Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

На ринге с рейдером?

26 июня 2008 10:00

Кинорежиссер и продюсер боксера Николая Валуева Виктор Янковский заканчивает работу над фильмом «Схватка без правил» о коррупции в правоохранительных органах. Сам Виктор Богданович исполняет в фильме главную роль — человека, попавшего в сети силовиков и рейдеров. Надо думать, роль ему удалась, потому как чувства и переживания человека, попавшего в такую ситуацию, режиссеру Янковскому знакомы не понаслышке.

Фильм «Схватка без правил» неожиданно стал автобиографичным для своего режиссера



Офис на Московском проспекте в осаде
Офис на Московском проспекте в осаде


Дочерняя фирма
Яблоком раздора стали помещения по адресу Московский проспект, 36-38, где до недавнего времени располагались офис кинокомпании «Виктория» и магазин, принадлежащие Янковскому.
Тяжба режиссера с КУГИ по поводу аренды этих помещений продолжается уже несколько лет.
— Договор аренды закончился в 2002 году, но у нас есть преимущественное право аренды этих комнат, к тому же в 2005 году вышло распоряжение администрации Адмиралтейского района: передать нам помещения на новый срок, но КУГИ его не исполнил. Притом что исков о выселении нет, я настаиваю на продлении договора. Уже есть определенные успехи: 29 апреля суд взыскал с КУГИ 472 тысячи рублей переплаты по аренде, — поясняет Виктор Янковский. — К тому же следственное управление расследует уголовное дело против КУГИ за подделку документов: в январе 2008-го было издано незаконное распоряжение КУГИ о передаче этих помещений ООО «Вирибус», а позже — также незаконный акт сдачи-приемки.
Но если КУГИ оказался режиссеру более-менее по плечу, то новый претендент на многострадальные комнаты, скрывающийся за таинственным ООО «Вирибус», чуть было не отправил его на скамью подсудимых.
— 15 мая нас с милицией выкинули из наших помещений. Еще до этого приходили судебные приставы (хотя при чем здесь судебные приставы, если не было не только решения суда, но даже самого суда о нашем выселении!), я показывал им документы, удостоверяющие, что у нас все в порядке. Они мне ответили: «А что нам делать, если сам Клебанов дал указание вас отсюда выкинуть?»
По словам Янковского, фамилию полпреда по СЗФО Ильи Клебанова в качестве возможного заинтересованного лица он слышал и раньше:
— Незадолго до появления в моем офисе судебных приставов ко мне приходил некто Скигин — руководитель сети игорных заведений «Вулкан». Разговор с ним у меня записан на диктофон. Он советовал отказаться от помещений, чтобы не было проблем — мол, лучше будет. Скигин сказал, что дочь Клебанова случайно узнала про это помещение и хочет сделать тут салон красоты — рядом с метро «Технологический институт», идеальное место. (Кстати, гендиректором ООО «Вирибус», по данным СМИ, действительно является дочка Клебанова — Елена Ильинична Праскурина. — Ред.) По совету Анатолия Пониделко, я писал Клебанову, сообщая, что всякие темные личности используют его имя, чтобы запугивать граждан. Но ответа по существу не получил.

Николай Валуев
Николай Валуев


Такси, притормози
Итак, 15 мая фирма Виктора Янковского усилиями милиции выселяется из арендованных им помещений. Но режиссер не собирался сдаваться, и 21 мая приехал на Московский, 36, заручившись поддержкой НТВ.
— Когда заинтересованные лица поняли, что я собираюсь поднимать шум, они приняли решение меня «закрыть», — говорит он. — ГУВД устроило на меня настоящую охоту: по десять омоновцев дежурило у моего дома. Задержали меня только 29 мая, когда я ехал на озвучивание фильма. Остановили такси посреди города, выволокли и потащили в милицию.
На Виктора Янковского завели три уголовных дела, в частности, по статьям «Самоуправство» и «Незаконная субаренда».
— Обвинение абсурдное — якобы теперь я должен КУГИ миллион рублей! — возмущается режиссер. — К счастью, мои недруги не ожидали, что за меня вступится общественность: Николай Валуев, Анатолий Пониделко, Аркадий Крамарев, — и судья отказалась меня арестовывать.
Однако сразу после освобождения, прямо в здании суда, Виктора Янковского арестовали повторно.
— Во время задержания мне сказали, что меня подозревают в закладке взрывного устройства в офисе Иванова, — вспоминает режиссер. — Этого Иванова, бывшего сотрудника милиции, в свое время разрабатывали как заказчика покушения, организованного на меня в 2006 году; он пять месяцев просидел в Крестах, но сейчас дело в отношении него приостановлено за недоказанностью. Кстати, покушение пытались организовать из-за тех же помещений на Московском проспекте.
Однако по приезде в РУВД Адмиралтейского района преступление, инкриминируемое Янковскому, изменилось до неузнаваемости:
— Об Иванове уже не было ни слова, говорили, что я незаконно взломал двери в арендованном мною же помещении.
От неминуемой отправки в Кресты Янковского спасли бывший глава ГУВД Петербурга генерал-лейтенант Анатолий Пониделко и… Экономический форум.
— Я пришел к начальнику Адмиралтейского РУВД, у нас состоялся разговор по душам, — рассказал корреспонденту «Новой» Анатолий Пониделко. — Я ему объяснил, что в случае чего милиция может остаться крайней. И сообщил, что если в тот же день Виктора Богдановича не отпустят — завтра будет поздно: об этом случае публично будет объявлено на Экономическом форуме. Оставаться крайним никому не хочется…
— Ко мне пришел следователь и сказал: «Мы вас отпускаем на подписку. По предъявленной вам статье в суд идти невозможно», — вспоминает Виктор Янковский. — А через несколько дней отменили и все подписки. Адвокат меня заверил, что велика вероятность того, что милиция будет привлечена к ответственности — за незаконное возбуждение уголовных дел. Аркадий Крамарев переправил мое заявление генпрокурору Юрию Чайке, — рассказывает Виктор Янковский. — Сейчас главное мое желание — чтобы меня оставили в покое, дали заниматься моим любимым делом: снимать кино и издавать книги.

Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото ИНТЕРПРЕСС


Официально
Елена Бодрова, пресс-секретарь КУГИ:
— Районное агентство ведет борьбу c Янковским в течение трех лет. Арбитражные суды прошли еще в 2007 году: о выселении арендатора, о взыскании задолженности, о расторжении договора. На их основании все договоры с Янковским были расторгнуты, и в мае этого года помещение занял новый арендатор.
К тому же он не платил по тем ставкам, которые были рассчитаны. Действительно, весной ему присудили почти 500 тысяч. Это решение мы опротестовали в вышестоящей инстанции, и суд опять-таки нас поддержал. Все решения суда, вступившие в законную силу, полностью в пользу КУГИ.
В этом деле для непрофессионала существует страшная путаница: там два объекта, по каждому из них шел ряд судов, а Янковский мешает их в одну кучу. У нас уже пять или шесть журналистов разбирались в этом деле, и в итоге отказались писать, так как сказали, что писать не о чем.

Прямая речь
Анатолий Пониделко, генерал-лейтенант милиции в отставке, экс-глава ГУВД Петербурга:
— Виктор Янковский — хороший предприниматель, спортсмен, режиссер, хороший товарищ, который всегда готов прийти на помощь, прекрасный семьянин, главный идеолог и консультант боксера Николая Валуева.
Но вот кому-то понравился его магазин, и этот магазин у него отняли, причем, при содействии милиции. Со слов Виктора Богдановича, этот «кто-то» — дочь полпреда Клебанова. А я думаю, что Янковский врать не может.
Человек сейчас — как загнанный волк. То бандиты его хватали (два года назад на Янковского готовилось покушение), теперь вместо защиты за него взялись правоохранительные органы.
Все происходящее — самое настоящее рейдерство, ростки которого были посажены «тамбовской» группировкой. Выход остается только один — ехать в приемную президента, что я Янковскому и посоветовал сделать.
Аркадий Крамарев, председатель комиссии по законности ЗакСа:
— По делу Виктора Янковского я знаю только его жалобу, других материалов не видел. Все мое участие в этом процессе сводится к переправке заявлений Янковского в прокуратуры разных уровней и т. п. Поскольку сам я расследованием не занимаюсь и не имею на это права, единственное, что я могу сделать как депутат, — это требовать, чтобы к делу Янковского отнеслись объективно.
Однако если все так, как я знаю со слов Янковского — если его действительно задерживали за здорово живешь, — тогда эти действия в отношении него были, бесспорно, противоправными.