Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Стенка на стенку

4 августа 2008 10:00

Петербурженка Елена Матвеева добилась рассмотрения своей жалобы на бездействие властей в Европейском суде по правам человека. Но от действий петербургских чиновников это ее не спасло. Их даже Страсбург не испугал, и ни угроза солидных денежных выплат, ни увольнение предшественников не заставили исполнить одно-единственное решение суда.

Засчитают ли петербургским чиновникам ремонт для галочки в Страсбурге?



За ремонт этой стены взялась Европа
За ремонт этой стены взялась Европа


Поздно хуже, чем никогда
Проблема Елены Матвеевой уперлась в стену. Причем как в прямом, так и в переносном смысле слова.
Женщина уже двадцать лет просит отремонтировать стену дома на улице Рубинштейна, 15/17, в котором живет вместе с мужем и дочерью. Раньше к четырехэтажке примыкали «Щербаковские бани». В 1988 году бани снесли, вследствие чего смежная стена дома, по заключению специалистов, «утратила функцию защиты от влаги»: стала намокать, промерзать и пропускать холод в квартиру Матвеевых. Сотрудники городского центра экспертизы еще в начале девяностых сделали вывод: кирпичная кладка разрушена, вызывает опасения и нуждается в капремонте.
«Новая» уже рассказывала, как и сколько Елена Матвеева добивалась ремонта (см. № 26, 42 за 2008 год). Как выиграла несколько судебных процессов. Однако ни одна из ее побед не отразилась на состоянии стены. Непробиваемая твердь чиновничьего безразличия и цинизма оказалась прочнее. Лица, облеченные властью, откровенно проигнорировали все принятые в отношении них судебные решения. Последнее, которое в пользу истицы Куйбышевский суд вынес в 2001 году, жилищниками Центрального района до сих пор не исполнено. На это и пожаловалась Елена Матвеева в Страсбург. Результат не заставил себя ждать.
В марте этого года Европейский суд по правам человека направил петербургским чиновникам запрос: почему не исполняется решение суда, которое обязывает ГУЖА (жилищное агентство) Центрального района «установить и устранить причину намокания стены в квартире дома по улице Рубинштейна, 15/17, занимаемой Матвеевыми, и обеспечить отопительный обогрев надлежащего качества»?
Ответить «уклонистам» из администрации было нечего, и они зашевелились. В начале апреля к дому на улице Рубинштейна, 15/17, впервые за много лет пришли рабочие, поставили леса и оштукатурили стену. 20 апреля усталые и довольные исполнители продемонстрировали свою работу эксперту — руководителю ООО «Жилкомэксперт» Вадиму Гринбергу. Однако в тот же день, оказавшись на месте, Гринберг определил причину намокания стены и подробно разъяснил чиновникам, как ее нужно ликвидировать:
«Для устранения промерзания стены следует заглушить дымовые каналы в уровне чердака, демонтировав трубы, — говорится в техническом заключении. — В торцовой стене, где расположены каналы, выполнить выченку с наружной стороны и заполнить каналы кирпичом на известковом растворе, с последующим оштукатуриванием стен. Как вариант, возможно заполнить существующие каналы монтажной пеной с наружной стороны через последовательно просверленные отверстия».
— Но было поздно прислушиваться к советам эксперта, поскольку рабочие уже оштукатурили стену, — констатирует Елена Матвеева, — и этот внешний марафет чиновники портить не захотели. Решили выдать косметику за серьезную работу. Однако не смогли. Поскольку в июне, оценивая результаты ремонта, представители «Жилкомэксперта» подтвердили лишь оштукатуривание стены и демонтаж трубы.

Факт подтверждает акт
А время не терпит. Администрация Петербурга давно уже должна отчитаться перед правительством РФ, а то в свою очередь — перед Страсбургом: исполнено ли наконец решение суда по иску Матвеевой?
В срок до 9 июля федеральная служба судебных приставов требует у ГУЖА Центрального района представить заключение от ООО «Жилкомэксперт»: «является ли объем работ, выполненных ГУЖА Центрального района, надлежащим и полным»? «Устранены ли причины намокания стены»?
До 24 июля жилищники молчат. Затем рапортуют приставам, что… «запенивание каналов монтажной пеной проводилось», что существует «акт освидетельствования скрытых работ», а освидетельствовал их — инженер ГУЖА Центрального района. «Факт выполнения работ подтверждается актом» — такой заключительный аккорд в ответе заместителя директора жилищного агентства Виталия Блажиса ничуть не созвучен требованию судебных приставов. Но, видимо, попросить оценить свою «работу» Гринберга чиновники еще раз не рискнули…

Молчит Русь, не дает ответа
Единственное, чем страшит российских ответчиков Страсбург, — денежные выплаты. По делу Матвеевой в администрации Центрального района даже собрали совещание (с участием представителей службы судебных приставов и прокуратуры) на тему: как не допустить взыскания ущерба с казны РФ?
Придумали: в июле (когда даже в наших погодных условиях едва ли стена способна промерзать. — Н. П.) чиновники решили явиться в квартиру Матвеевых со своей комиссией и провести собственное обследование стены на предмет наличия либо отсутствия намокания. Такие проверки жильцам на улице Рубинштейна, 15/17, уже до боли знакомы. Приходят сотрудники районной администрации и ГУЖА, трогают стену и пожимают плечами: «Сухая, не намокает».
Елена Матвеева в июле комиссию в квартиру не пустила. «Дважды не обеспечен доступ», — 28 июля резюмировали судебные приставы. Те приставы, которые до недавних пор заставляли чиновников исполнять решения суда, теперь сопровождают ответчиков к истице, — видимо, тоже вынуждены радеть за сохранность государственного бюджета. На прошлой неделе представители службы судебных приставов сообщили Матвеевой, что в августе придут к ней в последний раз. И если вместе с комиссией не смогут попасть в квартиру — то прекратят исполнительное производство по решению Куйбышевского суда от 2001 года. Страсбургу больше не о чем будет беспокоиться.
— Но если они в квартиру попадут и поставят двадцать закорючек под собственным заключением: «стена — сухая», то производство по моему делу также прекратят, — рассуждает Елена. — А этими документами о якобы выполненном ремонте и ненамокании потом отчитаются в Европейском суде. Пускать их или не пускать — для меня уже разницы нет.
Еще в июне Елена Матвеева направила в Городскую прокуратуру обращение с просьбой пресечь представление районными чиновниками фальсифицированных документов в правительство России и в Страсбург для отчета об исполнении решения суда. Поскольку на самом деле оно по сей день не исполнено. Сроки ответа у прокуроров вышли. Ответа нет.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА