Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Петербург, александерплац

10 октября 2002 10:00

12 октября в Доме кино откроется пятая программа годового цикла, посвященного культовому германскому режиссеру Райнеру Вернеру Фассбиндеру - «Фассбиндер и литература». С 12 по 27 октября в Доме кино покажут три экранизации: «Больвизер» по роману Оскара Марии Графа, «Фонтане «Эффи Брист» по роману Теодора Фонтане и «Отчаяние - путешествие в свет» по Владимиру Набокову. (Этот фильм был признан кинокритикой лучшей экранизацией прозы знаменитого российского писателя и в 1982 году был удостоен в Германии премии «Золотая кинолента» - за лучшую режиссуру.) Но главным событием, безусловно, станет ночной показ в режиме нон-стоп знаменитого фильма «Берлин, Александерплац».





Обращаясь к культурному наследию в поиске ответов на вопросы современности, Фассбиндер не раз по-своему пересказывал популярные сюжеты немецких кинолент 20-х годов. Случалось, он находил «своих» персонажей и на страницах романов. Даже последний герой его посмертной картины - Керель вышел из книги Жана Жене. И все же центральным персонажем кинотворчества Фассбиндера, который вдохнул жизнь во все самые значительные типажи в его фильмах, стал маргинал Франц Биберкопф из романа Альфреда Деблина «Берлин, Александерплац». Биберкопф стал настоящим альтер эго режиссера, который постепенно приближался к его воплощению через бесконечную галерею образов.
Сериал «Берлин, Александерплац» был высоко оценен критикой. Четырнадцать серий, которые потрясли мир, стали вершиной творчества мастера, своеобразным подведением итогов его творчества.
Полтора-два десятка лет назад невозможно было представить себе эту картину на экранах наших кинотеатров. Хотя в киноклубах о фильме ходили легенды. Только однажды, в 1993 году, сериал-призрак был показан в Санкт-Петербурге в ходе одного из фестивалей культуры стран Балтии... Петербургский музей кино и Немецкий культурный центр имени Гете приготовили киноманам сюрприз. Одиссея Франца Биберкопфа будет полностью показана в Доме кино за одну ночь с 12 на 13 октября. Три переводчика, сменяя друг друга, от заката до рассвета будут вести синхронный перевод.
«Очень сложно прокрутить пятнадцатичасовой фильм подряд, не разбивая его на серии. Да это просто невозможно», - сетовал сам режиссер в одном из своих интервью. Мастер явно недооценил творческого энтузиазма своих ценителей, а может, в тот момент ему просто отказало воображение. Событие, которое начнется в Доме кино в субботу в 17.00, не имеет прецедентов в России. Но у киномузейщиков есть согревающий душу пример: в парижской Синематеке самые редкие сокровища показывали только на ночных сеансах, после закрытия метро...

Алексей НЕДВИГА