Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Крест на сквере

29 июня 2008 10:00

По нынешним временам — обыденная до боли ситуация: под угрозой уничтожения очередной зеленый уголок старого Петербурга. И где — на Петроградской стороне, где, что называется, каждое дерево на счету. Занимается этим «Благотворительный фонд «Православие».

«Православие» претендует на территорию Матвеевского сада





Котлован
На углу Большой Пушкарской и улицы Ленина, вблизи телефонной станции, расположен Матвеевский садик (официальное название — «Калининский», номер 13.34 в перечне территорий зеленых насаждений общего пользования, утвержденный законом Петербурга). 17 мая, как сообщила «Новой» активистка местной инициативной группы Евгения Лихтарникова, строители поставили забор, отгородив половину садика.
От лица «Благотворительного фонда «Православие» с гражданами общается вице-президент организации Святослав Аракелов. Говорит, что в их планах восстановление собора святого апостола Матфея, который взорвали в 1932 году (собор, в свою очередь, построили на месте сгоревшей деревянной Покровской церкви еще петровских времен, перенесенной сюда из Петропаловской крепости). И произносит много слов о «возрождении духовности». Однако, по словам Лихтарниковой, этот вопрос уже обсуждался в 2001 году — и епархия пришла к выводу, что на Петроградке вполне достаточно церквей и часовен для имеющегося количества прихожан. Князь-Владимирский собор, церковь Иоанна Предтечи, часовни на улице Воскова и на Троицкой площади… А восстановить снесенный памятник архитектуры все равно нельзя — получится новодел.
Основание для проведения работ — разрешение КГА (подписанное первым заместителем председателя комитета Алексеем Далматовым в июле 2007 года, затем продленное) на «исследование грунта». Но исследовать грунт можно, вынув два-три кубометра — а сейчас строители собираются изъять около ТЫСЯЧИ кубометров, причем в самом центре садика. Что, по мнению жителей, может привести к его полному уничтожению.
По закону, в таких зонах, как Матвеевский садик, никакое строительство невозможно — только общественные туалеты, спортивные сооружения, объекты гражданской обороны. Церкви и часовни сюда в любом случае не входят. И тем более непонятно, зачем копать целый котлован, вынимая тысячу кубов земли. Объяснить это можно только попыткой подготовить место для фундамента какой-то постройки.
Разрешения на строительство, правда, пока нет. Нет даже и разрешения на изыскательские работы. Но, по словам Лихтарниковой, представители «Православия» уверены, что все получат. А жители, в свою очередь, уверены, что стоит только получить разрешение на изыскания — и строительство будет уже не остановить. Примеров тому — великое множество.
Садик между тем — единственный в округе, где дети могут гулять, играть, кататься на велосипедах. Сюда приходят на прогулку группы из ближайших детских садов, приходят школьники — заниматься спортом, приходят мамы с детьми и пожилые люди. Казалось бы, в Год семьи надо было привлечь средства для дальнейшего благоустройства садика, организовать новые детские площадки — но его фактически уничтожают. Ясно, что уже запланированные работы приведут к уничтожению корневой системы деревьев, а весь парк может превратиться в строительную площадку.



И крестом сияло брюхо на народ
22 мая жители собрали митинг — его показали в прямом эфире телеканала СТО. Немедленно после этого появились один из заместителей главы районной администрации и начальник отдела строительства и землепользования районной администрации Сергей Кузнецов. Документы фонда «Православие» жителям предоставить отказались, а Кузнецов, как говорит Лихтарникова, заявил жителям: «В законе же написано, что строительство запрещено — так его и не будет, а будет воссоздание памятника. И вообще, что вы жалуетесь? Полсадика же вам оставят»…
За минувшие дни жители окрестных домов направили множество обращений — к губернатору, в прокуратуру, в районную администрацию, в КГА, в Управление садово-паркового хозяйства. Вопросы одинаковые: для каких «изысканий» нужно вынимать такое количество грунта, о каком «памятнике» идет речь, если он уже уничтожен, стоит ли жертвовать парком ради сомнительного новодела, почему не было общественных слушаний по поводу строительства церкви с участием жителей района, кто оценивал оставшуюся часть парка после строительства церкви (де-факто она уменьшится более чем в два раза). И главное: разве церковь может заменить детям парк?
«К сожалению, история нашей страны изобилует бессмысленными актами вандализма, к которым можно отнести и разрушение Матфеевской церкви, — пишут жители. — Но нельзя исправить прошлые ошибки путем нового разрушения, от которого страдают наши дети. А именно это происходит в Матвеевском саду. Ведь это грех, который не замолишь даже в специально построенном храме».
Ответов от чиновников и прокуратуры пока нет — прошло не так много времени, а официальный срок — месяц. В отделе строительства и землепользования районной администрации отсылают за разъяснениями исключительно к Сергею Кузнецову, а его телефон упорно не отвечает. Сейчас аналогичные запросы в разные инстанции направили и муниципалы из МО «Кронверкское», а жителями написано еще одно письмо протеста против уничтожения Матвеевского садика — к единственному депутату ЗакСа от Петроградской стороны Вячеславу Макарову. Он обещал, что, когда получит письмо — во всем разберется…

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА