Проверка на порогах
На последнем перед майскими праздниками заседании городской парламент принял закон, позволяющий КСП не только вести финансовые проверки, но и вносить представления получателям бюджетных средств — об устранении выявленных нарушений и о возмещении причиненного бюджету ущерба. Те, в свою очередь, будут обязаны направить в КСП отчет об «исправлении ошибок» — сообщить, что нарушения устранены, а ущерб возмещен. Кто не отчитается — будет наказан: до 50 тысяч рублей штрафа.
Полномочия Контрольно-счетной палаты Петербурга могут расширить
Укрепление дисциплины
Наделение КСП дополнительными полномочиями авторы законопроекта объясняют необходимостью «предупреждения и пресечения фактов нецелевого расходования бюджетных средств» и «укрепления бюджетной дисциплины в целом». И ссылаются на федеральное законодательство — Счетная Палата РФ аналогичные права имеет. К тому же, по их мнению, некоторые проверяемые структуры (особенно муниципальные образования) без должного уважения относятся к КСП: то не представляют документов, необходимых для проведения проверок, то никак не реагируют на обнаруженные нарушения…
Однако зачем нужно расширять полномочия КСП — неясно. И в своей нынешней редакции закон «О Контрольно-счетной палате» позволяет ей «в случаях выявления фактов причинения существенного ущерба государственным и общественным интересам» передавать материалы проверок в правоохранительные органы. В свою очередь, проверяемые имеют право возражать — объясняя, что ничего не нарушали. И дело прокуратуры (или следствия) — установить, есть ли состав преступления, и наказать нарушителей в том случае, если результаты проверок подтверждаются. Другой вопрос — как реализуются эти полномочия.
Не болит голова у Смольного
КСП, созданная в апреле 1995 года, задумывалась как орган финансового контроля за Смольным. Тогда городом правил мэр Анатолий Собчак, и как он сам, так и его приближенные (ныне занимающие, как известно, немалые посты), видимо, полагали, что городской бюджет и городское имущество — собственность администрации и распоряжаться ими следует исключительно по ее усмотрению, не слишком обращая внимание на такие мелочи, как закон. Во главе КСП хотели поставить Сергея Егорова — бывшего председателя комитета по вопросам собственности в Ленсовете (ныне доктора юридических наук) и одного из главных оппонентов Собчака, упорно не дававшего мэру бесконтрольно распоряжаться городским имуществом. Но Егоров отказался, поскольку статусом юридического лица депутаты КСП так и не наделили. И она до сих пор является лишь структурным подразделением ЗакСа.
Председателем стал Герман Шаляпин (тоже, надо сказать, доставивший Смольному немало неприятностей), затем — Дмитрий Буренин, при котором администрации стало жить еще сложнее, и ей постоянно приходилось отвечать на неприятные вопросы. Но в 2003 г., со сменой власти в Смольном и приходом Валентины Матвиенко, закончилась и строптивость КСП.
Осенью 2004 г. Буренин перешел работать в комитет финансового контроля администрации, а новым председателем — после трех лет нахождения Натальи Литвиновой в статусе «и. о.» — стал экс-депутат ЗакСа и экс-координатор «Единой России» Вадим Лопатников. И вряд ли он занял этот пост для того, чтобы КСП служила головной болью для исполнительной власти.
Так (эти данные содержатся в отчете о работе КСП), в 2007 г. палата обнаружила факты «использования бюджетных средств с нарушением законодательства» на сумму около 14,5 млн рублей. Между тем в 2006 г. было выявлено нарушений на сумму в 359 млн рублей. Незаконное использование бюджетных средств: в 2007 г. — примерно около 13 млн рублей, а в 2006-м — на 193 млн. Нецелевое использование бюджетных средств: в 2007 г. — 10 млн рублей, в 2006 г. — 79 млн. Неэффективное использование бюджетных средств: в 2007 г. — 121 тыс. рублей, а в 2006 г. было 404 млн. Занижение доходов бюджета: в 2007 г. — на 80 млн рублей, а в 2006 г. — на 684 млн. Завышение расходов бюджета: в 2007 г. — 230 млн рублей, в 2006 г. — 775 млн. И не поймешь: то ли администрация в 2007 г. стала работать на порядок законнее, то ли ее проверяют соответственно…
Нарушения без наказания
Но даже и тогда, когда КСП что-то находит, результаты, прямо скажем, не впечатляют — с точки зрения наказания виновных.
