Дом-2, который построит тасс
«Отсюда начался Петербург — именно здесь строили свои дома приближенные Петра Первого», — хвастает реклама продажи квартир в строящемся на Шпалерной, 37, девятиэтажном доме.
Недавно губернатор Валентина Матвиенко публично признала градостроительной ошибкой ранее возведенный неподалеку (Шпалерная, 60) жилой комплекс, изуродовавший вид на Смольный собор. Собственно, большого мужества для обличения ошибок предшественника не требуется — Валентина Ивановна особо подчеркнула, что решение принималось «не нами». Строительство объекта на Шпалерной, 37, началось в январе-2007.
Особо приближенные
Справедливости ради необходимо уточнить — судьба этого участка, видимо, была предрешена еще в 1998 году, когда состоящее на учете в КГИОП здание 1817 года постройки передали в безвозмездное пользование ИТАР–ТАСС. В 2001 году ФГУП «Санкт-Петербургский региональный центр ИТАР–ТАСС» целевым назначением получает его для создания офисно-жилого комплекса. Поясняется, что строительство будет вестись с привлечением средств частных инвесторов, которым и отойдут квартиры в новом доме, а собственно ИТАР–ТАСС достанется офис в цокольном этаже. Тогда же становится известен и «частный инвестор» — компания RBI.
Но постановление городского правительства № 1559 «О проектировании, реконструкции здания и строительстве жилого дома по адресу: Шпалерная, 37, литера А» подписывается в сентябре 2004 года уже губернатором Матвиенко. Этим документом ФГУП регионального ИТАР–ТАСС предоставляется право не только на реконструкцию существующего строения, но и на «осуществление застройки незастроенной части арендуемого земельного участка».
Примерно за месяц до этого КГИОП предусмотрительно выводит участок по адресу Шпалерная, 37, литера Д, из границ объединенной охранной зоны (где новое строительство запрещено), включая его в перечень так называемых лакун.
Аппетиты растут, а нужду справить все негде
Аналогичная схема была задействована и при выделении петербургскому отделению ИТАР–ТАСС еще одного участка под строительство — на Невском проспекте, 152. Годом раньше, в феврале-2003, тогдашний губернатор Владимир Яковлев распорядился отклонить все заявки компаний, желавших побороться за эту землю на торгах, в пользу информагентства — для «федеральных нужд», как следовало из яковлевской резолюции.
Таким решением были чрезвычайно возмущены и жители (под застройку отдавался единственный уцелевший на Староневском сквер), и стройкорпорации-конкуренты холдинга RBI, ставшего генподрядчиком и соинвестором данного объекта по заключении партнерского соглашения с ИТАР–ТАСС (на тех же условиях, что и в случае со Шпалерной: RBI получает новый жилой дом, а ИТАР–ТАСС — офисные площади в первом этаже). Как заявлял в интервью «Деловому Петербургу» гендиректор «Возрождения Санкт-Петербурга» Иван Романов, его корпорация тоже готова была бы предоставить информагентству помещения, если бы ей вот так, вне конкурса, дали участок.
Заметим, что и городской бюджет в случае проведения открытых торгов не был бы в пролете. «Под флагом федеральных нужд RBI сможет получить еще не один объект», — предполагал тогда Иван Романов. И, как показало дальнейшее развитие событий, оказался прав.
Подробности прописанных, равно как и негласных договоренностей ИТАР–ТАСС с холдингом RBI не разглашаются. Но не приходится сомневаться, что обе стороны испытывают чувство глубокого удовлетворения от придуманного ими совместного бизнеса: первые получают «целевым назначением» земли — принадлежащие, строго говоря, вовсе не смольнинским чиновникам, а петербуржцам — под предлогом острой госнужды. Причем размеры ее, похоже, никак не лимитированы (ну и что с того, что в штате петербургского отделения уважаемого информагентства всего-то без малого три десятка человек?). Вторые — не заморачиваясь со всякими конкурсами и тендерами, обретают возможность городить «элитное жилье» на самых золотых участках исторического Петербурга, а затем с умопомрачительным наваром торговать классическими видами, открывающимися из окон их монструозных построек.
Но недаром же говорят, что для настоящих дельцов много денег не бывает. Вот и в этой истории обнаруживаются любопытные финансовые подробности. На официальном сайте Минэкономразвития размещен документ под названием «Федеральная целевая программа «Культура России (2006–2010 годы)». Из него следует, что к финансированию на 2007 год «было предусмотрено выделение (тыс. руб.) ФГУП «ИТАР–ТАСС» на первую очередь реконструкции здания по адресу: Шпалерная ул., д. 37, лит. А суммы в размере 19700.000. Для сравнения — на реконструкцию объектов федерального государственного учреждения культуры «Всероссийский музей А. С. Пушкина» в Санкт-Петербурге (в тех же тыс. руб.) — 50000.000, на реконструкцию и реставрацию Церкви Святой Великомученицы Екатерины, что на Съездовской линии Васильевского острова, — 10000.000».
