Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Крещение чернилами

27 октября 2008 10:00

В деле исчезнувшего в конце декабря 2007 года инвалида Сергея Пальчикова наметились изменения: на днях Смольнинский районный суд Петербурга признал незаконными действия МО «Смольнинское», отдавшего беззащитного человека в руки гражданина с неоднозначной репутацией.

Опека, установленная над одиноким инвалидом, признана незаконной



— Мы ставили перед судом только вопрос о нравственных и иных личных качествах опекуна, которые муниципальное образование «Смольнинское» не рассматривало при назначении опеки вообще, — рассказывает адвокат Алексей Манкевич. — И требовали признать недействительным постановление МО «Смольнинский» о назначении опекуна Сергею Пальчикову.
«Новая» уже не однажды писала об этой истории. Напомним, что в конце декабря прошлого года на глазах соседей по подъезду и друзей семьи 38-летний Сергей Пальчиков, инвалид с детства, но не лишенный дееспособности, был (предположительно насильно) посажен в машину и увезен в неизвестном направлении. С тех пор родственникам и друзьям только один раз удалось увидеть Сергея — в зале районного суда, куда его пригласили в качестве свидетеля. МО «Смольнинское» в срочном порядке назначило Яна Гаценко, который и увез инвалида, попечителем Пальчикова, через полгода то же МО «Смольнинское» назвало Гаценко официальным опекуном инвалида. Никакие протесты родственников Сергея Пальчикова (его родная тетя, сестра отца и ее дочь проживают в Израиле) и друзей семьи не принимались в расчет. И только решение Смольнинского районного суда, вероятно, сможет изменить ситуацию.
На судебном заседании рассматривались только документы, касающиеся непосредственно личности Яна Гаценко, которому МО «Смольнинское» так скоропалительно отдало инвалида в полное распоряжение. А вместе с ним и имущество — у Сергея Пальчикова остались от родителей и дедушки с бабушкой не только квартира в центре города, но и дача. Председатель муниципального совета Грант Аракелов, глава администрации Владимир Секушин и руководитель отдела опеки и попечительства МО «Смольнинское» Ольга Иванова на встречах с журналистами и во время общения с родственниками и адвокатами в один голос утверждали, что господин Гаценко — достойнейшая личность. По словам муниципалов, это человек обеспеченный, у него высокая зарплата, он хозяин отдельной квартиры, поэтому никакого имущественного интереса к Сергею Пальчикову у него нет, им движет только человеколюбие и желание помочь инвалиду.
Но в ходе расследования, которое провели адвокаты, очень скоро выяснилось, что блестящую личность Гаценко сильно подпортили судимости. Он был судим еще в 19-летнем возрасте за корыстные деяния, проще говоря — за кражи в крупном размере и угон машины (статья 44, часть 3, и статья 48 старого УК). И получил пять лет условно. Дальнейшее расследование показало, что на самом деле Гаценко не является владельцем не только квартиры, но и комнат в коммуналке, где он прописан.
Еще более интересная история вырисовывается с местом работы и зарплатой господина Гаценко. Претендуя на должность сначала попечителя, потом опекуна, он продемонстрировал в МО «Смольнинское» справку, в которой говорилось, что он получает около 100 тысяч рублей в месяц. Но на запрос в федеральную налоговую службу пришел ответ, что за весь 2007 год официальные доходы Гаценко составили всего около 150 тысяч рублей, то есть чуть больше 10 тысяч в месяц. И ни одна организация в городе — ни предприятие, ни фирма — не производят за Гаценко отчисления в Пенсионный фонд. А это значит, что он нигде не состоит в штате.
Среди документов, которые муниципалы посчитали серьезными, были две справки — одна из продовольственного магазина, расположенного в том доме, где жил Сергей Пальчиков, вторая — из домоуправления. В обеих говорилось, что господин Гаценко постоянно проявлял заботу об инвалиде — покупал ему продукты, оплачивал его счета за квартиру. При личной встрече с руководством магазина и домоуправлением выяснилось, что о заботе, проявляемой опекуном, они знают только с его слов. На вопрос адвоката Полины Мощицкой домоуправ Галина Губарева ответила, что Гаценко ей сам рассказывал о попечении над инвалидом. Адвокат поинтересовалась, почему в последние полгода перед исчезновением инвалида она, Галина Губарева, распорядилась отдавать квитанции по оплате квартиры не соседям, как делала это всегда, а Гаценко. Губарева ответила, что последний предъявил ей справку, что он якобы является опекуном одинокого инвалида. На вопрос: «Почему вы решили, что у Пальчикова нет родственников?» — домоуправ выдала потрясающую по своей логике фразу: «Так ведь он один прописан в квартире…» (Копии всех документов и диктофонные записи разговоров есть в редакции).
Но самая невероятная история, как выяснили адвокаты, связана с крещением Сергея Пальчикова в православную веру. На судебных заседаниях господин Гаценко неоднократно повторял, что ехать к родственникам в Израиль инвалиду не надо, потому что он крещеный православный, а таким в Израиле делать нечего. Гаценко даже представил в суд копию свидетельства о крещении. Но на официальный запрос из храма, где якобы происходило крещение, пришел ответ. «Прилагаемая форма Свидетельства соответствует образцу, выдаваемому в нашем соборе. Однако отсутствие печати нашего собора предполагает сомнительное происхождение данного документа», — сообщает помощник председателя приходского совета иерей Владимир Жильцов. Но печать на этом сомнительном документе все же имеется — крещение засвидетельствовало МО «Смольнинское».

Наталья ШКУРЕНОК