Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Петербург, который мы не узнаем

20 ноября 2008 10:00

Возглавляемая Александром Вахмистровым комиссия завершила рассмотрение предложений о поправках к проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Самую спорную его часть, касающуюся высотного регулирования, отложили будто на сладкое — однако итоги этого последнего заседания горечь вызывают посильнее полынной.

Новые правила высотного регулирования, одобренные комиссией по землепользованию и застройке, свидетельствуют о намерении не сохранять и даже не развивать Петербург, а заменить его исторический облик чем-то совсем иным



Высотки у Новодевичьего монастыря — градостроительная ошибка, которую не собираются исправлять?
Высотки у Новодевичьего монастыря — градостроительная ошибка, которую не собираются исправлять?


Жертвы есть, виновных нет
Громогласно заявленные обещания извлечь уроки из уже признанных градостроительных ошибок можно считать похороненными и поросшими бурьяном забвения. Достигнутые ранее договоренности об отказе закреплять в новых правилах вылезшие за рамки дозволенного реализуемые или согласованные проекты — нарушены. Решено «не трогать» не вписывающиеся в принимаемые теперь регламенты те объекты, что получили все необходимые разрешения до вступления в силу ПЗЗ. Вопрос о том, насколько законны были сами эти выданные согласования, отчего-то не ставится.
Но почему? Ведь пример той же новой биржи, убившей панораму Стрелки Васильевского острова, свидетельствует о совершенном преступлении не менее убедительно, нежели труп с кинжалом в спине — тут не может быть и речи о каком-нибудь банальном несчастном случае. А коли налицо преступление, то должен быть и преступник.
Сам факт наличия положенных согласований не есть презумпция законности возведения того или иного здания. Да у нас — если по факту — согласование вообще не носит характер правового документа, ибо подписывают одно, а строят другое. О чем свидетельствуют и проведенные недавно проверки — только за первое полугодие нынешнего года Госстройнадзор выявил на стройках Петербурга 364 случая отклонений от требований утвержденной проектной документации.

Шпалерная улица, 60
Шпалерная улица, 60


Вахмистров и пустота
Из самых красноречивых свеженьких примеров — заявление пресс-службы вице-губернатора Вахмистрова, распространенное тотчас после того, как им же возглавляемая комиссия официально признала возводимый компанией ЛЭК высотный комплекс «Империал» подле Новодевичьего монастыря градостроительной ошибкой и утвердила для этой территории высотный предел в 35 метров (при 75 у «Империала»). А Вахмистров сообщает:
«Ситуация со строительством компанией ЛЭК комплекса «Империал» у Новодевичьего монастыря урегулирована. Совместно с прокуратурой города и строительной компанией принято следующее решение: все работы на объекте приостановлены до проведения историко-культурной экспертизы и получения разрешения на строительство. Сегодня ЛЭК сдал в Службу государственного строительного надзора и экспертизы весь пакет документов. Затем Службой будет вынесено заключение, и если оно будет положительным — выдано разрешение на строительство. Что касается высотного объекта, то 73 метра ранее согласованы Градостроительным советом Петербурга. Как известно, комиссией по землепользованию и застройке 14 ноября при рассмотрении высотного регламента на этой территории было принято решение ограничить высоту 35 метрами. Однако это не означает, что ЛЭКу придется уменьшать этажность существующего здания. Напомню, что ранее в ходе общественных слушаний по Правилам землепользования и застройки было внесено предложение устанавливать разрешенную высотность вне зависимости от уже построенных объектов. Комиссия приняла это предложение, так как это позволит исключить в будущем тиражирование так называемых «градостроительных ошибок», возникших по большей части в результате правового вакуума. Кроме того, это означает, что с течением времени, когда потребуется реконструкция либо еще какие-нибудь работы по этим объектам, будет невозможно согласовать существующую высоту — закон потребует ее изменить. Это — разговор о будущем, обратной же силы закон не имеет — здания, построенные в соответствии с имевшимися на тот момент разрешениями, останутся при существующих параметрах».
Вот, оказывается, как — все уже «урегулировано». Притом что «Империал» который год возводит свои высотки вообще без разрешения на строительство. А решение, принимаемое прокуратурой совместно с застройщиком, — это вообще ноу-хау (Александру Ивановичу стоит его запатентовать немедленно — дело, бесспорно, выгодное!). Утверждение о «согласованной» Градостроительным советом высоте — прямая ложь. Ибо Градостроительный совет не имеет полномочий согласовывать что бы то ни было. Из той же серии заявление о якобы существовавшем до сих пор «правовом вакууме». Впрочем, Вахмистров завершает свое удивительное умопостроение напоминанием о том, что «закон обратной силы не имеет». Так что все-таки тогда было — закон или правовой вакуум? Или же вакуум царит в голове чиновников, не желающих ничего знать о действующих законах и считаться с ними?

КГИОП — Чистые Руки
Комиссия по землепользованию и застройке раздала участникам последнего ее заседания обширные итоговые перечни рассмотренных ею предложений: по локальным повышениям застройки, по изменению предельного показателя высоты застройки на кварталы и территории (площадные объекты) и адресам, попадающим на подведомственные КГИОП, а потому исключаемым из схем высотного регулирования ПЗЗ территориям (зоны ОЗ и ЗРЗ-1).
С критериями отнесения объектов к последней из перечисленных категорий тоже случился казус аккурат после финального заседания комиссии. Почтенной публике, собравшейся на пресс-конференции по случаю объявления архитектурного конкурса на разработку проекта «Набережной Европы», сообщили: это хоть и зона ответственности КГИОП (ЗРЗ-1), но для такого случая решили сделать исключение — тут высотные параметры будут установлены ПЗЗ. А КГИОП «снимает с себя ответственность» за эту территорию. Помеченную, как известно, компанией самого Сергея Матвиенко. В общем, инстинкт самосохранения оказался посильнее закона и предписанных должностных обязанностей — комитет предпочел попросту умыть руки и отвалить от греха подальше. Чтоб даже не глядеть на то, как еще до начала архитектурного конкурса объявленное «исключительным» здание Театра балета Бориса Эйфмана перекроет вид на Князь-Владимирский собор. Приведенные главой КГА Александром Викторовым ссылки на то-де, что вот и Александринский театр тоже превышал установленный во времена оно регламент, представляются по меньшей мере неубедительными (дабы не сказать чего-нибудь покрепче). О выдающихся качествах претендующего встать с ним на одну доску новом храме Терпсихоры доподлинно известно лишь то, что будет он высотой в сорок метров (при отпущенных высотным регламентом двадцати восьми). Но если уважаемый балетмейстер настаивает на невозможности плясать в здании меньших габаритов, то отчего было не присмотреть другую территорию — там, где установлены подходящие высотные ограничения, которые не потребуется нарушать? Хоть бы в зоне «Охта-центра».
Для нее, кстати, порешили зафиксировать предел в 100 метров.

Всем сестрам по серьгам
Розданным членам комиссии спискам явно недостает еще одного — для полноты картины и пущей прозрачности стоило бы составить сводный перечень смольнинских предпочтений (сообразно готовности удовлетворить заявки тех или иных инвесторов).
Еще один объект от Сергея Матвиенко получил благосклонную рекомендацию КГА — установить 56-метровую отметку для локальной доминанты в зоне будущей «Невской Ратуши» (притом что по высотному регламенту — 42).
Не утратили аппетита отцы «Монблана» и выросшего в охранной зоне Приморского парка Победы «Пятого элемента» — из корпорации «Строймонтаж». До сих пор, оказывается, они не оставляют надежд отметиться еще какой-нибудь эдакой градостроительной ошибкой. На сей раз приглянулся участок в Сестрорецке (Приморское шоссе, 352, лит. А). Согласно утвержденному правительством Петербурга высотному регламенту 1731 тут фоновая застройка ограничивается десятью метрами, доминанты могут достигать тридцати. Но ЗАО «Строймонтаж» хочется 87! Это его хотение уже каким-то загадочным образом закреплено Временным регламентом застройки для облюбованной территории. В графе «Рекомендовано КГА» перечня вахмистровской комиссии обнаруживаем: да, можно локальную доминанту в 87 метров. Но не возникает ли тогда вопроса — чем же руководствовались разработчики регламента, корпевшие аж десять лет над своими расчетами, если КГА с такой легкостью «поправляет» этот расчет, увеличивая допустимый максимум аж в три раза?!
Кстати, «Строймонтаж» желает получить дополнительные пять метров и на набережной Робеспьера (испрашивает 28 при 23,5, установленных для этого участка, входящего в охранную зону). А это уж — как договорится с КГИОП. Если тот опять не убежит мыть руки. Но есть шанс, что в этом случае может и воздержаться от водных процедур — побережется до более серьезного раза. Например, когда придется рассматривать предложение, от которого куда труднее отказаться: Управление делами президента РФ заявило о намерении превысить в четыре с лишком раза нарисованную для локальных доминант отметку (какие-то, понимаешь, 13 метров!) поблизости от «Консульской деревни» в Стрельне. Президентскому завхозу хочется построить тут конгресс-центр «Константиновский» высотой в 54 метра.
Другая заявочка приоткрывает завесу тайны над тем, какая судьба уготована отданному компании «Возрождение Санкт-Петербурга» под «реконструкцию» дому 1 на Невском проспекте. Судя по всему, историческое здание подле Адмиралтейства намереваются надстроить парой этажей: просят поднять установленную в 23,5 метра планку до 28 (по коньку кровли).
Эта же не чужая вице-губернатору Юрию Молчанову компания претендует на корректировку установленных высотным регламентом ограничений и по ряду других адресов. На проспекте Медиков мечтает подняться до 75 метров (КГА не возражает), на Суворовском — до 48 (продажа квартир с видом на Смольный собор уже рекламируется вовсю, а в свитках комиссии отчего-то нет никаких указаний на высотные параметры ВРЗ и выданных разрешений на строительство). В «Парадном квартале», прорастающем на наших глазах чудовищно гипертрофированными поганками, предлагается по факту закрепить непонятно на каком основании возводимые доминанты (в разных местах «подтянув» закрепленные ВРЗ высотные пределы, кое-где — аж на 14 метров).
Еще хочется 35 метров на улице Радищева, 39 (ВРЗ дало только 28). Ну и даром что ее же объект на Шпалерной, 60, признали градостроительной ошибкой, испоганившей вид на собор Растрелли. Пора пришла легализовать третью очередь этого же жилого комплекса — дайте и тут 35,5!
А вот поступившие от рядовых граждан предложения по поправкам отвергаются с формулировками подчас удивительными. Например, желание ограничить высоту застройки на пересечении Свердловской набережной и Пискаревского проспекта 28–36 метрами комиссия решила отклонить как «экономически нецелесообразное», оставив заложенные 60 (прикрыв за ради соблюдения минимальных приличий фиговым листком не имеющего юридической силы «согласования» градсовета).
Спрашивается, так какими же расчетами руководствуется комиссия — градостроительными или денежными?..

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА