Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Истинный ариец? нет, истинный петербуржец

24 июля 2008 10:00

Жизнь "в обратном времени" - от демократии девяностых к тоталитаризму семидесятых годов - приносит все новые и новые иллюстрации. И вот уже, наподобие "Морального кодекса строителя коммунизма" (кто постарше - помнит, как его утверждали на XXII съезде КПСС в 1961 году как часть программы партии), в Петербурге собираются разработать, поместить в паспорта горожан в виде специального вкладыша и внести в устав города так называемый "Нравственный кодекс петербуржца". Кто не выполнит - пожалуйте в Уставный суд..

Разработан моральный кодекс строителя капитализма




Лучше бы пил и курил
Инициаторами выступили "Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного федерального округа" (скандально известный своими нравоучениями в адрес "неэтичной" рекламы) и некая "инициативная группа общественного движения "Мы - петербуржцы". На ее сайте можно ознакомиться с проектом, который у специалистов вызывает грустную усмешку.
Приведем только самые примечательные цитаты:
"Истинный Петербуржец свято верит в добро и его победу, придерживаясь высочайших человеческих идеалов и ценностей. Истинный Петербуржец являет собой пример этики и культуры в общении. Истинный Петербуржец ответственно и добросовестно выполняет все свои обязанности в семье, на рабочем месте, в обществе. Истинный Петербуржец использует в своей речи только нормативные выражения, его русский язык: чистый, точный, вежливый, немногословный, красивый и простой. Истинный Петербуржец обеспечивает свою жизнь средствами, заработанными честным трудом. Истинный Петербуржец свободен от пагубного влияния вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании, либо прилагает все усилия к тому, чтобы навсегда освободиться от них. Истинный Истинный Петербуржец всегда готов встать на защиту памятников, архитектурных сооружений, культурных ценностей, домов и скверов своего города, прав человека и безопасности Родины:". И напоследок, чтобы было ясно, что уж себя-то авторы точно причисляют к "истинным петербуржцам", - "Истинный Петербуржец всесторонне поддерживает работу по нравственному оздоровлению общества"...
"Моральный, этический кризис существует во всем мире, но фиговым листочком чиновничьей директивы здесь ничего не сделаешь, - считает профессор-историк, декан Смольного института свободных искусств и наук Николай Копосов. - Да, есть проблемы, связанные с тем, что в обществе присутствует ощущение, что можно все, а все запреты расшатаны. Но надо, с одной стороны, вкладывать деньги в образование, а с другой стороны - создать такие органы охраны правопорядка, которые будут действительно охранять правопорядок, а не обирать честных граждан и не избивать кого только можно. А у нас единственное: либо к попам немедленно бежать, вдруг они помогут, либо создавать такого рода чиновничьи заклинания".



Начать с себя
Идея создания "Нравственного кодекса" обсуждалась на встрече инициаторов с вице-губернатором Людмилой Косткиной. Впрочем, по словам ее пресс-секретаря Марины Мерцаловой, Косткина убеждена, что "Нравственный кодекс петербуржца" должен остаться прежде всего общественной инициативой", и эта инициатива "никоим образом не исходит из Смольного и не инициирована администрацией губернатора". Вице-губернатор, по сообщению Мерцаловой, "ознакомилась с проектом программы, порекомендовала привлечь к дальнейшей и серьезной работе представителей науки и образования, наладить взаимодействие с комитетами администрации". Косткина считает, что документ требует очень серьезной профессиональной доработки, и сегодня "еще рано давать этой инициативе какую-либо оценку".
Увы, судя по тексту этого шедевра, он требует не "профессиональной доработки", а отправки в ближайшую корзину. И не надо отнимать время у "представителей науки и образования", и даже у чиновников. Тем более что некоторые тезисы применительно к политике нынешней администрации звучат просто издевательски - скажем, насчет защиты памятников и скверов. Надо их защищать - а не вкладывать в паспорта и вписывать в устав города трескучие, но ни к чему не обязывающие фразы:
Все это, впрочем, очень знакомо. И не только в сравнении с "Моральным кодексом строителя коммунизма". Есть и куда более близкие ассоциации.

Лаборатория нравственности
Полтора года назад, во время избирательной кампании по выборам в ЗакС, в автобусах и троллейбусах появились "держалки", озаглавленные "Из неписанного Кодекса петербуржца от "Единой России" (орфография оригинала сохранена).
"Держалки" начинались с вопроса: "Как узнать среди пассажиров настоящего ленинградца-петербуржца". После чего шли следующие цитаты:
"Настоящий ленинградец-петербуржец всегда извинится, если доставит неудобство другим пассажирам". "Настоящий ленинградец-петербуржец всегда откликнется на вопрос: как пройти туда-то?". "Настоящий ленинградец-петербуржец не разговаривает громко в транспорте". "Настоящий ленинградец-петербуржец всегда извинится, если доставил кому-то неудобство". "Настоящий ленинградец-петербуржец всегда улыбнется, всегда поблагодарит". "Настоящий ленинградец-петербуржец никогда не станет кричать на весь салон". "Настоящий ленинградец-петербуржец всегда поможет пожилому человеку выйти": Как реагировали (по крайней мере при мне) пассажиры на эти сентенции - описать невозможно, не рискуя нарушить одно из положений "Неписанного кодекса" (то, что насчет использования исключительно нормативных выражений).
Не в одной ли лаборатории писали "Памятку настоящего ленинградца-петербуржца", и нынешний проект "Нравственного кодекса"? Уж очень стиль похож. А еще раньше чем-то подобным занимался "Институт нравственности", работавший при государственном учреждении - Институте образования взрослых Российской академии образования. Пару лет назад там для создания высоконравственной атмосферы в обществе предлагали изменить Конституцию, восстановить институт товарищеских судов с трансляцией их заседаний по центральным телеканалам, а также создать комитет милиции нравственности и нравственный суд, в которые гражданам, на благо построения нового общества, будет предложено направлять публичные сообщения о безнравственном поведении тех или иных лиц.
Потом, правда, институт нравственности прикрыли, как подразделение ИОВ - теперь он перерегистрирован, и работает, по некоторым данным, в структурах СНГ. Не его ли основатели нынче время от времени прорываются на поверхность со своими идеями? Вот только раньше они хотели тащить виновных в безнравственном поведении в товарищеский суд, а теперь - в уставный. Видимо, тоже - с трансляцией по телевидению.
Это само по себе - полный юридический абсурд. Но до юриспруденции ли, когда речь идет о защите нравственности?

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА

Из архива "Новой"

Моральный кодекс строителя коммунизма
Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей.
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.