Горийская симфония
«И тополя, расставленные в ряд,/Подняв над миром трепетное тело,/По-карталински медленно шумят/ О подвигах великого картвела».
Мало кто заметил среди калейдоскопа военных кадров одну парадоксальную картинку, на которую обратил внимание мой друг.
Когда российские танки прорвались в Гори, там их встретил один-единственный страж молодой грузинской демократии. На центральной площади города с высокого постамента на «принудителей к миру» гордо взирал… сам товарищ Сталин. Ни товарища Саакашвили, ни его представителей на местах не было.
Российские «империалисты», нарушив суверенитет соседнего государства, совершенно парадоксальным образом на враждебной территории встретились с памятником человеку, чье имя в представлении мировой общественности накрепко связано с русским «натиском на Запад». А также с идеями коммунизма, практикой ГУЛАГа и геноцида классов и народов.
И вот тут-то российской стороне волею судеб предоставлялась уникальная возможность повернуть мировое общественное мнение в свою пользу. Для этого всего-то и требовалось, вызвав камеры CNN, BBC, FOX NEWS и пр., под их пристальным прицелом публично взорвать едва ли единственный в мире памятник «вождю народов». Для американцев и европейцев такой акцент был бы совершенно неожиданным: и впрямь, если Грузия такая уж демократическая страна, то откуда там памятники Сталину. Отсылка на благодарную память земляков навряд ли сработала бы: ведь ни в Браунау-ауф-Инн, ни в Линце нет монумента тов. Шикльгруберу, а в итальянской Эмилии Романье у Муссолини есть не более чем семейная усыпальница. Таким образом, в пропагандистской войне был бы сделан выстрел, заставивший оппонентов замереть от неожиданности. Прямая параллель Сталин — Саакашвили, проведенная при помощи динамита, могла бы развернуть ситуацию на 180 градусов.
Но этого не произошло и, скорее всего, уже не произойдет. Не видно среди российских полковников и генералов креативных малых вроде итальянца д’Аннуцио. Привыкшие жить в российской глубинке среди сереньких «ильичей» в кепке и без таковой, недобро щурящихся из кустов, российские военные воспринимают монумент Сталину на центральной площади Гори как нечто само собой разумеющееся.
Но что особенно удивительно — и российские политики высшего звена, которых трудно упрекнуть в полной политической безграмотности, упустили из вида такую уникальную возможность.
Наоборот, Россия в сознании поляков, эстонцев, литовцев, латышей, сравнительно недавно избавившихся от малоприятных обязанностей ездить кланяться в московскую Орду, снова надела маску империалистического агрессора. Но для того, чтобы изолировать Саакашвили хотя бы от Балтийских стран, можно было на протяжении последних лет сделать некоторые дипломатические шаги, о которых наши политики даже думать не хотят. А именно — признать преступления коммунистического режима против балтийских и других народов, включая все народы России и русский в том числе. Для этого не нужно даже придумывать никаких новых концепций, а просто перечитать столь любимого напоказ Александра Солженицына. Нужно было сделать на этот счет какие-то официальные политические заявления. И не делать других — то есть не попрекать ежечасно латышей, эстонцев и литовцев тем, что они, защищаясь от вооруженных коммунистических банд, прибегли к вынужденной помощи гитлеровского агрессора. Когда-то нужно будет все-таки признать, что Сталин, Берия и Жуков ничем не лучше Гитлера, Гиммлера и Геббельса и что, наконец, война выиграна не благодаря Сталину и Жукову, а вопреки им. Когда-то нужно произвести окончательную декоммунизацию названий улиц, парков и площадей.
Впрочем, подобные заявления и действия сделать не поздно еще и сейчас — они способны выбить из рук оппонентов России ряд имеющихся у них серьезных козырей.
Вячеслав КОЧНОВ
Карикатура Виктора БОГОРАДА
Досье «Новой»
«Горийская симфония» — так называлось стихотворение Николая Заболоцкого, написанное им после посещения Грузии в 1936 году и опубликованное в «Известиях» 4 декабря того же года. В первоклассных с художественной точки зрения строфах поэт среди описаний осенних горных пейзажей, в частности, замечает: Несмотря на своевременную публикацию гимна «вождю народов», Николай Заболоцкий, имевший в то время на руках годовалую дочь, 19 марта 1938 года был арестован органами НКВД в ходе их попытки инсценировать троцкистско-бухаринский блок в писательской среде. Был подвержен четырехдневным пыткам и допросам. Ложных показаний не дал. В сентябре 1938 года Особым совещанием приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Семья выслана в город Уржум Кировской области.