Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Реквием по петербургу

5 июня 2008 10:00

Многие профессиональные сообщества: архитекторы, писатели, журналисты, ученые — так или иначе обозначили свою позицию в отношении градостроительной политики, проводимой властями Петербурга. И только художники свою тоску по городу на Неве, который мы теряем, до сих пор носили все больше в себе. Но вот и у них появилась возможность высказаться — благодаря выставке «Исчезающий Петербург», организованной при участии Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Художники нарисовали исчезающий город — на вечную память



Еще один символ прошлого — рюмочная
Еще один символ прошлого — рюмочная


Глаза художников
Только теперь, попав на выставку, понимаешь, как же все последние годы не хватало нам этого Слова художников — тех, чья профессия — видеть. Ведь это они каждый день ловят за хвост истинную красоту Петербурга, его настроение: ту самую скрытую жизнь, что явится любому зрителю (вовсе не обязательно для этого быть «коренным», можно и «пристяжным»), стоит только приложить небольшое усилие. Примерно то же усилие, которое необходимо, чтобы увидеть корабль или лошадь в хаосе треугольников стереограммы «третий глаз». Именно то усилие, которое никак не могут позволить себе отцы и, главное, матери города.
У художников (как традиционных, так и фото), представивших на выставке свои работы, «третий глаз», похоже, открыт постоянно. Поэтому душа Петербурга предстает перед ними не в одних только величественных видах Казанского, Дворцовой, Исаакия или коней Аничкова моста (визитных карточек Питера на выставке как раз почти нет). В самых неожиданных местах находят они нервы живого города; находят — и могут прикоснуться к ним так, что музыка его души выплеснется на холст.
Вот грязно-желтые дома, кирпичный забор с облетевшей штукатуркой и яркий шлагбаум — они же «депрессивные клоповники» на новоязе тех, кто не заметит слабо проступающего, нежного женского профиля на грустном брандмауэре (Ян Антонышев, «Последняя встреча Розенштейна и Ивана Черных»).
Вот деревья и трубастые крыши — яркие, как салат из свежих овощей (Марианна Базунова. «Васильевский»; Владимир Загоров. «Васильевский остров»).
Туманы, вечера и ночи, прячущие силуэты домов, мудрые деревья и яркие глаза далеких машин (Вячеслав Пакулин. «Пейзаж»; Виктор Мальщуков. «Дворик»; Сергей Бакин. «Реквием по сараю»; Феликс Волосенков. «Явление бога Волоса в виде вида на ул. Жуковского ночью»; Алексей Ярыгин. «Ночное петербургское хокку»).
Или тихая радость пустынного утра — два одиноких голубя и насупившийся ворчун-автомобильчик, погрязшие в солнечной лени (Владимир Шинкарев. «Малая Монетная»).
И трамвай во всем множестве своих ипостасей: заглядывающий в хмурый «колодец» (Юлия Сопина. «Подворотня»), гремящий по ночной улице (Леон Нисенбаум. «Трамвай»), разрезающий городской хаос своей материальностью (Александр Волков, «Автопортрет с трамваем»). Или целая группка рогатых вагончиков на фоне яркой листвы — словно единороги, спрятавшиеся в зачарованной роще (Завен Аршакуни. «Снегопад»). Глядишь на них и со щемящим чувством вспоминаешь слова дяди Федора Чистякова из группы «Ноль»:
Как-то раз весной, в начале мая —
Грохот, скрежет, пыль и благодать —
Ехали по улицам трамваи,
Ехали куда-то умирать.
По нынешним временам особенно жаль трамваев, деревьев и домов.



Локти новостроек
Но выставка «Исчезающий Петербург» не была бы столь актуальной, если бы устроители: Ирина Аннина, Татьяна Лиханова и Владимир Загоров — ограничились вынесением на суд публики одних художественных произведений. Важную часть экспозиции занимают документальные фотографии, разделенные на две группы: потери и «приобретения».
Самое сильное впечатление производят пары «было — стало»: вот уютный петербургский сквер, гармонирующий с парой невысоких домиков (пр. Добролюбова, 12, в 90-е годы), а вот на месте сквера вырос гигантский гроб из стекла и бетона, словно растолкавший домики своими широкими локтями (тот же адрес, только в 2007-м).
Жуткое впечатление производят фотографии руин погибающих и уже погибших домов — десятки адресов.
И рядом с этим реквиемом по городу соседствуют десятки же фотоизображений помпезных новостроек, которые, конечно, имеют право на существование сами по себе и прекрасно смотрелись бы в Рыбацком или в Старой Деревне. Но не когда видишь их на фоне уникальных памятников, на старинных улицах и площадях… Изуродованы Сенная и Исаакиевская площадь, виды на мечеть, на Смольный собор и Петропавловскую крепость, панорама Невы.
Число потерь и «приобретений» поражает. И невозможно — но приходится — поверить, что из года в год их будет становиться только больше. Скоро ли ценителям красоты Северной Венеции придется открывать выставку «Петербург, который мы потеряли»?

Экспозиция «Исчезающий Петербург» представлена в выставочном зале Санкт-Петербургского Центра книги и графики (Литейный пр., 55, ежедневно с 10 до 19 ч.) до 17 июня.

Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА