Фемида под судом
В Петербурге - сенсационный судебный процесс. На скамье подсудимых - бывший судья Владимир Казаков. В России представитель правосудия (пусть и бывший) на скамье подсудимых - явление не частое. В Петербурге это второй случай в современной истории.
Борец с милицейским беспределом?
В деле бывшего судьи Приморского федерального суда Петербурга Владимира Казакова основное обвинение, говоря милицейским языком, - бытовое. Казакова обвиняют в убийстве своей бывшей супруги Веры (плюс к этому незаконное хранение боеприпасов, воспрепятствование осуществлению следствия и попытка оказания давления на свидетеля).
Мнения о деле судьи Казакова разделились примерно поровну. Либо его считают "бескомпромиссным борцом с милицейским беспределом" и "жертвой интриг и подставы", либо... совсем наоборот. Владимир Казаков в Петербурге - фигура известная. Сам бывший милиционер, затем преподаватель, он довольно поздно стал судьей. За время своей работы в Приморском суде вынес несколько обвинительных приговоров по делам о злоупотреблениях сотрудников милиции. Во время вынесения одного из таких приговоров Казаков едва не погиб.
Получай, судья, гранату
Напомним, 15 июня 2005 года Казаков выносил приговор трем сотрудниками милиции: Андрею Лапину, Эдуарду Виноградову и Дмитрию Любимкову, сотрудникам отдела по незаконному обороту наркотиков Приморского РУВД (нет, не за торговлю наркотиками, а за избиение чем-то помешавшего им петербуржца-автомобилиста, ехавшего с беременной женой). Услышав, что его приговорили к шести годам релаьного лишения свободы, Андрей Лапин выхватил из кармана гранату и попытался метнуть ее в судью. Один из конвойных (которых пригласили в зал суда, чтобы взять подсудимых, находившихся до этого на подписке о невыезде, под стражу), сотрудник патрульно-постовой службы милиции все того же Приморского РУВД Александр Шкель попытался перехватить руку "бомбометателя". В итоге от взрыва не ушел никто - Шкель скончался от тяжелых ранений через считанные минуты, Лапину оторвало руку по локоть. Судье Казакову, которому и предназначался взорвавшийся "подарок", осколки вошли в плечо и бедро. Ранения различной степени тяжести получили и секретарь судебного заседания, остальные подсудимые, их адвокаты и потерпевший по делу. Всего было одиннадцать раненых.
Позже Лапин был осужден за это преступление к двадцати годам колонии строгого режима. Что характерно, из-за взрыва Казаков не смог дочитать приговор до конца, и формально оглашение было сорвано. Позже в его кабинете нашли несколько подписанных Казаковым вариантов этого приговора, существенно отличавшихся друг от друга мерой наказания, что стало одной из главных формальных претензий к нему при лишении судейских полномочий.
За первым покушением последовало и второе - 11 ноября того же года, когда Казаков заезжал на автомобиле на стоянку дома 97 по проспекту Энгельса. Граната попала на капот его форда, но сам Казаков от взрыва не пострадал.
Развод со смертельным исходом
Параллельно разворачивалась история краха одной семьи Казакова и возникновения новой. После развода со своей супругой Верой, главным бухгалтером муниципального образования "Московская застава", Владимир Казаков вскоре вступил в новый брачный союз. Его избранницей стала мировая судья из Приморского района Мария Иванова. Прежняя супруга потребовала раздела совместно нажитого имущества. Московский федеральный суд Петербурга принял ее иск и назначил рассмотрение на декабрь 2006 года. А несколько ранее, 20 октября 2006 года решением Квалификационной коллегии судей Петербурга Владимир Казаков был лишен судейского статуса по представлению председателя Приморского федерального суда - "за совершение проступков, несовместимых со званием судьи". Казаков это решение обжаловал в Высшей квалификационной коллегии судей России, но безуспешно - решение городской коллегии было подтверждено в конце февраля 2007 года, когда сам судья уже находился под арестом по обвинению в убийстве своей бывшей жены.
Последний раз Веру Казакову живой видели в начале декабря 2006 года - на заседании суда по разделу их с Владимиром имущества. Сам Казаков утверждает, что они расстались сразу после заседания и больше не виделись. Правоохранительные органы полагают, что как минимум после суда они вместе сели в машину.
Спустя несколько дней частично обожженное тело Веры Казаковой было обнаружено в лесополосе неподалеку от поселка Агалатово на 21-м километре Приозерского шоссе. Сжечь, облив бензином, пытались уже мертвое тело, смерть же Веры Казаковой наступила после семи ударов в грудь тонким острым предметом, предположительно отверткой.
Бывшего судью Казакова взяли под стражу по подозрению в совершении этого преступления 5 февраля 2007 года.
Городскому суду Петербурга будет непросто разбирать это дело с судьей (пусть и бывшим) в роли подсудимого. К тому же свидетелем по делу проходит Валентина Епифанова, председатель того самого Городского суда, где оно будет слушаться. Каково будет допрашивать собственного начальника в качестве свидетеля?
Сказано: "Сидеть!"
Предварительные слушания по делу Владимира Казакова затянулись надолго. Подсудимый и его защита заявили многочисленные ходатайства: об отводе судье, о слушании дела Верховным судом, о слушании дела в суде другого субъекта Федерации - Ленинградской области, о прекращении дела как незаконно возбужденного (мол, на момент возбуждения Казаков еще не был лишен судейского статуса). Однако все эти ходатайства были Городским судом отклонены (что до статуса, то по аргументации горсуда решение о лишении Казакова судейских полномочий вступило в силу уже на следующий день после решения городской квалифколлегии).
Правда, суд удовлетворил ходатайство защиты о выделении времени на ознакомление с материалами дела. Интересно, что, когда Казаков знакомился с делом по окончании предварительного расследования, в нем было двенадцать томов, а в суд поступило на один том больше, тринадцать. А ведь как раз в этом "новом" томе видеозаписи с камер наблюдения в коридорах Московского федерального суда, на которых видно, как Казаков уходит после заседания по разделу имущества вместе с бывшей супругой. На все про все Казакову суд отвел время до нынешнего вторника, 29 июля (три дня, учитывая, что это решение было принято судом в пятницу, 25 июля).
Еще один пикантный момент.
В ходе предварительных слушаний суду уже пришлось решать вопрос с избранием Казакову меры пресечения. Дело в том, что предыдущее решение было отменено Верховным судом, как вынесенное с нарушением прав Казакова на защиту и с допущением ряда процессуальных нарушений. И хотя Городской суд решил избрать Казакову в качестве меры пресечения содержание под стражей, получается, что до этого он сидел не совсем по закону.
Александр САМОЙЛОВ
Справка "Новой"Первым судьей, попавшим на скамью подсудимых, был один из старейших судей Городского суда Федор Холодов. Его обвиняли в покушении на получение взятки от весьма известного в свое время Дмитрия Якубовского ("генерала" Якубовского незадолго до этого судили за участие в краже книг из Российской национальной библиотеки, хотя дело его рассматривал вовсе не Федор Холодов). Скандал с Холодовым тогда вышел знатный, впрочем, лопнул он, как мыльный пузырь: дело петербургского судьи рассматривал Верховный суд, и все обвинения с судьи были сняты за отсутствием события преступления. Адвокат Владимир Терновский, который, собственно, и брал у Якубовского порядка 80 тысяч долларов "под судью Холодова" и чьи действия тянули максимум на мошенническую разводку, был амнистирован.