Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Панораму невы мы уже изуродовали

8 мая 2008 10:00

А вот заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, в недавнем прошлом видный питерский чиновник Иван Уралов, как удалось выяснить "Новой", свой автограф под резонансным письмом брать назад не собирается. По крайней мере - пока.





Директива без имени-отчества
- Мне сказали, чтобы я еще раз внимательно посмотрел текст обращения, которое я подписывал. Я посмотрел и нашел, что текст адекватен моим представлениям, - комментирует ситуацию Иван Григорьевич. - Пока я не увидел никаких признаков того, что я подписал что-то другое. Если где-то существует другой текст - хотелось бы его увидеть. Если по назначению ушло какое-то другое письмо - это было бы огорчительно.
Кто именно "сказал", профессор Уралов предпочитает не афишировать:
- Если позволите, без всякого обмана, - я не помню даже имени-отчества и должности того человека, который подошел ко мне на открытии выставки "Связь времен". По всей видимости, это был чиновник, наверное, из Комитета по культуре... В разговоре прозвучало: "Наши артисты отзывают свои подписи, потому что они подписывали одно, а текст оказался иным".
Меж тем, по оценке самого Уралова, текст, о котором идет речь, очень корректен. "Он объясняет ситуацию в городе. Там ничего не говорится о конкретных людях, не конкретизируется даже администрация. Но говорится о том, что мы дошли до той точки, когда топливо заканчивается... Еще немного - и мы потеряем город в его ценностных характеристиках. И нужно срочно принять целый ряд мер. Оглянуться, просчитать, сделать какие-то шаги. Которые позволят нам более обоснованно и взвешенно дальше заниматься проектами, связанными со строительством в исторической среде".
Как поясняет профессор, в письме - и совершенно справедливо - обращается внимание на то, что абсолютной ценностью в северной столице является ансамбль в целом, а не отдельные его составляющие: "Городской пейзаж, виды, перспективы - ценность большая, чем отдельный памятник. Я с этим согласен".
- Перечисляется целый ряд памятников, которые искажены, разрушены. А также неудачи. Более того, скажу, что эти адреса в значительной степени соответствуют тем адресам, которые были названы губернатором в недавнем послании депутатам ЗакСа. Их называл и Всемирный клуб петербуржцев, в правление которого я вхожу...
С точки зрения Уралова, обращать внимание - дело общественности, а принимать решения и выправлять ситуацию - дело властей.
- Мы уже начинаем говорить об одних и тех же объектах, - продолжает художник. - И, конечно, далеко не все эти объекты - "заслуга" действующей администрации. Ситуация закладывалась раньше, сейчас она эволюционирует. И настал момент, когда эта эволюция становится особо опасной. Подводная часть айсберга вылезла наверх...
Тут, по мнению Ивана Григорьевича, важно вовремя спохватиться.
- Некоторые вещи не спасти. Панораму Невы мы уже изуродовали как могли, - признается бывший главный художник города. - Если компании-застройщики нарушили правила, было бы здорово, если бы власть проявила силу воли и заставила бы, например, лишнее срезать... Нужно испугаться всем вместе!

Соль земли
Количество переходит в качество, и причастны к этому, как отмечает профессор, не только власти, но и архитектурное сообщество. Архитекторы выполняют заказы, исходящие от капитала или от административных структур, и обслуживают эти заказы таким образом, что потом все содрогаются. В конце концов, по словам Уралова, пресловутое здание на Владимирской площади спроектировали не заказчики и не чиновники, а специалисты. "И определив это сооружение как крупную неудачу, можно было бы попытаться сделать проект хотя бы внешней его реконструкции, чтобы оно стало не столь нахальным..."
Просьба высказаться по поводу открытого письма Михаила Боброва с покаянием в адрес смольнинской администрации застала заслуженного художника России несколько врасплох.
- Я с величайшим уважением всегда относился и отношусь к Михаилу Михайловичу Боброву... Мне непонятен его поступок, и чем вызвана такая форма, - не скрывает удивления Уралов. - Я сам не читал, но говорят, он приносит глубокие извинения... Как-то поразительно! Чего может опасаться почетный гражданин, находящийся в преклонном возрасте? Он соль этой земли! Либо он увидел в этом что-то, чего не видим мы. Тогда хотелось бы, чтобы он поделился этим с Сокуровым, Шевчуком, Кушнером - людьми, которых я в не меньшей степени - а может быть, и в большей, по профессиональным признакам - уважаю, объяснил нам свою мотивацию. Может, мы совершаем непоправимую ошибку?
Вместе с тем Иван Григорьевич подчеркивает, что "это - его право, он самостоятельная личность".
- Не всегда выбор такого рода правилен... Я не могу комментировать, поскольку не обладаю знанием, - добавляет художник. - Но для меня это неожиданно. Понимаете, у почетных граждан особая миссия, и она не декоративная... Эти люди не просто украшение города, их слово очень весомо. И этот отказ, отзыв подписи... Надо понять, что он принесет, добро или зло.
С другой стороны, по мысли Уралова, это одна из возможных реакций. Ну отказался - что теперь делать? Наверное, вспять он поворачивать не будет - еще раз... Очевидно, Бобров как горожанин считает, что развитие города идет в верном направлении.
- Вообще я допускаю, что многие горожане не ощущают какой-то особой тревоги или меры ответственности. Ну а почему, собственно, нужно требовать, чтобы каждый понимал? - рассуждает экс-чиновник. - Что нельзя, заменяя свое личное окошко, вставлять в историческом здании белую раму? Это недостаток культуры, недостаток знаний.
По версии Уралова, может быть, у нас слабовато с регламентирующей, законодательной базой. Может, мы еще действительно не созрели и находимся на том этапе эволюции, когда говорить об этом рано. Но сегодня рано - а завтра поздно!
- Поэтому я счел целесообразным подписать обращение, - резюмирует деятель культуры. - Которое ставит вопрос о необходимости на самом высоком уровне обратить внимание на то, что мы увлеклись преобразованием уникального памятника, коим является Петербург. Давайте не копать ямы бесконечные по городу, как кроты. Давайте построим хотя бы одно здание достойное, по-настоящему, в соответствии с нормами - и посмотрим, что получилось: можно так делать или нельзя. Дадим оценку тому, что уже понастроили, а потом продолжим.
Художник видит драму не в письме и не в мнении общественности, том или ином: "Общественность стерпит, если ее назовут крикунами - хотя это и несправедливо. Дело в том, что наступает момент истины. И в решении проблемы должны участвовать все. И в этом будет мудрость".

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА