацепили на себя ку-клус-клановские колпаки, когда «Зенит» играл с «Марселем». Засветились? Отлично! Правда, петербургский клуб вынужден теперь отдуваться за расизм своих болельщиков.
Так или иначе, на трибунах политические лозунги раздаются все громче. И происходит это, наверное, потому, что на улицах становится тише.
Дмитрий ЖВАНИЯ