Буда бадмаев: «футбол и политика все больше сближаются»
Самый северный в России дацан расположен на берегу Большой Невки. Вокруг — проспекты, автомобильные пробки, стук строительных молотков — казалось бы, какая уж там медитация и уединение? Но попадаешь во внутренний дворик храма, и все это исчезает, словно дацан — под невидимым куполом.
О чем, как вы думаете, здесь можно говорить? О колесе сансары, махаяне и хинаяне, о призраке мира — майе? Не только. Можно побеседовать и о футболе, и о китайской олимпиаде, и о молитвах за «Зенит», ну и, конечно, о конце света и о судьбах России.
Обо всем этом корреспондент «Новой» говорит с настоятелем дацана Гунзэчойнэй Будой Бадмаевым.
О петербургском буддизме
— Буда Бальжиевич, насколько велика сегодняшняя община дацана? И кто в нее входит?
— Наша община многонациональна. В первую очередь она состоит из представителей народов, которые традиционно исповедуют буддизм на территории России — это буряты, калмыки, тувинцы и частично алтайцы. Естественно, если говорить о шестимиллионном мегаполисе, каким является Петербург, то доля наших прихожан — 10–15 тысяч — будет совершенно ничтожна. Но вот что интересно: все чаще в храм приходят русские. Посещают лекции, занятия. Правда, среди русских, которые тянутся к буддизму, большинство тем или иным образом связаны с народностями из буддийских регионов. У нас очень много смешанных браков, и их дети, следующее поколение, тоже ходят в дацан. Костяк нашей общины — это жители Петербурга.
— Как часто вашим прихожанам приходится сталкиваться с проявлениями национализма? Всем памятно случившееся с тувинкой Саяной Монгуш…
— Этих случаев много и по сей день: кого-то побили или оскорбили, кто-то оказался в больнице. Очень многие приходят ко мне, жалуются, что с ними несправедливо поступили. Я отвечаю, что не стоит превращать свое чувство обиды в агрессию. Это не значит, что нас бьют, а мы не отвечаем. Мы должны противопоставить этому основу философии буддизма — практику ахимсы, ненасильственного сопротивления. К тому же в нашей среде тоже могут быть националисты — мы их воспитываем, пытаемся на них влиять.
О Тибете и китайском землетрясении
— Мы очень переживали по поводу конфликта Китая и Тибета. Для нас это очень важно, поскольку в петербургском дацане мы как раз исповедуем традиционный тибетский буддизм. По этому поводу мне даже пришлось официально заявить, что в акциях протеста против эстафеты олимпийского огня (эстафета проходила в апреле. — Прим. ред.) мы участвовать не будем, и, как вы знаете, на территории Петербурга все было спокойно. Перед этим мы общались с петербургским консульством Китая: они настойчиво спрашивали, не поведу ли я своих прихожан бойкотировать консульство. Мы беседовали с консулом, и я заверил его, что протесты против Олимпиады — это политика, а мы в политике не участвуем. Но, говорил я, поймите правильно: нельзя безнаказанно включать карательную машину государства, поэтому мы очень просим, чтобы в самом Тибете не было жесткой карательной системы, не было репрессий против невинных людей.
Мы уважаем китайский народ: на мой взгляд, Китай правильно развивается экономически и созидает не только свою экономическую мощь, но и технологии, науку. Но, несмотря на это, страна делает духовные ошибки, которых можно было бы избежать и которые влекут за собой определенные последствия.
— Всем памятно недавнее китайское землетрясение, которое стоило Поднебесной десятков тысяч жертв. По буддийским канонам оно может быть следствием духовных ошибок?
— Карма есть карма, ее законы одинаковы для всех, независимо от национальности и веры.
— Скажите, вы поддерживаете отношения с далай-ламой?
— Мы сотрудничаем со всеми буддийскими организациями. Самого далай-ламу постоянно приглашают и в Петербург, и в другие регионы России. Но при этом мы прекрасно понимаем, что сейчас это не очень просто. Мы стараемся не расстраиваться по этому поводу — несмотря на сложную международную ситуацию, сохраняем горизонтальные религиозные связи. Это не значит, что мы регулярно ездим в Индию, к далай-ламе — нет, мы просто обмениваемся людьми — например, в нашем храме есть тибетец, который читает лекции, есть также представители китайского дзэна, корейского, тайского — всем буддийским этническим группам, которые есть в Петербурге, требуется духовная опора.
О футболе, обществе потребления и духовности
— В мире не так много людей, которые на вопрос, есть ли Бог, ответят утвердительно. По данным одного из последних соцопросов, в России не более 4% верующих (имеются в виду воцерковленные люди, а не просто полагающие, что «что-то там есть»). Примерно такое же соотношение верующих и атеистов наблюдается в странах Запада…
— Будда предупреждал о том, что такие времена настанут. В первую очередь это связано с незнанием, неведением. При этом отрицательное духовное начало в людях выражается больше. Если спросить, что такое счастье, у совершенно разных людей, большинство ответит: это когда мне хорошо, когда у меня еда на столе и деньги на банковском счете, а когда все это есть, у людей не возникает желания достигать каких-то высоких духовных результатов, отношение к жизни становится обывательским. По этому обывательскому пути идет технический прогресс: раньше мы только мечтали летать — теперь летаем, можем за минуту преодолеть расстояние, позвонив по телефону или зайдя в интернет. Все человеческие мечты о легкой жизни сейчас реализуются. Западный мир прекрасно понимает, что идет бездуховность — мало того, на этом делаются быстрые деньги, потому что бездуховность более привычна, чем духовность, она более комфортна, она легче. Бездуховный человек более прогнозируем, а значит, более управляем. Общество потребления слишком от многого зависит: от еды, питья, комфортной квартиры, машины, интернет-услуг — от всего искусственно созданного мира. Если это исчезает — сразу начинаются проблемы. Вот когда кончатся мечтания о легкой жизни, тогда и начнется духовное.
— А когда начнется духовное? Когда цивилизация кончится?
— Она не кончится, просто люди поймут, что такой образ жизни приводит к серьезным духовным проблемам.
— Но современная цивилизация — это цивилизация технических протезов. Если протезы убрать, она же неизбежно рухнет или, по крайней мере, придет к системному кризису?
— Цивилизация и должна прийти к системному кризису, но этот кризис даже еще не предвидится. Вот вы говорили, что только 4% верующих у нас и в западных странах: для остальных людей Бог неизвестно где, а здесь и сейчас у них есть все необходимое. По похожему пути мы сейчас и идем. Но, идя по этому пути развития, цивилизация начинает угасать. Религиозные, нравственные устои будут очень далеко отодвинуты в том обществе, которое сейчас формируется. Да, это принесет неисчислимые страдания тем людям, которые будут жить в кризисную эпоху, но это произойдет. Люди, которые пройдут через эти жернова, станут уделять больше внимания религиозным аспектам счастья. Комфорт постепенно выйдет из моды, потому что не сможет ответить на многие центральные вопросы.
— Есть еще одно: цивилизация не способна решить проблему смерти. А ведь эта проблема — главная. Как говорил Бродский о жизни: ты заметил, чем она кончается?
— Что говорит об этом человек атеистической цивилизации: я верю, что я родился и что умру, и в этот промежуток я должен жить счастливо. Но когда люди поймут, что на этом промежутке ничего не заканчивается, они начнут размышлять по-другому.
— Вы говорите, что религиозный ренессанс нас ожидает еще не скоро. Раз уж мы увлеклись предсказаниями, ответьте: по какому пути пойдет Россия в ближайшие годы?
— Не нужно быть выдающимся футурологом, чтобы спрогнозировать развитие человечества на 10–20 лет. В связи с тем, как мир сейчас развивается, будут создаваться партии, связанные с футбольными клубами, — вот что интересно. Под футболом нет никакой политической платформы, никаких политических и нравственных принципов, но под это дело любой человек подпишется. Причем не обязательно это будет связано только с Россией — возможно, возникнут целые транснациональные корпорации.
— В православных храмах уже вовсю молятся за наши футбольные победы. А вам предлагали молиться за «Зенит»?
— Много разных людей спрашивали (в том числе и высокого ранга): за кого вы будете болеть? Мы отвечали, что как патриоты нашего города будем болеть за «Зенит». Если бы я сказал обратное, вы знаете, какая была бы реакция общественности…
Самое главное, что если во всех партийных программах подразумеваются какие-то принципы, устои, в том числе нравственные, то футбольные клубы — это абсолютная беспринципность. «Ты болеешь за «Зенит»?» — «Да». Значит, наш человек. Мне кажется, что политтехнологи идут к этому, к простой схеме: если власть болеет за «Зенит», я голосую за такую власть. Футбол и политика сближаются. К тому же и прошлый, и нынешний президент были избраны без четких провозглашенных принципов.
Впрочем, сейчас Россия очень хорошо развивается.
О России
— Разве? А Россию все больше сравнивают с Китаем: очень схожие политические системы.
— Провозглашена диктатура закона — это очень правильно. Хотя я понимаю, что и президент, и правительство не в силах зараз решить эту задачу. Провозглашена борьба с коррупцией, которая замедляет развитие страны. Это позиционно правильные задачи. Но прежде надо сделать элементарные вещи.
Вот, к примеру, я купил новую квартиру. Знаете, как сейчас сдаются квартиры — без ремонта, отделки, просто голые стены с дверьми. Примерно такую страну получил Путин от Ельцина. В этом случае, какую бы экономическую и политическую модель я не исповедовал, мне все равно требуется протянуть электропроводку, заштукатурить стены, провести коммуникации. Так и в России: надо, чтобы была горячая и холодная вода, отопление… Надо наладить дороги. Если заехать в глубинку российскую, то мы можем увидеть, что, как люди жили при Петре I, так сейчас и живут.
— Хорошее сравнение, вот только Россия — не новая квартира. И свет, и коммуникации, и обстановка в ней когда-то были. Куда же это все делось? А те интерьеры, которые навязываются нам современными строителями, далеко не всем подходят. Слишком причудливый синтез. Рядом с портретом Сталина в такой «новой квартире» может висеть…
— Икона Христа, да? Потому что не об одних интерьерах надо заботиться, но и о соблюдении нравственных законов. Если в обществе нарушена заповедь «не убивай», то в этом месте идет война. Если нарушена заповедь «не бери чужого, не воруй», народ живет бедно. А у нас воровство практикуется на разных уровнях — в том числе на государственном. Поэтому надо укреплять нравственные позиции. И лучше всего это делать на основе религии.
Беседовал Валерий БЕРЕСНЕВ
Фото Саши КУЛЕБЯКИНА