Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Железный занавес александринки-2

7 апреля 2008 10:00

Красные флаги Китая над Питером

Концерт китайских диссидентов в Питере отменили под присмотром милиции и ОМОНа

2 апреля у кассы Александринского театра стояла необычная очередь. Концерт китайской труппы «Шень-Юнь» (в переводе — «Божественное искусство») был отменен. Люди, которые не смогли увидеть представление, сдавали билеты, а их в это время охраняли сотрудники милиции и даже ОМОН.
Отмена концерта — событие не редкое и не чрезвычайное. Почему были предприняты такие неординарные меры безопасности на этот раз?


Красные флаги Китая над Питером


Организаторы китайского концерта — сотрудники международного проекта «Великая Эпоха» — в последние дни уже ничему не удивляются. На входе в театр 2 апреля запрещали раздавать несостоявшимся зрителям газеты с информацией о концерте и о труппе. Не разрешали собирать подписи в поддержку устроителей, которые вновь хотят попытаться привезти «Божественное искусство» в Россию осенью 2008 года. По словам Ирины Ошировой (одной из организаторов), на этой неделе ей позвонили из ГУВД и обвинили в том, что недовольные отменой концерта собираются устроить несанкционированный пикет возле здания Александринского театра.
— Я объяснила, что это не более чем слухи, — говорит Ирина. — О пикетировании театра не было и мыслей. Но тем не менее со мной провели разъяснительную беседу.
Организаторам не раз пришлось пообщаться с чиновниками и силовыми структурами о проведении концерта.
— Чиновники городской администрации и представители силовых структур говорили нам: «Мы не против концерта китайской труппы в России, но не сейчас. Время выбрано неудачно: 5 апреля в Петербурге стартует эстафета олимпийского огня, прибудет делегация из Китая…»
Редакция «Новой» в ответ на публикацию материала «Железный занавес Александринки» (см. «Новую» № 21 за 2008 год) на этой неделе получила официальное письмо от администрации Александринского театра с просьбой опровергнуть информацию об оказываемом давлении на театр. На наш взгляд, нет смысла цитировать все письмо за подписью заместителя директора театра Сергея Дмитриева, который настаивает, что «мотивы отмены выступления китайской труппы находятся целиком в компетенции проводящей гастроли компании».
Еще раз уточним: в статье как раз и говорилось о том, что непосредственно руководители Александринского театра концерт «Божественного искусства» не отменяли и давления на артистов не оказывали, напротив — ратовали за проведение гастролей труппы на петербургской сцене. Но, к сожалению, именно в театре сотрудники «Великой Эпохи», по их словам, узнали о том, как настроены встретить гастролеров в северной столице спецслужбы и чиновники. Говорят, что списки приезжающих в Петербург деятелей запрещенного китайского искусства запрашивались и проверялись спецслужбами. Как уже сообщалось, приезд отменили сами китайские артисты (в их числе есть лица, для которых смертельно опасна депортация в Китай. — Н. П.) из соображений собственной безопасности.
Александринский театр подчиняется Комитету по культуре Смольного. Оставим без комментариев зависимость театра от городских властей. Однако, по нашим неофициальным сведениям, за возможную утечку информации из театра могут понести наказание ответственные лица. В частности, некоторые сотрудники администрации театра (имена известны редакции) могут быть уволены из Александринки, чего бы нам очень не хотелось.
Единственная, по нашему мнению, допущенная в статье неточность касается разговора, который происходил между директором Александринского театра Игорем Сегеди и организатором со стороны «Великой Эпохи» в Петербурге Татьяной Сигалиной, а не между последней и художественным руководителем театра Валерием Фокиным, как ошибочно указано в предыдущем материале.
— Я отправила директору театра Игорю Сегеди короткое письмо о труппе, ее заслугах, о мировом турне и о сути китайского концерта, — рассказала в интервью «Новой» Татьяна Сигалина. — На мой факс Игорь Сегеди отреагировал звонком. Он сказал следующее: «Вообще-то мы никому свою площадку не сдаем. Но вам предоставим. Концерт мне понравился. Это настоящее искусство». И затем директор перенаправил нас к заместителям для заключения контракта.
Контракт был заключен в начале марта, а в конце месяца расторгнут по инициативе организаторов. Корреспонденты «Новой» 4 апреля еще раз связались с администрацией Александринского театра.
— На театр давления не оказывалось ни спецслужбами, ни китайским консульством, — подчеркнул в телефонном интервью Сергей Дмитриев. — Ни мне, ни директору театра неизвестно о звонках, о которых говорят представители «Великой Эпохи». Разрывая контракт, организаторы пояснили нам, что труппа боится приезда в Россию. Почему — мы не выясняли.
«Новой» представители «Великой Эпохи» назвали причины.
— В программе представления, — рассказывает Татьяна Сигалина, — среди номеров о богатейшей культуре древнего Китая есть два номера о стойкости, мужестве и благородстве последователей древней духовной практики Фалуньгун, которые жестоко преследуются китайской коммунистической партией. В большинстве своем труппа состоит из практикующих Фалуньгун, среди них есть артисты, граждане КНР, находящиеся под защитой ООН. Когда руководители труппы узнали о том, что их программой интересуются китайское консульство и органы ФСБ, когда артистам было предложено удалить из программы номера, обличающие злобные репрессии, труппа посчитала свое нахождение на территории России небезопасным.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Александра КУЛЕБЯКИНА



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close