Бренд на грани нервного срыва
Леонид Гозман. После Марша несогласных, ноябрь 2007
Топовой новостью конца минувшей недели стал раскол в петербургском региональном отделении СПС. Хотя новостью ли? Дела в королевстве правых, как бы они сами того ни отрицали, давно уже шли неважно.
При этом сами руководители Союза, которых их коллеги-сопартийцы осуждают за утрату политической активности, судя по всему, готовы переходить в новую партию — если таковая будет создана в ближайшее время. Судьба некогда громкого, а сегодня, положа руку на сердце, малоликвидного бренда «СПС» пока остается неясной.
Группа членов партии, решительно осудив «бездействие местных руководящих органов» и «прекращение активной политической деятельности», объявила о создании собственной, не предусмотренной уставом СПС внутрипартийной структуры с рабочим названием «Консультативный совет».
«Консультативный совет членов СПС в Петербурге сформирован с целью регулярного обмена мнениями о политической и социально-экономической ситуации в городе и стране, выработки согласованных позиций по обсуждаемым вопросам, выступления с общественными и политическими инициативами», — говорится в открытом обращении раскольников.
Широко разрекламированный демарш меж тем на поверку оказался не только предсказуемым, но и откровенно слабым с точки зрения выхлопа — по принципу «шаг вперед — два шага назад». Распространив открытое письмо, авторы текста, видимо, сами себя убоявшись, тут же поспешили сообщить, что не имеют абсолютно ничего против местного руководства СПС, не добиваются, упаси бог, кадровых перестановок, а лишь призывают своих партийных боссов «к повышению активности».
Самое смешное, что руководитель отделения Союза в северной столице, один из руководителей РАО «ЕЭС», правая рука Чубайса Леонид Гозман, по его собственному признанию, спит и видит, как бы избавиться от этого поста, который год назад он принял с большой неохотой и исключительно потому, что «не счел себя вправе поступить иначе».
— Когда мне мои товарищи оказали эту честь, я не скрывал: ситуация крайняя, — объясняет Леонид Яковлевич. — Не может быть в таком городе руководства со стороны — а я, хотя и петербуржец, в Петербурге бываю только наездами... Перед прошлогодними выборами в Госдуму я не мог отказаться возглавить отделение, это было бы неправильно, но предполагал, что на ближайшей конференции передам свои полномочия другому человеку...
Выборы партия благополучно проиграла, а вот смены руководства в питерском отделении СПС так и не дождались. Как объясняет г-н Гозман, пока это невозможно, «поскольку у нас нет ответов на базовые вопросы».
— Ведь наш Союз создавался в другой стране и для другой страны, нежели та, в которой мы живем сейчас. Соответственно, он должен быть преобразован. Назрели реформы — это всем очевидно, но еще не очевидно какие, — подчеркивает политик.
По его словам, интенсивные переговоры о будущем партии шли в течение всего лета и продолжаются сегодня, буквально в настоящий момент. А до их завершения проводить отчетно-выборную конференцию неразумно и даже бессмысленно: «Я связан обязательствами конфиденциальности, это залог успеха. Что я могу сказать коллегам?..»
Тем не менее конфиденциальность не помешала топ-менеджеру топливно-энергетического комплекса проговориться: развязка наступит еще до конца сентября. Тогда на суд членов партии будут вынесены различные варианты развития событий.
— Наверное, кто-то не согласится с тем или иным вариантом, но, по крайней мере, бренд Союза останется за большинством, — обнадеживает один из лидеров правых. Куда при этом денется так называемое меньшинство — он не уточнил.
Что касается обвинений в свой адрес, которые предшествовали формированию консультативного совета в Петербурге, то, как обозначил свою позицию Леонид Яковлевич, «я их понимаю, но не могу полностью признать». Однако никаких признаков раскола в произошедшем Гозман не усматривает — по его оценке, это вариант нормы, и вообще — «не стоит придавать этому такого значения».
Впрочем, если принять версию о том, что правая рука Чубайса одной ногой уже в другой партии, спрашивается: не все ли ему равно?..
P. S. Напомним, по имеющимся сведениям, о создании новой объединенной партии демократического толка может быть объявлено уже до конца года. По одной из версий, она может быть сформирована на базе СПС, по другой — на базе «Яблока».
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Cправка «Новой»
В консультативный совет СПС вошли пятнадцать петербургских активистов, которых давно не устраивало нынешнее положение партии в регионе: Сергей Березинский, Леонид Грейсер, Виктор Номеровский, Дмитрий Молоковский, Лев Ривкин, Владимир Садовский, Иосиф Скаковский, Игорь Сошников, Игорь Кучеренко, Борис Полищук, Павел Еремеев, Юрий Карякин, Михаил Рябинин, Михаил Тылевич, Георгий Трубников.
Прямая речь
Леонид РОМАНКОВ, экс-представитель СПС, депутат Ленсовета последнего созыва, депутат ЗакСа 1-го и 2-го созывов, диссидент, правозащитник:
— Меня произошедшее нисколько не удивляет. Я вступил в Союз сразу после его образования, придя туда из ДВР, а покинул его около двух лет назад. Если бы я сейчас был членом СПС, я бы тоже присоединился к упомянутому открытому письму. Я и ушел из партии именно потому, что в Петербурге она никак себя не проявляла, и мне это стало неинтересно. СПС превратился в пассивную, беззубую структуру, не имеющую авторитета...
Что касается объединенной партии, то — я это говорил и Митрохину на встрече с ним, и Явлинскому в свое время, — конечно, нужно забывать все эти идиотские разногласия: кто был виноват в приватизации и прочем. Нужно делать ребрендинг. Но ни СПС, ни «Яблоко» не смогли поступиться собственными амбициями. Обе партии хотели, чтобы что-то новое создавалось на их основе при условии сохранения названия... Думаю, это неверно. К сожалению, эти проекты, при всем том, что они были полезны, свое уже исчерпали, бренды — отработаны.
Мы в Правозащитном совете тоже обсуждали возможные варианты развития событий. На мой взгляд, пришла пора отказываться от старых названий и создавать новую структуру — может быть, даже не партию, а скорее движение, достаточно широкое, в которое могли бы войти все люди, разделяющие и поддерживающие несколько базовых ценностей: независимый суд, частная собственность, независимая пресса, свободные выборы. В принципе, дорога не закрыта и лимоновцам, и коммунистам... Если такое движение будет сформировано, я сам готов в нем участвовать.