Икра по-черному
Не всякая черная икра одинаково полезна для здоровья. В минувший четверг Куйбышевским федеральным судом Петербурга были осуждены фабрикаторы поддельной черной икры, чья самодельная продукция под видом известного астраханского бренда «Русская икра» поставлялась в элитные городские рестораны и магазины и вполне могла попасть на стол высокопоставленных петербуржцев и их гостей в ходе официальных приемов и мероприятий.
Из довольно многочисленных обвинений суд оставил подсудимым лишь одно — незаконное использование чужого товарного знака — той самой известной астраханской фирмы «Русская икра». По мнению суда, обвинение не смогло доказать главного: того, что подсудимые замдиректора ООО «Золотой карп» Андрей Карпенко, его супруга Фатыма, брат Фатымы Фатах Ажмулаев, Андрей Овсянников и гендиректор ООО «Бегемот» Владимир Рынский действовали организованной преступной группой. Следствие так и не конкретизировало сферу деятельности каждого из подсудимых, его роль и сумму полученных каждым незаконных доходов. Тем более что если преступная деятельности Карпенко с супругой охватывала период с 2002-го по осень 2005 года, то деятельность остальных — лишь несколько месяцев 2005 года. Поскольку не доказанной оказалась ОПГ, то изменилась квалификация и двух других статей обвинения: незаконное предпринимательство и легализация имущества, добытого преступным путем (то есть браконьерской икры).
По части незаконного предпринимательства, доказательства по которому, представленные органами предварительного следствия, суд посчитал крайне недостаточными, все пятеро подсудимых были оправданы за непричастностью. Что же до легализации преступно добытого имущества, суд прекратил уголовное преследование подсудимых за истечением срока давности.
В результате назначенный судом срок оказался условным: Андрей Карпенко получил 4 года условно с испытательным сроком в 3 года, Фатыма и Владимир Рынский — 3 года условно с испытательным сроком в 3 года, Овсянников и Ажмулаев — по 2,5 года условно с испытательным сроком в 2 года. А вот денежное возмещение оказалось совсем не условным — штрафы подсудимым придется заплатить весьма полновесные: Андрей Карпенко — 300 тысяч рублей, Фатыма Карпенко — 150 тысяч рублей, Владимир Рынский — 200 тысяч рублей, Фатах Ажмулаев и Андрей Овсянников — по 50 тысяч рублей каждый.
Никто из подсудимых не намерен обжаловать вынесенный приговор — ни Владимир Рынский, единственный, до самого последнего слова твердивший о своей невиновности и о том, что дело против него — результат «недобросовестной конкуренции» торговцев рыбными деликатесами, ни все остальные, признавшие свою вину полностью.
Собственно, сама пресловутая черная икра добывалась в низовьях Волги браконьерским способом, а потом из Астрахани от родственников Фатымы Карпенко, уроженки тамошних краев, пересылалась в Петербург в пластиковых контейнерах через проводников железнодорожных пассажирских составов. Здесь, в Петербурге, икра хранилась в холодильниках на квартире, которую снимали для этой цели супруги Карпенко, там же расфасовывалась с помощью кустарных приспособлений в стеклянные баночки с фирменными крышками «Русской икры». Икра — продукт скоропортящийся, а потому, чтобы продлить ее жизнь, в уже подпорченную икру щедро добавлялся формалин и другие химические препараты, совсем не полезные для организма. Икра поставлялась через ряд фирм в крупные торговые организации: ЗАО «Елисеевский магазин», ЗАО «Мегамарт», ОАО «Гостиница «Советская», ООО «Гранд-палас-К», ООО «Европа Отель», ФГУ «Государственный комплекс «Дворец Конгрессов» и другие».
Всего с 2002 по 2005 год в Петербурге реализовано черной икры на общую сумму более 32 миллионов рублей. Именно нарекания к качеству продукта позволили сотрудникам правоохранительных органов раскрутить это дело. Еще в 2004 году с жалобой на некачественную икру обратился в петербургскую милицию один из иностранных гостей Петербурга. Приобретя в одном из магазинов банку черной икры, он решил попробовать редкий деликатес уже в самолете, и здесь баночка буквально взорвалась в его руках. Раскручивая цепочку от магазина к поставщикам, оперативники вышли на директора петербургского ООО «Бегемот» Владимира Рынского.
Учитывая, что промышленная добыча осетровых в России находится под запретом с 2003 года, у сотрудников милиции возникли серьезные подозрения, что товар, которым торгует «Бегемот» под чужим именем, имеет незаконное происхождение. В конце 2005 года удалось выйти на след подпольного фасовочного цеха, располагавшегося в обычной петербургской квартире на улице Авиаконструкторов, которую снимали Карпенко. Рынский в суде говорил о том, что тщательно следил за качеством продукции, поступавшей на стол во время приемов высоких гостей Петербурга — от Владимира Путина до Жака Ширака — и действительно, никто из высокопоставленных потребителей черной икры «от Карпенко» на ее качество не жаловался.
Александр САМОЙЛОВ