Кронштадтское восстание
Минобороны объявило войну судоремонтному заводу?
Алжир — дело тонкое
КМЗ никак не вписывается в официальную теорию эволюции России. Эта теория гласит: в девяностых либералы под предводительством ЦРУ все развалили, а в «нулевых» Путин и Ко все, что можно, вернули к жизни силой своего патриотизма. КМЗ же, наоборот, девяностые пережил (хоть и не без потерь), а начиная с 2000 года резко пошел ко дну и вот-вот окончательно скроется в волнах.
Неприятности ФГУП «КМЗ» начались с контракта на ремонт двух алжирских военных кораблей в 1997 году. Корабли отремонтировали честь по чести, но… оказались по уши в долгах. Как такое могло случиться, очевидцы событий рассказывать не спешат, ссылаясь на закон о государственной тайне; да и зачем «ворошить прошлое»?
Так или иначе, КМЗ оказался не в состоянии рассчитаться с долгами, началась процедура банкротства. Трижды вводилось внешнее управление; в последний раз в 2005 году внешним управляющим стал Дмитрий Георгиевский. Его стараниями дело сдвинулось с мертвой точки: в марте 2007 года было создано ОАО «КМОЛЗ», на которое перевели все имущество ФГУП «КМЗ». 100% акций ОАО принадлежат ФГУПу, в котором на данный момент остался один работник — сам кризисный управляющий. (Такая схема выхода из кризиса, называемая «замещение активов», применяется повсеместно и позволяет предприятию работать, несмотря на процедуру банкротства.)
Морской бой без юридических оснований
К лету ОАО получило все необходимые лицензии, в том числе «на ремонт вооружений и военной техники» и работу с гостайной, пошли первые заказы… и вал исков в арбитраж от военного прокурора ЛенВО Игоря Лебедя.
— В первую очередь они оспаривают законность учреждения акционерного общества, но, кроме того, вообще каждое наше решение, — заявляет Марат Аюпов, генеральный директор ОАО «КМОЛЗ». — Например, мы хотели продать базу отдыха КМОЛЗ, которая не функционировала уже десять лет, чтобы вложить деньги в развитие производства (избавление от непрофильных активов — часть программы выхода из кризиса), но военные тут же оспорили сделку.
— Мы сохранили бизнес, пытались сохранить людей: подняли зарплату с 7200 до 11 тысяч, — рассказывает Дмитрий Георгиевский. — Но менталитет военного ведомства помешал вывести КМЗ из проблем. Военные до сих пор не понимают, что обанкротившийся завод им не подчиняется, и шлют мне распоряжения! В итоге мы находимся с Минобороны в состоянии войны.
2 октября 2007 года Арбитражным судом на имущество ОАО был наложен арест — на период разбирательства. Из-за этого завод потерял львиную долю заказов: военные и так не торопились размещать их (за 2007 год — всего на 25 млн руб.), а гражданские судовладельцы резонно опасаются связываться с компанией, находящейся в подвешенном состоянии (хотя в 2007 завод успел выполнить работ по гражданским судам на 400 млн, при этом он получал заказы всего с июля по октябрь).
11 февраля 2008-го арест был отменен: арбитраж вынес решение в пользу ОАО. Но военные подали кассацию, и уже 7 марта арест возобновился. Рассмотрение кассации назначено на 24 апреля.
В результате завод уже полгода не может получить новых заказов: рабочие простаивают, в цехах из-за неуплаты полностью отключено электричество и частично — отопление. Только в середине апреля рабочим выплачена зарплата за февраль — за счет дохода от небольших частных заказов.
В поисках миллиарда
— Флоту КМЗ нужен как воздух, поэтому наша позиция твердая — возвратить его флоту, — заявил вице-адмирал Владимир Пепеляев 9 апреля на пресс-конференции, проведенной профсоюзом КМЗ. — Мы делим проблему на две части. Первое — обеспечить завод работой, и в 2008 году Минобороны собирается разместить здесь заказов на 170 млн рублей. Второе — выплата долга и возвращение завода ВМФ. На базе КМЗ будет создан сервисный центр для кораблей Балтфлота. Мы планируем, что до 2010 года там будут размещаться только военные заказы — работы хватит; а потом можно будет брать и часть гражданских.