Видавшие виды
Здание, возводимое теперь подле пересечения Шпалерной и проспекта Чернышевского (аккурат напротив входа в офис петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников), может и не так страшно, как единодушно охаянная громада на Шпалерной, 60, — проект, выполненный по заказу RBI мастерской Михаила Мамошина, даже удостоился звания «Лучший проект года» на учрежденном питерским Союзом архитекторов конкурсе «Архитектон-2006». Если бы не одно очень существенное но — его высота, разрывающая ткань окружающей исторической застройки. Вызывает тревогу и судьба расположенного на осваиваемом участке старинного здания, ведущего свою историю от дома Голицыной и реконструируемого теперь под офисные цели. Михаил Мамошин подчеркивает в своих комментариях к проекту, что-де трехэтажный особняк Голицыной был «одной из первых гражданских доминант Петербурга» — но совершенно очевидно, что после реализации задумки компании RBI доминировать тут будут уже владения не «приближенных Петра Первого», а приближенных к главной городской кормушке.
«Бесспорно, любители вида из окон по достоинству оценят квартиры на последних этажах дома, из которых открывается прекрасная панорама на Неву и Смольный собор, а Петербург предстает во всей красе», — обещает застройщик.
Интересно, а не полюбопытствовал ли до сих пор КГИОП — какой вид будет открываться в обратном направлении? И не придется ли следующему губернатору пополнять списки грубых градостроительных ошибок, подчеркивая — «эти решения принимались не нами, а в пору правления Валентины Матвиенко».
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Саши КУЛЕБЯКИНА
Историческое досье «Новой»
Участок домов 4–8 по современному проспекту Чернышевского принадлежал купцу Милову, а затем его дочери Марье Ивановне Морозовой. Ранее здесь находился дом светлейшей княгини Анастасии Петровны Голицыной (князь-игуменьи Всешутейшего собора), план существующего ныне на этом месте здания под № 37 по Шпалерной идентичен плану особняка Голицыной. Княгиня Голицына в марте 1718 года была арестована по подозрению в причастности к делу о заговоре царевича Алексея, вывезена в Москву и публично бита батогами. Вскоре рассматриваемая территория утратила значение одного из престижных районов северной столицы — многие из здешних видных домовладельцев были репрессированы в рамках расследования дела царевича Алексея. Императору этот район опостылел, для возведения дворцов и особняков знати стали выделять земли в других частях Петербурга. А в конфискованных домах «заговорщиков» разместили на постой казенных артиллерийских мастеровых Литейного двора и Арсенала.
Изначально по линии нынешнего проспекта Чернышевского пролегал канал (засыпанный предположительно в конце 1730-х годов). Что сказалось и сказывается по сию пору на характере здешних грунтов.
Из первых рук
ФГУП уполномочен заявить
Директор ФГУП «ИТАР–ТАСС» Борис Петров рассказал нашему корреспонденту, что на сегодняшний день в штате петербургского отделения ИТАР–ТАСС 29 человек.
И что «за помощь в месторасположении» ИТАР–ТАСС по соглашению с RBI получил 200 квадратных метров на Невском, 152 — «под офис».
— Это здание еще не сдано, — добавил Борис Михайлович, — и мы пока не решили, что на этих двухстах метрах будет находиться. Либо это будет гостиница от ИТАР–ТАСС, либо представительский офис нашего петербургского отделения, либо более широкое представительство — ИТАР–ТАСС, включающего также отделы в Скандинавских странах.
Комментируя ситуацию с другим объектом — на Шпалерной, 37, Борис Петров сообщил, что капитальный ремонт существующего исторического строения ведется по соглашению фирмой RBI (инвестором и производителем работ). И заверил:
— Из бюджета не было выделено ничего, так как ФГУП — это федеральная собственность. Согласно договору с КУГИ по завершении ремонтных работ расчет с компанией будет произведен квадратными метрами этого здания. ИТАР–ТАСС получит не менее 1200 из 2000 м2. Однако все это, к сожалению, осуществится не ранее чем через 1,5–2 года. А в строящемся новом офисно-жилом комплексе ИТАР–ТАСС не получит площадей, потому что здесь — «переуступка аренды земли».
Интересная получается арифметика: за ремонт части помещений в уже существующем здании строительный холдинг берет в нем порядка 800 квадратных метров, да еще и участок в придачу, где строит 9-этажный коммерческий объект? Причем, как следует из слов Бориса Петрова, официальная мотивация появления нового комплекса, объясняющая бескорыстный жест городского руководства — передачу участка под нужды ФГУП «ИТАР–ТАСС», — оказывается вовсе ни при чем…
— Достаточно ли теперь вам будет площадей для осуществления вашей представительской и редакционной деятельности в Петербурге?
— Нам и на сегодняшний день достаточно арендуемых нами площадей на Садовой улице, — признается Борис Петров. — Когда будут готовы другие офисы, мы туда переедем, а помещения на Садовой оставим городу.
Беседовал Евгений УТКИН