Голод идет в столицу
Голодовка обманутых дольщиков продлилась десять дней. Нельзя сказать, чтобы она не дала никакого эффекта, но главное требование голодающих так и не было выполнено: Валентина Матвиенко к ним не приехала. Как только дольщики окончательно поняли, что губернатора им не дождаться, они решили приостановить голодовку в питерском офисе партии «Яблоко», чтобы позже продолжить ее в Москве.
Голодовка в штабе «Яблока»
Я с вами не разговариваю
На подготовку акции федерального уровня уйдет месяц-полтора. Все это время дольщики обещали приглядываться к действиям городских властей: если увидят реальные подвижки в сторону решения их вопроса — глядишь, еще подождут с продолжением голодовки. Но пока что веры в это у них маловато.
На пресс-конференции в «Росбалте», где подводили итоги завершенной части акции, один из лидеров обманутых дольщиков Сергей Думцев говорил уже без обиняков:
— Нас шокировало бесчеловечное поведение губернатора, который показал свое истинное лицо: ему безразличны жизнь и здоровье петербуржцев, в том числе пожилых, матерей маленьких детей. Вместо того чтобы прийти к нам для конструктивного диалога, Валентина Матвиенко начала защищаться, оправдываться и вместе со своими вице-губернаторами дискредитировать голодающих…
Наталья Дунаева, координатор акции, тут же подтвердила слова Думцева данными статистики: шестеро голодающих были госпитализированы с тяжелыми диагнозами, при этом двое из них неделю провели в больнице.
Визит минотавров
Нельзя сказать, что городские власти никак не реагировали на голодовку. Наоборот, реагировали — причем тремя разными способами: победными заявлениями губернатора, пиаром своих достижений перед журналистами и даже одним официальным визитом к голодающим.
Валентина Матвиенко за время голодовки сделала два заявления по проблеме обманутых дольщиков. В последний раз она поручила вице-губернатору Александру Вахмистрову «в ближайшее время провести совещание по вопросам скорейшего завершения строительства проблемных объектов — домов, где дольщики не могут получить свои квартиры по причине несостоятельности застройщика». Сами дольщики к очередному подобному заявлению относятся, понятное дело, скептически.
— На девятый день акции нас посетили Александр Вахмистров и Людмила Косткина, — рассказала Наталья Дунаева. Вообще-то смольнинские чиновники не любят офиса «Яблока». Обычно их туда калачом не заманишь. Но, видимо, дух протеста начал уже покидать стены дома по адресу Маяковского, 46, ведь в ближайшем будущем оппозиционная партия планирует переехать на Шпалерную, 13…
Протокол встречи с вице-губернаторами не велся, и никаких особых подвижек в решении их вопроса дольщики не увидели. Единственное — четырем из них пообещали ускорить процесс получения денег, присужденных судом, но, даже если обещание выполнят, эти деньги уже так обесценились, что такую помощь можно назвать лишь половинчатым решением.
— Пострадавшим с моего адреса (Пятилеток, 13) снова посоветовали идти в суд, — вспоминает Наталья Дунаева. — Для нас это не решение вопроса. Правда, раньше просто предлагали вернуть вложенные средства, а теперь позволяют их проиндексировать. Но индексация будет отталкиваться не от рыночной стоимости квартир, а от инфляции, т. е. нам присудят суммы, в большинстве случаев недостаточные вообще для покупки какого-либо жилья.
Дольщики полагают, что для определения суммы компенсационных выплат нужно проводить не индексацию, а экспертную оценку стоимости их квартир, как сделала Светлана Файт (инвестор «Инекс-дизайна»). Эксперт установил, что ее квартира стоит 3,5 млн, в то время как комиссия Косткиной с ноября прошлого года не может выплатить ей 2 млн по решению суда. Во время своего визита вице-губернаторы пообещали, что Светлана Файт получит деньги в течение трех месяцев: она уже внесена в список из двадцати человек.
— Мне сказали, что я тоже вхожу в этот список, — рассказывает Тамара Добычина, дольщица дома по Коломяжскому, 28, — но я пока не знаю, радоваться или нет. Обещают, что выплатят мои 5 млн, как было постановлено решением суда. Однако уже на момент решения моя квартира стоила 5,6 млн рублей, а с тех пор ее стоимость еще увеличилась. Но ладно — я могла бы, в конце концов, купить квартиру меньшего метража, однако с положенной мне суммы собираются еще вычесть налог — и не 13, а 26%, т. к. я пенсионерка. Значит, согласившись на эти деньги, я смогу купить только существенно меньшую квартиру.
Экскурсия победителей
Вскоре после начала голодовки Комитет по строительству специально для прессы провел выездное заседание. На борту комфортабельного автобуса журналисты, сопровождаемые чиновниками, осмотрели три бывших проблемных объекта города: 10-й корпус 9-го квартала Пушкина; 16-й квартал Пушкина и Дачный, 17. Все три — завершены или почти завершены (т. е. снаружи выглядят абсолютно готовыми). Объекты же, находящиеся в менее завидном положении (в частности, 8-й и 9-й корпуса 9-го квартала Пушкина; Ленинский, 93), хотя они и были указаны в плане поездки, обсуждались заочно.
Особенное впечатление произвели председатели жилищно-строительных кооперативов, образованных дольщиками на бывших проблемных объектах. Они с подкупающей искренностью благодарили сотрудников комитета за то, что те помогли дольщикам достроить дома на собственные средства — то есть разрешили повторно оплатить свои квартиры…
— До апреля 2005 года Комитет по строительству не имел права контролировать финансовую деятельность застройщика — мы должны были смотреть только за качеством и сроками строительства, — рассказывал Владимир Кузнецов, запредседателя комитета. — Но после выхода в 2005 году 214-го закона мы получили такую возможность и сейчас ведем постоянный мониторинг финансового состояния строительных компаний, проводя по запросам граждан проверки. И ни одного обращения по договорам, заключенным после 2005 года, у нас нет.
