Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Покаяние онлайн

8 мая 2008 10:00

Разрастается и без того грандиозный скандал вокруг открытого письма в защиту исторического центра северной столицы. Каждый день приносит новые удивительные подробности, кого-то шокирующие, у кого-то вызывающие смех и/или слезы, а то и рвотный рефлекс. Кто-то осторожничает и пытается усидеть на двух стульях, кто-то открыто прогибается перед Смольным, кто-то - вообще без комментариев...

Как быть популярным у народа и угодным чиновникам




На руинах Петрозавода. Здесь будет "Охта-центр"?


Работа над ошибками
За последние пару дней внезапно проявились кумиры и ВИПы, которые, оказывается, давно уже отозвали свои добровольно оставленные подписи под обращением в Совет Федерации и Государственную Думу. Почетный гражданин Петербурга Михаил Бобров в понедельник обнародовал собственное открытое письмо, адресованное губернатору, в котором всячески раскаивается - за себя и за того парня и обещает впредь так не делать.
"От имени почетных граждан, подписавших этот документ (себя лично и Юрия Тюкалова. - Авт.), я приношу глубокие извинения и отзываю наши подписи... Наша встреча с вице-губернатором В. Н. Лобко еще раз убедила нас в том, что все разрушаемые из-за ветхости исторические здания восстанавливаются и будут полностью отреставрированы", - пишет именитый спортсмен, надо полагать, сам в это свято веря.
Правда, поговаривают, что цена "ошибки" - кусочек земли на территории Лисьего Носа, обещанный г-ну Боброву от казенных щедрот. А профильную комиссию, которая выносит рекомендации о предоставлении участков, возглавляет как раз Виктор Лобко... Но - мало ли что злые языки скажут.

Это делает Боброву честь
Если демарш Боброва можно считать неожиданностью, то информация об отзыве собственного автографа народным артистом России, режиссером Александром Белинским - неожиданность в кубе. Во-первых, Александр Аркадьевич слывет человеком принципиальным, честным, думающим и так далее. Во-вторых, как свидетельствует один из авторов письма Миронову/Грызлову Александр Макаров, г-н Белинский подписал предложенный ему текст охотно и без колебаний. В-третьих... Как выяснилось, режиссер отказался от своей подписи еще в середине апреля!
- Да, отозвал, по причине того, что меня ввели в заблуждение. Это коллективный донос! А я этим никогда не занимался. Вот и все, - сказал народный артист, кавалер ордена "Созидатель Петербурга" корреспонденту "Новой".
- Не очень понятно: вы не согласны с содержанием?
- Дело не в этом. Я просто не пишу доносов. Я объяснился с Валентиной Ивановной по этому поводу: люди вместо того, чтобы собраться и поговорить с ней на эту тему, написали донос... А я его не читал! Я увидел там достойные фамилии... И вообще у меня есть целый ряд соображений, которые я высказал губернатору. И отозвал свою подпись. Не я же один - многие это сделали... А почему это вас интересует?
Узнав от нас о том, что история получила широкую огласку, Александр Аркадьевич удовлетворенно откликнулся: "Тем более, я правильно сделал! Я не люблю всю эту суету, шумиху... Я немолодой человек, стыдно этим заниматься. Я совершил очень необдуманный поступок, о котором очень сожалею".
По словам Белинского, прошло уже больше двух недель (точнее временных рамок он не припомнит), как он "просто написал и отправил по адресу, Валентине Ивановне, письмо с извинениями".
- С извинением губернатору, от руки, шариковой ручкой, - подчеркивает артист.
В свою очередь, мы не могли не спросить у прославленного земляка, что (или кто) подвигло его вступить в подобную переписку. Оказалось, что мотивация возникла исключительно внутри него самого:
- На меня никто не давил. Ни Валентина Ивановна со мной не говорила, ни кто другой. Это мое осознанное, глубоко продуманное решение. Я очень стыжусь, что подписал впервые в своей жизни коллективку...
Наверное, отзывая свою подпись, логично было бы поставить об этом в известность авторов обращения - или получателей. Однако вопрос: "Вы кому-то об этом сообщили?" - вызвал у нашего собеседника недоумение. "Отправил по адресу", - четко повторил он.
И еще раз: "Ни одного звонка не было. Никто со мной на эту тему не разговаривал и даже не обращался".
Услышав, опять же от корреспондента "Новой", о том, что Михаил Бобров тоже отзывает свою подпись, Белинский сперва спросил: "А кто такой Бобров?"
Но после ответа выразил нескрываемое одобрение: "Молодец! Это делает ему честь".

Подводные теченияу Карлова моста
- Вы знаете, честно говоря, комментировать эту ситуацию я не хочу. На меня никто не давил. Все нормально, - сказал корреспонденту "Новой" еще один подписант, народный артист России Вадим Яковлев.
- И вы не собираетесь отзывать свою подпись?
- Я не знаю... - уклончиво ответил Вадим Васильевич. - По правде говоря, я текст не читал. Шапку понял, и не думал, что там будут какие-то подводные течения...
О письме Боброва, как неохотно пояснил артист, он ничего не слышал, и его это не волнует.
- Спасибо большое, всего доброго, - прервал разговор на полуслове г-н Яковлев. В трубке раздались короткие гудки.
Прямо скажем, иначе отозвался на нашу просьбу поэт Александр Кушнер.
- Пожалуйста, я с удовольствием отвечу. Нет, на меня никакого давления не было, - очень любезно пояснил Александр Семенович. И добавил, что отказываться от своей подписи не намерен: "Надо же защищать город!"
Того же мнения придерживается и лидер фракции КПРФ в ЗакСе Владимир Федоров, подписавший обращение вместе с четырьмя своими соратниками:
- Мне обидно за то, что происходит. Город у нас особый, его нельзя сравнивать с Москвой, где все перемешалось!
Владимир Игоревич, даром что не поэт, вспоминает пронзительное ощущение, настигшее его вечером на Карловом мосту в Праге: "Словно сработала машина времени, и меня закинуло на пару-тройку веков назад. Я все время ждал, что с ближайшей улицы выедут всадники, пройдет стража... Мне хотелось бы, чтобы, попав в Петербург, человек тоже воспринимал эпоху. Дыхание города, отражающее тот или иной век..."
Скандал же вокруг автографа своей коллеги по фракции почетного гражданина города Любови Егоровой (она утверждает, что подпись под обращением - не ее) Федоров комментирует с куда меньшей долей романтики:
- Не могу ничего сказать по этому поводу. Когда у нас в Собрании появились эти документы, я предложил коллегам подписаться. Если мне память не изменяет, Егорова тогда тоже заглянула и сказала, что уже подписывала. Но я сейчас не буду это утверждать.
- Есть информация, что якобы за Любовь Ивановну "для страховки" расписалась одна из ее помощниц - чтобы потом в случае чего можно было безболезненно отыграть назад. У вас подобное практикуется?
- Я могу говорить только за себя. Я подписываю все сам. Не берусь судить, были ли у Егоровой какие-то договоренности с помощниками...
Напомним, что подписные листы с егоровской сигнатурой, из-за которой теперь такой сыр-бор, - то ли "дублированной", то ли фальшивой, - вышли из недр фракции КПРФ в Мариинском дворце. И из всех фигурирующих там фамилий (в том числе Тюкалов, Бобров) подлинность своего росчерка опровергает лишь Любовь Ивановна.
- Неужели вас, лидера фракции, это не насторожило? Вы до сих пор не в курсе и даже не делали попыток разобраться?
- Как только представится возможность, я постараюсь прояснить этот вопрос...

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Александра КУЛЕБЯКИНА

Форум
Галина Белкова:
"Скандал носит гражданско-показательный характер. Каждый публичный человек обязан иметь твердую позицию по значимым для граждан вопросам и уметь не только обосновать, но и отстоять ее: "Да - да, нет - нет, а все сверх этого - от лукавого". Не хотите выражать свою позицию, не хотите отстаивать исторический облик своего города - объясните людям, почему. Обоснованное отрицательное мнение ценится выше, чем желание остаться в милости у чиновников. Иначе происходит девальвация титула "Почетный гражданин", метание из стороны в сторону создает резко отрицательный образ для ранее популярного человека. Нельзя сидеть сразу на двух стульях: быть популярным у народа и угодным чиновникам, обслуживать их корпоративные интересы, а не интересы жителей города. Если почетный гражданин не уважает себя сам, позволяет давить на себя, то его не будет уважать ни народ, ни те, кто на него давит".

Валентин:
"Жалко наш прекрасный Петербург. Таких огромных городов, имеющих свой собственный стиль - раз-два и обчелся... Париж, Рим, Прага, Венеция...
А управляют им люди, выросшие в советской шахтерской или ставропольской действительности, рядом с убогими домиками постройки 30-50-х годов, из гнилого кирпича, изготовленного сверх плана.
...А что касается прирученности и прикормленности таких "почетных" граждан, как Бобров и иже с ними, - он просто человек зависимый, пенсия маленькая, все материальные блага сыплются из властных рук, против которых он по старческой дурости, не подумав, подписался. Теперь очень жалеет.
Противно. Мне как человеку молодому все-таки кажется что к старости (а морально легче всего это сделать в старости) человек должен совершить хоть какой-то ПОСТУПОК. Что ему терять - стоит перед Богом уже, скоро ответ держать.
А Александру Сокурову честь и хвала. За силу духа и характер. Так бороться - этого много стоит. В первую очередь нервов. Побольше ему здоровья".

Елена:
"Мне кажется, что "почетные граждане" Бобров и Егорова должны отказаться от этого высокого звания после своего поступка. Чтобы не дискредитировать его. Известно, что политики не всегда честны, но до такой степени - это уже более чем аморально. Как грустно!"

P. S.: Открытое письмо петербургских деятелей культуры в защиту архитектурного наследия Петербурга уже зарегистрировано в Москве в Совете Федерации, Государственной Думе и Общественной палате и имеет свои входные реквизиты. Об этом "Новой" сообщил инициатор сбора подписей, житель Санкт-Петербурга Александр Макаров. В двух первых инстанциях письма зарегистрированы 4 мая и ответ на них, по закону, должен быть дан в течение 30 дней. Однако инициатора обращения расстроили в Общественной палате, которая не является государственным учреждением и не обязана отвечать на подобные запросы.
По словам Макарова, письмо подписали порядка 300 человек, однако к письму прикрепили 76 подписей наиболее известных граждан Петербурга. К письму также прикреплен диск с фотографиями, которые доказывают всю тяжесть ситуации в сфере сохранения архитектурного и исторического наследия города.