Инвестор особого назначения
Городское правительство одобрило проект закона «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга», который призван «урегулировать вопросы реализации инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для города». Если его примет Законодательное собрание — в чем при нынешнем раскладе сомневаться почти невозможно — число сомнительных (чтобы не сказать больше) проектов Смольного может резко возрасти.
Здесь будет ОДЦ «Охта». Вид на стройплощадку
через дырку в заборе
Понятие «стратегических инвесторов», ныне весьма любимое городской администрацией, было рождено в 2004 году творческим гением депутата Алексея Белоусова, неизменно интересовавшегося строительными вопросами. Именно он предложил ввести в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» упоминание о «стратегических инвесторах», которые «принимают участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих особое значение для социального, экономического, культурного и иного развития». Что за проекты, кто и как их будет отбирать — в законе не уточнялось, так что простор открывался необычайный. Зато указывалось, что в отличие от обычных инвесторов, которые могут получать объекты недвижимости только на торгах, инвесторы стратегические от этой неприятной обязанности счастливо избавлены: им земельные участки, здания, сооружения могут выделяться целевым назначением — в соответствии с заключенными соглашениями.
Смысл предложения был крайне прост: покупая недвижимость на торгах, инвестор должен платить ту цену, которая сформируется в результате конкуренции участников. А «стратегический инвестор» при получении «целевым назначением», как сказано в упомянутом законе, платит лишь «начальную цену». То есть ту, с которой торги начинаются. Результат с точки зрения городского бюджета очевиден. Но это еще не все: для «стратегических проектов» городское правительство наделялось правом уменьшить даже и эти платежи, которые инвестор должен был внести в казну. На какую сумму уменьшить — не уточнялось. Хоть до нуля.
Кто хочет — конечно, может верить, что столь выгодный для будущих «стратегических инвесторов» закон был принят исключительно из альтруистических соображений. И не повлек за собой в будущем никакой ответной благодарности…
1 марта 2005 года правительство города приняло постановление № 216 «О стратегических инвестиционных проектах Санкт-Петербурга», которым само для себя и определило правила отбора «стратегических инвесторов». Причем весьма расплывчатые: проект должен соответствовать «принципу стратегической важности», то есть обеспечивать «развитие инвестиционного рынка, промышленности, туризма, науки, культуры и образования, информационных технологий и инноваций, финансовой отрасли, транспортно-транзитной и логистической отрасли», а результатом его реализации должно быть «существенное улучшение социально-экономических и культурных условий жизни» петербуржцев. Еще он должен «стимулировать инвестиционную и деловую активность на территории» либо «хозяйственную деятельность», быть окупаемым и обеспечивать не менее трех миллиардов рублей инвестиций.
Понятно, что в столь широкие ворота немедленно устремились как крупные компании, так и никому ранее не известные. В «Новой» не раз описывалась, скажем, история ООО «Перспектива», которое, имея уставный капитал в 10 тысяч рублей, получило статус «стратегического инвестора» для реализации работ по строительству морского порта на западе Васильевского острова. Что касается окупаемости проекта, то за это строительство целиком заплатит бюджет, и еще приплатит «инвесторам» около 900 миллионов рублей. И о том, как ведут себя «стратегические попрошайки» из «Газпром нефти» с их печально известным проектом газоскреба, мы не раз рассказывали. Например, о том, как за широко разрекламированную чуть ли не благотворительную «программу реконструкции систем теплоснабжения» в нескольких районах города на самом деле заплатит вовсе не газовый монополист, а жители — по повышенным тарифам…
21 июня 2005 года городское правительство своим постановлением № 837 утвердило перечень стратегических инвестиционных проектов и перечень стратегических инвесторов.
Впоследствии эти перечни не раз дополнялись, и на сегодняшний день среди «стратегических проектов» — строительство ЗСД, многофункционального комплекса в Приморской юго-западной части города «Балтийская жемчужина», она же «Китайский квартал»), «Новой Голландии», здания для второй сцены Мариинского театра, футбольного стадиона, морского пассажирского терминала и создание территории западной части Васильевского острова, программа развития гостиничной инфраструктуры, строительство автомобильных заводов «Тойота», «Ниссан» и «Дженерал Моторс», реконструкция теплоснабжения Петроградского района, строительство и эксплуатация Юго-Западной ТЭЦ, преобразование территории Апраксина двора, развитие аэропорта Пулково и другие проекты.
В свою очередь, среди «стратегических инвесторов» — ОАО «Северсталь», ЗАО «Терра Нова» (наследник «Перспективы» и «Морского фасада»), Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания, компании «Тойота», «Дженерал Моторс» и «Ниссан», ОАО «Газпром», ООО «Петербургтеплоэнерго», ЗАО «Русская содовая компания», ОАО «Юго-Западная ТЭЦ», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Главстрой-СПб» (занимающееся реконструкцией Апраксина двора)…
Что предлагает Смольный сейчас? Узаконить все нормы, которые ранее входили лишь в 216-е постановление городского правительства, увеличить до 15 миллиардов рублей объем инвестиций, необходимый для того, чтобы проект признали стратегическим (при этом для проектов по созданию промышленных предприятий оставлена прежняя сумма — 3 млрд рублей) и ввести новое понятие «стратегического партнера».
Этим статусом предлагается наделить компании, зарегистрированные в Петербурге, «активно участвующие в формировании положительного имиджа северной столицы и способные организовать партнерские отношения с максимальным для города экономическим эффектом». Пресс-служба Смольного заботливо отмечает, что «звание стратегического партнера не дает особых преференций, однако обеспечивает компании высокий статус».
«Я не халявщик, я — партнер!» — гордо говорил Леня Голубков в известной рекламе МММ. Все помнят, чем закончилось «партнерство» для участников этого «стратегического проекта»? Как бы нам не получить в Петербурге, кроме «стратегических попрошаек», еще и «стратегических халявщиков»…
Борис ВИШНЕВСКИЙ