Что ж, будем надеяться, что все действительно так. Однако необходимо отметить, что люди, вкладывавшие деньги в объект: Пушкин, улица Архитектора Данини, 1а/1б, и лишь весной этого года попавшие в стройные ряды обманутых дольщиков, заключали договора в 2004 году. Вполне возможно, что у тех, кто заключал договор в 2005-м и позже, еще просто не превышены сроки строительства — а значит, их проблемы до поры до времени спят…
Информационная война
Кстати, по сообщениям некоторых городских СМИ, голодавшую дольщицу с вышеупомянутого объекта на улице Архитектора Данини, Марию Каулик, в своем выступлении упомянул Александр Меденцев, глава управления надзора и контроля долевого строительства Комитета по строительству: «Девушка является дольщиком двух квартир, одна из которых предназначается ей самой, а другая — ее пожилой матери. Сейчас на рассмотрение социальной комиссии вице-губернатора Людмилы Косткиной поступил ее запрос о предоставлении матери, которая имеет проблемы со здоровьем, жилья на время завершения долевого строительства. Для себя девушка ничего не просит».
Однако Александр Меденцев, видимо, не так уж хорошо знаком с ситуацией Марии, потому что слова чиновника немало возмутили ее:
— Реальной дольщицей является моя мама — а я представляю ее интересы; то есть на нашу семью у нас приобретена одна квартира, для чего мы продали старую. А на комиссию Косткиной мы вышли как раз вместе — для предоставления нам обеим временного жилья на период строительства дома и ввода его в эксплуатацию. О том, что для себя я ничего у Косткиной не прошу, говорится, возможно, для того, чтобы предоставить нам во временном фонде меньше метров…
Вообще Мария обеспокоена тем, как преподносят информацию о голодающих дольщиках в своих заявлениях представители власти:
— Насколько я вижу, в разговорах и обо мне, и о других голодающих постоянно искажаются факты. Это информационная война: намеренное желание подорвать нашу репутацию. Все время ссылаются на Косткину и ее комиссию, пытаясь оправдать перед губернатором свое бездействие. Между тем решения этой комиссии, как известно, носят рекомендательный характер.
Гордиев узел юриспруденции
Однако сотрудники комитета ревностно отстаивают результаты работы комиссии Косткиной.
— Комиссия дает рекомендации, основываясь на решениях суда. Если дольщики Пятилеток, 13, или «Инекс-дизайна» недовольны решениями комиссии, они могут пройти ее еще раз, если заново проиндексируют стоимость своих долей, — поясняет Александр Меденцев.
С точки зрения Комитета по строительству, действительно все верно: не могут же они принимать решения, основываясь на собственных представлениях! Им нужны бумаги, в частности из судов, чтобы обосновать те или иные финансовые траты. А то, что от решения суда до выплаты денег могут пройти годы, бюрократической машине уже не переварить. Это лишний раз доказывает, что для решения проблемы обманутых дольщиков нужно политическое решение на уровне губернатора: юридические ресурсы комитетов уже исчерпаны.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Григория ПАШУКЕВИЧА
Под текст
Участников акции не забывала милиция: сотрудники органов регулярно наведывались в яблочный офис, чтобы уточнять списки голодающих. И в этом был определенный смысл: состав участников время от времени менялся. Например, в пятницу к отчаянному протесту петербуржцев присоединилась Надежда Буракова — обманутая дольщица с улицы Малая Балканская (южнее реки Волковки), квартал 45, корп. 14. Но в воскресенье у нее сильно поднялось давление, и врачи скорой помощи посоветовали женщине отказаться от голодовки.
— Постоянно приходили люди, приносили документы по своим объектам, хотя присоединиться к нам не решались, — рассказывает ответственная за голодовку Наталья Дунаева. — Всего с семи адресов, помимо тех, что были заявлены в начале нашей акции.
Прямая речь
Наталия ЕВДОКИМОВА, советник Сергея Миронова:
— Долевое строительство — это не «МММ», куда люди вкладывали на свой страх и риск. Мошенничество в этой сфере происходит под контролем государства, и государство должно признать свою, может, частичную, но вину. Чиновники могут говорить, что нет законных оснований решить проблему дольщиков, значит, надо их придумать, кто захочет — находит средства. Кто не хочет — говорит, что законов нет.
Игорь МИХАЙЛОВ, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге:
— Информацию о проблеме обманутых дольщиков я донес до губернатора лично два месяца назад, и тогда же сообщил, что будет взрыв. Я утверждаю, что губернатор знает о проблеме дольщиков. Валентина Ивановна — взрослый человек, со сформировавшейся позицией, которая заключается в том, что обманутые дольщики разделяются ею на два вида: не очень удачливые коммерсанты (они не голодают) и те, кому реально жить негде (их большинство). Однако в других регионах поняли, что нельзя их делить: решать вопрос вторых, оставляя за боротом первых, юридически нет оснований. Поэтому, пока такое разделение остается, дольщикам предлагают лишь половинчатые решения. Это неправильно: ведь финансовые обязательства и перед теми, и перед другими действительно нарушены. В конце концов, быть успешным коммерсантом — не преступление.
Также Михайлов предложил всем обманутым дольщикам (и другим лицам, чьи права нарушены) обратиться за помощью к нему по адресу: Конногвардейский бульвар, 19, офис 136, или по телефону 315-85-86.