Однако долг ФГУП «КМЗ» составляет 1 млрд рублей. И для его погашения в бюджете Минобороны на 2008 год должно быть предусмотрено целевое финансирование, которого, как полагает Марат Аюпов, там нет. А значит, если 24 апреля суд решит отменить регистрацию ОАО — завод вновь окажется перед угрозой тотальной распродажи имущества.
— Если суд признает регистрацию акционерного общества незаконной — по логике, надо наказать всех чиновников и организации, которые ее проводили и выдавали нам свидетельства и лицензии, включая ФСБ, — считает Марат Равильевич. — В случае такого решения суда любое мое действие будет незаконным. Я вынужден буду либо игнорировать это постановление, либо вернуть активы назад во ФГУП, что немедленно повлечет за собой банкротство уже ОАО. А значит, я должен буду массово сократить всех рабочих, причем, скорее всего, без выходного пособия. И ФГУП, сам являющийся банкротом, вряд ли сможет принять их к себе.
Только чтобы работать не в убыток, завод должен выполнять заказов на 500 млн рублей в год. Даже если чудом предотвратить распродажу, одно переоформление документов по переводу активов из ОАО назад во ФГУП займет минимум полгода — все это время завод, скорее всего, будет стоять.
— Чтобы воспитать специалиста-судоремонтника, нужно 10–15 лет, — поясняет Дмитрий Георгиевский.
Вишневый сад главнокомандующего
31 января 2007 года было учреждено ОАО «КМОЛЗ», а уже 21 марта Владимир Путин издал указ о создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), куда вошел и Кронштадтский завод. По этому указу ФГУП «КМЗ» переформировывается в ОАО (не то, что есть сейчас, а другое). Акции нового ОАО должны принадлежать госкорпорации. Вот только корпорация эта не очень-то стремится заниматься делами обанкротившегося завода: лишнего миллиарда на оплату долгов ни у кого нет.
Однако, вопреки этому мартовскому указу, 5 декабря 2007 года Путин ставит положительную резолюцию на письме министра обороны Сердюкова, предлагающего оставить завод в составе ВМФ (что без внесения изменений в указ вообще-то является незаконным). Это новое решение предполагает вернуть все активы во ФГУП «КМЗ» и погасить его долг. Только как именно? А вот так: взять — и погасить.
— Можно будет вернуть завод назад в ведение военных, но для этого нужно сначала вывести его из кризиса, — заявляет Марат Аюпов. — Если бы нам не ставили палки в колеса, ОАО «КМОЛЗ» стал бы рентабельным и начал расчет с кредиторами еще в прошлом году.
Давайте считать, что желание сохранить завод у военных все же есть. Но тогда оно больше всего похоже на желание чеховской Раневской сохранить вишневый сад: намерения благие, но кончится-то дело все равно торгами.
Путин и гордиев узел
В завершение встречи в Мариинском дворце Игорь Риммер пообещал оказать заводу всю возможную помощь:
— Я попытаюсь воздействовать на ситуацию через президента ОСК Юрия Ярова и через приемную Сергея Миронова. К сожалению, никаких выходов на военных у меня нет. Но что еще можно сделать?
— Единственное, что могло бы нам помочь, — это отложение решения суда до 14 мая, когда в Петербурге состоится выездное заседание правительства, посвященное ОСК, на котором Владимир Путин, возможно, разрешит ситуацию с нашим заводом, — надеется Марат Аюпов.
Раньше на градообразующем предприятии «Кронштадтский морской ордена Ленина завод» (КМЗ) работало 8 тысяч человек. Сейчас их осталось всего 750; около 4 тысяч кронштадтцев ежедневно ездят на работу в Петербург (50 руб. в одну сторону на маршрутке). Однако в ближайшие недели завод может развалиться окончательно, в чем, как считает его руководство, повинны военные.
Депутаты ЗакСа Игорь Риммер и Елена Бабич в пятницу пригласили к себе это самое руководство, пообещав помощь в его «последнем бою» с Министерством обороны.
Алжир — дело тонкое
КМЗ никак не вписывается в официальную теорию эволюции России. Эта теория гласит: в девяностых либералы под предводительством ЦРУ все развалили, а в «нулевых» Путин и Ко все, что можно, вернули к жизни силой своего патриотизма. КМЗ же, наоборот, девяностые пережил (хоть и не без потерь), а начиная с 2000 года резко пошел ко дну и вот-вот окончательно скроется в волнах.
Неприятности ФГУП «КМЗ» начались с контракта на ремонт двух алжирских военных кораблей в 1997 году. Корабли отремонтировали честь по чести, но… оказались по уши в долгах. Как такое могло случиться, очевидцы событий рассказывать не спешат, ссылаясь на закон о государственной тайне; да и зачем «ворошить прошлое»?
Так или иначе, КМЗ оказался не в состоянии рассчитаться с долгами, началась процедура банкротства. Трижды вводилось внешнее управление; в последний раз в 2005 году внешним управляющим стал Дмитрий Георгиевский. Его стараниями дело сдвинулось с мертвой точки: в марте 2007 года было создано ОАО «КМОЛЗ», на которое перевели все имущество ФГУП «КМЗ». 100% акций ОАО принадлежат ФГУПу, в котором на данный момент остался один работник — сам кризисный управляющий. (Такая схема выхода из кризиса, называемая «замещение активов», применяется повсеместно и позволяет предприятию работать, несмотря на процедуру банкротства.)
Морской бой без юридических оснований
К лету ОАО получило все необходимые лицензии, в том числе «на ремонт вооружений и военной техники» и работу с гостайной, пошли первые заказы… и вал исков в арбитраж от военного прокурора ЛенВО Игоря Лебедя.
— В первую очередь они оспаривают законность учреждения акционерного общества, но, кроме того, вообще каждое наше решение, — заявляет Марат Аюпов, генеральный директор ОАО «КМОЛЗ». — Например, мы хотели продать базу отдыха КМОЛЗ, которая не функционировала уже десять лет, чтобы вложить деньги в развитие производства (избавление от непрофильных активов — часть программы выхода из кризиса), но военные тут же оспорили сделку.
— Мы сохранили бизнес, пытались сохранить людей: подняли зарплату с 7200 до 11 тысяч, — рассказывает Дмитрий Георгиевский. — Но менталитет военного ведомства помешал вывести КМЗ из проблем. Военные до сих пор не понимают, что обанкротившийся завод им не подчиняется, и шлют мне распоряжения! В итоге мы находимся с Минобороны в состоянии войны.
2 октября 2007 года Арбитражным судом на имущество ОАО был наложен арест — на период разбирательства. Из-за этого завод потерял львиную долю заказов: военные и так не торопились размещать их (за 2007 год — всего на 25 млн руб.), а гражданские судовладельцы резонно опасаются связываться с компанией, находящейся в подвешенном состоянии (хотя в 2007 завод успел выполнить работ по гражданским судам на 400 млн, при этом он получал заказы всего с июля по октябрь).
11 февраля 2008-го арест был отменен: арбитраж вынес решение в пользу ОАО. Но военные подали кассацию, и уже 7 марта арест возобновился. Рассмотрение кассации назначено на 24 апреля.
В результате завод уже полгода не может получить новых заказов: рабочие простаивают, в цехах из-за неуплаты полностью отключено электричество и частично — отопление. Только в середине апреля рабочим выплачена зарплата за февраль — за счет дохода от небольших частных заказов.
В поисках миллиарда
— Флоту КМЗ нужен как воздух, поэтому наша позиция твердая — возвратить его флоту, — заявил вице-адмирал Владимир Пепеляев 9 апреля на пресс-конференции, проведенной профсоюзом КМЗ. — Мы делим проблему на две части. Первое — обеспечить завод работой, и в 2008 году Минобороны собирается разместить здесь заказов на 170 млн рублей. Второе — выплата долга и возвращение завода ВМФ. На базе КМЗ будет создан сервисный центр для кораблей Балтфлота. Мы планируем, что до 2010 года там будут размещаться только военные заказы — работы хватит; а потом можно будет брать и часть гражданских.
Однако долг ФГУП «КМЗ» составляет 1 млрд рублей. И для его погашения в бюджете Минобороны на 2008 год должно быть предусмотрено целевое финансирование, которого, как полагает Марат Аюпов, там нет. А значит, если 24 апреля суд решит отменить регистрацию ОАО — завод вновь окажется перед угрозой тотальной распродажи имущества.
— Если суд признает регистрацию акционерного общества незаконной — по логике, надо наказать всех чиновников и организации, которые ее проводили и выдавали нам свидетельства и лицензии, включая ФСБ, — считает Марат Равильевич. — В случае такого решения суда любое мое действие будет незаконным. Я вынужден буду либо игнорировать это постановление, либо вернуть активы назад во ФГУП, что немедленно повлечет за собой банкротство уже ОАО. А значит, я должен буду массово сократить всех рабочих, причем, скорее всего, без выходного пособия. И ФГУП, сам являющийся банкротом, вряд ли сможет принять их к себе.
Только чтобы работать не в убыток, завод должен выполнять заказов на 500 млн рублей в год. Даже если чудом предотвратить распродажу, одно переоформление документов по переводу активов из ОАО назад во ФГУП займет минимум полгода — все это время завод, скорее всего, будет стоять.
— Чтобы воспитать специалиста-судоремонтника, нужно 10–15 лет, — поясняет Дмитрий Георгиевский.
Вишневый сад главнокомандующего
31 января 2007 года было учреждено ОАО «КМОЛЗ», а уже 21 марта Владимир Путин издал указ о создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), куда вошел и Кронштадтский завод. По этому указу ФГУП «КМЗ» переформировывается в ОАО (не то, что есть сейчас, а другое). Акции нового ОАО должны принадлежать госкорпорации. Вот только корпорация эта не очень-то стремится заниматься делами обанкротившегося завода: лишнего миллиарда на оплату долгов ни у кого нет.
Однако, вопреки этому мартовскому указу, 5 декабря 2007 года Путин ставит положительную резолюцию на письме министра обороны Сердюкова, предлагающего оставить завод в составе ВМФ (что без внесения изменений в указ вообще-то является незаконным). Это новое решение предполагает вернуть все активы во ФГУП «КМЗ» и погасить его долг. Только как именно? А вот так: взять — и погасить.
— Можно будет вернуть завод назад в ведение военных, но для этого нужно сначала вывести его из кризиса, — заявляет Марат Аюпов. — Если бы нам не ставили палки в колеса, ОАО «КМОЛЗ» стал бы рентабельным и начал расчет с кредиторами еще в прошлом году.
Давайте считать, что желание сохранить завод у военных все же есть. Но тогда оно больше всего похоже на желание чеховской Раневской сохранить вишневый сад: намерения благие, но кончится-то дело все равно торгами.
Путин и гордиев узел
В завершение встречи в Мариинском дворце Игорь Риммер пообещал оказать заводу всю возможную помощь:
— Я попытаюсь воздействовать на ситуацию через президента ОСК Юрия Ярова и через приемную Сергея Миронова. К сожалению, никаких выходов на военных у меня нет. Но что еще можно сделать?
— Единственное, что могло бы нам помочь, — это отложение решения суда до 14 мая, когда в Петербурге состоится выездное заседание правительства, посвященное ОСК, на котором Владимир Путин, возможно, разрешит ситуацию с нашим заводом, — надеется Марат Аюпов.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото ИНТЕРПРЕСС