Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Михаил борзыкин: «теперь слово за романтиками»

21 августа 2008 10:00

На фоне российско-грузинского конфликта мало кто вспоминает о событиях 17-летней давности, приведших к краху советского имперского режима. Хотя в том, что произошло за те три переломных дня российской истории, во многом кроются причины происходящего сегодня. В годовщину августовских событий мы встретились с лидером группы «Телевизор» Михаилом Борзыкиным, одним из самых ярких участников Ленинградского рок-клуба того времени.




— Михаил, как вы восприняли события августа 1991 года, и как вы оцениваете их сейчас?
— О путче я узнал, находясь на отдыхе у бабушки, в городе Пятигорске, на Кавказе. Это был шок. Я судорожно пытался вылететь или выехать в Петербург, но билетов не было. Я начал звонить друзьям-музыкантам, узнавать, что происходит, потому что в Пятигорске царила полная апатия и даже некое злорадство по этому поводу. Для меня было очевидно, что с ГКЧП придется воевать, и то, что все закончилось так быстро и обошлось относительно малой кровью, я воспринял как праздник. Это была долгожданная победа революции, о которой мы мечтали с начала 80-х. Эйфория вылилась на улицы, такого единения романтически настроенных индивидуумов я на своем веку, пожалуй, и не припомню. Это было время надежд. К сожалению, то, что происходило потом, стало крушением этих самых надежд. И не проведенная вовремя люстрация, и события 1993 года, и чеченская война, и приватизация вызвали только разочарование. И Ельцин не смог откреститься от своих коммунистических корней. В результате плодами революции воспользовались негодяи (как это обычно бывает), пуповиной связанные с самой кровавой в нашей истории организацией — ВЧК–КГБ–ФСБ. Они украли у нас революцию, поэтому мы снова выходим на марши и пытаемся вернуть понятию «русский рок» его былое значение.
— Вы являетесь постоянным участником Маршей несогласных. Предстоящая 22 августа акция «Рок за свободу» имеет отношение к движению несогласных?
— Организатором акции является питерское отделение ОГФ, и меня порадовало, что они находятся в поиске новых форм проведения гражданских акций. Рок-концерт мне, конечно, ближе, чем Марши несогласных.
— В чем цель данной акции?
— Страна совершила полный круг от коммунистов к коммунистам, вернувшись к тем же имперским амбициям, только на новом уровне. Пришло время рок-музыке вспомнить о своей истории. Рок был другим в девяностые. Мы старались чувствовать и отражать окружающую нас несправедливость. К сожалению, внезапно оглянувшись, через 17 лет мы обнаружили, что за нами никого нет. Наша цель — наполнить истощенный шоу-бизнесом русский рок его исконным содержанием. Give me some truth — «Дайте мне правду», как пел Джон Леннон.
— Каково ваше отношение к военным действиям в Грузии?
— События в Грузии — это очередная трагедия нашей постсоветской реальности. Как это ни банально, я повторю не раз уже прозвучавшее: гибнут люди, и на этой гибели нельзя спекулировать и зарабатывать политические дивиденды. Это в первую очередь человеческие страдания. Если патриотизм заключается в том, чтобы прославлять убийство, то я — антипатриот. Мне эта война в упрощенном виде напоминает картинку из собственного детства, когда старший мальчик дает сдачи обнаглевшему зарвавшемуся младшему, а тот, в свою очередь, приводит на подмогу самого сильного хулигана во дворе. И этот хулиган с невероятной жестокостью расправляется с тем, кто обидел младшего. Причем бьет уже лежачего, ногами, в кровь, с одной целью — утвердить свое победоносное превосходство над всеми мальчиками двора.
Все эти дни я довольно тщательно пропускал через себя пропаганду с обеих сторон и свидетельства очевидцев. Окончательные выводы делать рано, но мне кажется, виноваты и Саакашвили, и Путин. Война готовилась давно и явилась результатом закулисных политических интриг. То, что выдавали российские СМИ, очень напоминало мне освещение событий в Афганистане в советской прессе — то же американское оружие, тот же интернациональный долг, тот же ура-патриотизм. Та война закончилась бессмысленной гибелью сотен тысяч наших и не наших парней. Конечно, без ассоциаций с событиями в Чечне тоже не обходится — те же вопли о «злых чеченцах», которых необходимо наказать, и массовая гибель мирного населения. Итоги этой войны мы еще до конца не осознали, но они не менее позорны, чем итоги войны в Афганистане.
Есть еще один печальный вывод — нами, несвободными гражданами несвободной страны, снова манипулируют, довольно успешно вызывая к жизни все новую и новую ненависть. Мир болен, нас всех надо лечить, и хорошо бы, чтобы операция не привела к летальному исходу. На акции «Рок за свободу» мы, конечно, будем говорить о российско-грузинском конфликте, потому что свобода — это в том числе и отсутствие агрессии по отношению к ближним.
— Совместимы ли рок и политика?
— Рок вырос из социальных конфликтов ХХ века. В поствоенном американском обществе родилось поколение, которое не разделяло консервативных идеалов своих родителей и жаждало перемен, и появившийся в 50-е годы рок-н-ролл стал символом этих перемен. Освобождение от поствоенной депрессии и догм буржуазной морали породило волну протеста, в том числе и в музыке. Для людей моего поколения рок был связан с тем, что происходило в стране. Так же это было и для Pink Floyd, Джона Леннона, Боба Марли в начале 70-х, панков и пост-панков 80-х. Это тысячи рок-н-ролльных имен. Рок вне политики — в этом есть что-то ханжеское, типа «моя хата с краю — ничего не знаю». Все явления в жизни человека переплетены в единый пульсирующий клубок, и препарировать этот живой организм, извлекая из него политику, — занятие бессмысленное. Политика — такая же проекция человеческого сознания на окружающий мир, как и любовь.
— Вы сами являетесь членом какой-либо партии?
— Я никогда не состоял ни в каких партиях. Не хотелось принадлежать к любым иерархическим структурам. Я разделяю некоторые взгляды многих политических движений, но быть членом одной политической партии всегда считал опасным для своего развития. Национальная ассамблея, членом которой я был избран, политической партией не является. Это всего лишь дискуссионный клуб, стол переговоров, некое подобие народного парламента, а я, можно сказать, его независимый депутат.
— Каким вам видится будущее системы, с которой вы боретесь, и будущее группы «Телевизор» в связи с этим?
— Система неэффективна, все признаки гниения налицо. О скором экономическом крахе заговорил даже путинский Кудрин. Это вопрос времени. К сожалению, за минувшие 17 лет было сделано так много, чтобы этот кризис подготовить, что революция, которую мы не успели завершить в 91-м, переносится на ближайшие годы. Очищение и покаяние — это то, что нам предстоит, и я очень рад этому как человек и как рок-музыкант. Цинизм как национальная идеология обанкротился. Теперь слово за романтиками.

Беседовала Елена ЛАНСКАЯ


P. S. Завтра, 22 августа, группа «Телевизор» выступит на площади академика Сахарова в рамках акции «Рок за свободу!». Мероприятие, посвященное годовщине поражения ГКЧП, начнется в 19:00. В акции примут участие видные деятели демократического движения начала 90-х. Среди них депутат РСФСР телеведущая Белла Куркова, начальник штаба обороны Белого дома Виктор Югин, депутаты РСФСР Виктор Лучинский и Игорь Кучеренко, приглашен народный артист СССР Олег Басилашвили.