Скажем, проверяли Калининскую районную администрацию — сообщается, что «установлены многочисленные факты грубых нарушений», а именно — причинение государству материального ущерба на сумму «не менее 169,6 тыс. рублей — в 2006 г. и на сумму не менее 2 116,4 тыс. рублей — за 9 месяцев 2007 года».
Во-первых, начальник отдела образования, начальник ГУЖА и другие чиновники подписали фиктивные акты сдачи-приемки выполненных работ. Во-вторых, та же начальник отдела образования, «превысив свои должностные полномочия, действуя в интересах учрежденного и возглавляемого ею Фонда поддержки и развития детского и юношеского творчества «Содружество» и вопреки государственным интересам, незаконно предоставила ему право оказывать платные дополнительные образовательные услуги в помещениях ГОУ «Дом детского и юношеского творчества Калининского района» с использованием государственного имущества и без какой-либо компенсации». В результате чего «в доход бюджета Санкт-Петербурга не поступило не менее 1,5 млн рублей — в 2006 году и не менее 1,4 млн рублей — за 9 месяцев 2007 года». И еще всякие «мелочи» типа незаконного предоставления в безвозмездное пользование сторонним организациям государственного имущества (ущерб — около 12 миллионов рублей).
Казалось бы, надо увольнять с работы и заводить дела? Никаких следов. Во всяком случае, начальник отдела образования Елена Виноградова (сужу по официальному сайту районной администрации) так и работает в прежней должности. И о санкциях в отношении других чиновников ничего не слышно. Судя по отчету КСП, максимум, чем после ее проверок отделываются даже средние (не говоря о больших) начальники — это выговоры и замечания. Кого-то из совсем мелких иногда могут уволить. О возмещении причиненного бюджету ущерба ничего не сообщается.
Надо ли при такой эффективной работе расширять полномочия — вопрос, что называется, риторический.
Вадим Лопатников
Укрепление дисциплины
Наделение КСП дополнительными полномочиями авторы законопроекта объясняют необходимостью «предупреждения и пресечения фактов нецелевого расходования бюджетных средств» и «укрепления бюджетной дисциплины в целом». И ссылаются на федеральное законодательство — Счетная Палата РФ аналогичные права имеет. К тому же, по их мнению, некоторые проверяемые структуры (особенно муниципальные образования) без должного уважения относятся к КСП: то не представляют документов, необходимых для проведения проверок, то никак не реагируют на обнаруженные нарушения…
Однако зачем нужно расширять полномочия КСП — неясно. И в своей нынешней редакции закон «О Контрольно-счетной палате» позволяет ей «в случаях выявления фактов причинения существенного ущерба государственным и общественным интересам» передавать материалы проверок в правоохранительные органы. В свою очередь, проверяемые имеют право возражать — объясняя, что ничего не нарушали. И дело прокуратуры (или следствия) — установить, есть ли состав преступления, и наказать нарушителей в том случае, если результаты проверок подтверждаются. Другой вопрос — как реализуются эти полномочия.
Не болит голова у Смольного
КСП, созданная в апреле 1995 года, задумывалась как орган финансового контроля за Смольным. Тогда городом правил мэр Анатолий Собчак, и как он сам, так и его приближенные (ныне занимающие, как известно, немалые посты), видимо, полагали, что городской бюджет и городское имущество — собственность администрации и распоряжаться ими следует исключительно по ее усмотрению, не слишком обращая внимание на такие мелочи, как закон. Во главе КСП хотели поставить Сергея Егорова — бывшего председателя комитета по вопросам собственности в Ленсовете (ныне доктора юридических наук) и одного из главных оппонентов Собчака, упорно не дававшего мэру бесконтрольно распоряжаться городским имуществом. Но Егоров отказался, поскольку статусом юридического лица депутаты КСП так и не наделили. И она до сих пор является лишь структурным подразделением ЗакСа.
Председателем стал Герман Шаляпин (тоже, надо сказать, доставивший Смольному немало неприятностей), затем — Дмитрий Буренин, при котором администрации стало жить еще сложнее, и ей постоянно приходилось отвечать на неприятные вопросы. Но в 2003 г., со сменой власти в Смольном и приходом Валентины Матвиенко, закончилась и строптивость КСП.
Осенью 2004 г. Буренин перешел работать в комитет финансового контроля администрации, а новым председателем — после трех лет нахождения Натальи Литвиновой в статусе «и. о.» — стал экс-депутат ЗакСа и экс-координатор «Единой России» Вадим Лопатников. И вряд ли он занял этот пост для того, чтобы КСП служила головной болью для исполнительной власти.
Так (эти данные содержатся в отчете о работе КСП), в 2007 г. палата обнаружила факты «использования бюджетных средств с нарушением законодательства» на сумму около 14,5 млн рублей. Между тем в 2006 г. было выявлено нарушений на сумму в 359 млн рублей. Незаконное использование бюджетных средств: в 2007 г. — примерно около 13 млн рублей, а в 2006-м — на 193 млн. Нецелевое использование бюджетных средств: в 2007 г. — 10 млн рублей, в 2006 г. — 79 млн. Неэффективное использование бюджетных средств: в 2007 г. — 121 тыс. рублей, а в 2006 г. было 404 млн. Занижение доходов бюджета: в 2007 г. — на 80 млн рублей, а в 2006 г. — на 684 млн. Завышение расходов бюджета: в 2007 г. — 230 млн рублей, в 2006 г. — 775 млн. И не поймешь: то ли администрация в 2007 г. стала работать на порядок законнее, то ли ее проверяют соответственно…
Нарушения без наказания
Но даже и тогда, когда КСП что-то находит, результаты, прямо скажем, не впечатляют — с точки зрения наказания виновных.
Скажем, проверяли Калининскую районную администрацию — сообщается, что «установлены многочисленные факты грубых нарушений», а именно — причинение государству материального ущерба на сумму «не менее 169,6 тыс. рублей — в 2006 г. и на сумму не менее 2 116,4 тыс. рублей — за 9 месяцев 2007 года».
Во-первых, начальник отдела образования, начальник ГУЖА и другие чиновники подписали фиктивные акты сдачи-приемки выполненных работ. Во-вторых, та же начальник отдела образования, «превысив свои должностные полномочия, действуя в интересах учрежденного и возглавляемого ею Фонда поддержки и развития детского и юношеского творчества «Содружество» и вопреки государственным интересам, незаконно предоставила ему право оказывать платные дополнительные образовательные услуги в помещениях ГОУ «Дом детского и юношеского творчества Калининского района» с использованием государственного имущества и без какой-либо компенсации». В результате чего «в доход бюджета Санкт-Петербурга не поступило не менее 1,5 млн рублей — в 2006 году и не менее 1,4 млн рублей — за 9 месяцев 2007 года». И еще всякие «мелочи» типа незаконного предоставления в безвозмездное пользование сторонним организациям государственного имущества (ущерб — около 12 миллионов рублей).
Казалось бы, надо увольнять с работы и заводить дела? Никаких следов. Во всяком случае, начальник отдела образования Елена Виноградова (сужу по официальному сайту районной администрации) так и работает в прежней должности. И о санкциях в отношении других чиновников ничего не слышно. Судя по отчету КСП, максимум, чем после ее проверок отделываются даже средние (не говоря о больших) начальники — это выговоры и замечания. Кого-то из совсем мелких иногда могут уволить. О возмещении причиненного бюджету ущерба ничего не сообщается.
Надо ли при такой эффективной работе расширять полномочия — вопрос, что называется, риторический.
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС